Смекни!
smekni.com

Экзаменационные билеты (стр. 10 из 66)

С середины XVI в. начинает свою историю российское книгопечатание. Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве - книги Святого писания. Всего во второй половине XVI в. в России было издано около 20 больших печатных книг.

Высокого уровня достигает в этот период архитектура. В первой половине XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей. Своеобразие русского зодчества связано появлением в XVI в. шатрового стиля: покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды - шатра. Храм Вознесения в Коломенском (1532 г.) и Покровский собор на Красной площади (Собор Василия Блаженного) - выдающиеся памятники этого стиля. Живопись в XVI в. представлена, как и в предыдущий период, росписью храмов и иконописью. Продолжателем традиций Рублева в иконописи называют Дионисия. Его работы отличает изысканный, утонченный колорит и рисунок. Наиболее известные его работы - иконы Успенского собора московского Кремля и роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (под Вологдой).

Большое развитие в России получило литейное дело. В 80-е годы XV в. в Москве стал действовать государственный пушечный двор. В конце XVI в. пушки изготовлял мастер Андрей Чохов. В 1586 г. он отлил знаменитую Царь-пушку весом 40 т., длиной 5 м и диаметром 890 мм., которая представляет собой подлинное произведение искусства.

Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприятной для развития русской культуры. В бедствиях конца века многие культурные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии. Отрицательную роль сыграли и падение Византии, и ослабление культурных связей со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Но главная причина - создание централизованного Русского государства, требовавшее мобилизации всех духовных сил и материальных ресурсов, вызвавшее усиление социальной напряженности в обществе, яростную борьбу с ересями и свободомыслием, жесткий контроль государства над всеми формами искусства.

"Смута" в Московском царстве

В конце XVI в. в России резко обострились социальные противоречия. Хозяйственный кризис 70-80 гг., ставший следствием Ливонской войны и опричнины, резко отрицательно сказался на экономике страны. Это вызвало новые закрепостительные меры (отмена в 1581 г. права перехода крестьян от хозяина к хозяину в Юрьев день). Среди крестьян резко усилились антифеодальные настроения. Положение усугубили последствия эпидемии чумы и голод, охвативший в 1601-1603 гг. огромные пространства.

После смерти Ивана Грозного в 1584 г. место на престоле занял его сын Федор Иванович, не обладающий широким кругозором государственного деятеля, нерешительный и болезненный. При царе был создан регентский совет, который должен был фактически править страной. В 1598 г. умер царь Федор Иванович. В этом же году Земский собор избрал царем брата овдовевшей царицы - Бориса Годунова, еще при Федоре фактически управлявшего страной. Со смертью царя Федора Ивановича навсегда прекратила свое существование многовековая великокняжеская династия Рюриковичей.

Русская православная церковь, на помощь которой опирался царь, освободилась от формальной зависимости от Константинополя. В 1589 г. в России было учреждено патриаршество. Во внешней политике Годунову удалось заключить 15-летнее перемирие с Польшей, отвоевать у Швеции Ивангород, Ям, Копорье, Корелу и получить выход к Балтийскому морю. Значительно расширились международные и внешнеторговые связи государства.

В своей политике новый государь отказался от широкого террора Ивана Грозного. Он стремился консолидировать весь класс землевладельцев. Для этой цели Годунов пошел на дальнейшее закрепощение крестьянского населения. Была усилена зависимость холопов. Свободный человек, поступивший на работу по найму, после полугода службы превращался в настоящего холопа. Шел процесс становления крепостничества, который вызвал резкий протест широких масс крестьянства и городских низов. Страна оказалась в глубоком социально-экономическом кризисе.

В 1601-1603 гг. страну поразил страшный неурожай. Только в Москве за два года погибло от голода 127 тыс. человек. Правительственные меры борьбы с голодом - раздача хлеба и денег голодающим успеха не имели. Процветало ростовщичество и спекуляция хлебом, крупные землевладельцы (бояре, монастыри) не пожелали выдать свои хлебные запасы. Чтобы ослабить социальное напряжение, был разрешен временный ограниченный переход крестьян от одного помещика к другому. Однако массовые побеги крестьян и холопов, отказы от уплаты повинностей продолжались. Особенно много людей уходило на Дон и Волгу, где проживало вольное казачество. В 1603 г. нарастает волна многочисленных восстаний голодающего простонародья, особенно на юге страны. Правительственным войскам с трудом удавалось подавлять такие бунты.

Знатные боярские роды были недовольны Годуновым, так как он, продолжая политику Ивана Грозного, опирался на дворянство. Боярская оппозиция выжидала момент для его свержения.

В 1602 г. на Украине (во владениях Польско-Литовского государства) объявился человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, сына Ивана IV, убитого в Угличе 15 мая 1591 г. В действительности самозванцем был галичский дворянин Юрий (Григорий) Отрепьев, постригшийся в монахи Чудова монастыря.

Самозванец обратился к польским магнатам и королю Польши Сигизмунду III за помощью. "Расплатиться" за помощь он должен был некоторыми русскими землями, а также обещанием подчинить русскую церковь папскому престолу. Лжедмитрий тайно принял католичество. Однако польский король не решился открыто поддерживать самозванца, и вторжение в Россию было организовано как частное предприятие польских магнатов.

В октябре 1604 г. Лжедмитрий I вступил в южные окраины страны, охваченные волнениями и восстаниями. На сторону самозванца перешел ряд городов, он получил пополнение отрядами запорожских и донских казаков, местных повстанцев. К началу 1605 г. под знаменами "царевича" собралось более 20 тыс.человек.

Правительственные войска в январе 1605 г. нанесли поражение отрядам самозванца под Добрыничами. Лжедмитрий I чудом спасся бегством в Путивль.

В этот критический для самозванца период 13 апреля 1605 г. внезапно умер царь Борис Годунов и на престол вступил его 16-летний сын Федор. Боярство не признало нового царя. 7 мая на сторону Лжедмитрия I перешло царское войско во главе с воеводами Петром Басмановым и князьями Голицыными. Бояре-заговорщики спровоцировали в столице народное возмущение. Царь Федор был свергнут и задушен вместе с матерью.

Лжедмитрий I вступил в Москву. 1 июня Москва присягнула самозванцу. Однако вскоре надежды на "доброго справедливого" царя рухнули. На русский престол сел польский ставленник. Чужеземцы, наводнившие столицу, вели себя, как в завоеванном городе. По всей стране открыто говорили, что шапкой Мономаха завладел беглый монах. Вместе с тем, Лжедмитрий I не передал Польше окраинные земли, поскольку это выглядело бы явным предательством. Невозможно было обратить русский народ в католичество, поскольку это вызвало бы сопротивление не только церкви, но и всего народа. Популярность в массах Лжедмитрий потерял, поскольку не вел антифеодальную политику. Бояре, использовавшие Лжедмитрия для свержения Годуновых, теперь стремились от него избавиться, чтобы захватить власть. Связями с польской шляхтой Лжедмитрий возбудил всеобщее серьезное недовольство.

Особое возмущение у москвичей вызвало поведение 2 тыс. поляков, прибывших в Москву на свадьбу Лжедмитрия с дочерью польского магната Мариной Мнишек. Воспользовавшись этим, бояре во главе с Василием Шуйским 17 мая 1606 г. подняли в Москве восстание. Лжедмитрий был убит.

Через три дня новым царем "выкликнули" с Лобного места на Красной площади родовитого боярина Василия Ивановича Шуйского. Став царем, он проводит политику в интересах узкого круга боярской знати. Новая власть отнюдь не облегчила положение социальных низов. Наоборот, правительство Шуйского принимало все меры к дальнейшему упрочению крепостнических отношений. Крестьянские волнения, возникавшие в некоторых районах, переросли в крестьянскую войну под предводительством И.Болотникова, охватившую многие области страны. Восстание охватило огромную территорию, но проходило главным образом в форме разрозненных выступлений. Отдельные отряды крестьян так и не смогли объединиться в хорошо организованную, дисциплинированную армию. Тем не менее, широкий размах крестьянского движения не позволил осуществить окончательное закрепощение русской деревни, происшедшее лишь в 1649 г. Восставших ждала кровавая расправа, а вождь движения И.Болотников был сослан в Каргополь и несколько позднее ослеплен и утоплен.

Борьба русского народа против польско-шведской интервенции

в эпоху "смутного времени"

Потерпев неудачу с авантюрой Лжедмитрия I, польские феодалы не оставили надежду на раздел России, ее ослабление, превращение в зависимое от Речи Посполитой государство. Был найден второй самозванец - претендент на российский престол. Происхождение его окутано еще большей тайной - он якобы уже дважды спасался от убийц в Угличе и в Москве. Надежда на "хорошего царя" вновь привлекла под знамена самозванца часть крестьянства и посадского населения. Но основной частью армии Лжедмитрия II были хорошо вооруженные польские отряды. Овладев юго-западными районами России и разбив под Болховом царские войска, Лжедмитрий II в июне 1608 г. подошел к Москве. По пути к нему присоединялись недавние болотниковцы. Но так как взять Москву Лжедмитрию не удалось, он стал лагерем близ столицы в селе Тушино (впоследствии Лжедмитрий II получил прозвище "тушинский вор"). Началась осада Москвы. Часть столичной знати переметнулась от царя Василия Шуйского к новому претенденту на русский трон. В Тушине начала действовать своя Боярская дума и приказы.