который заверял: «Относительно нашей артиллерии можете быть спокойными - она безусловно выше японской.»
Но на деле, в бою, все оказалось не так. Меткость русских комендоров была намного выше, чем у японцев, но русские снаряды, попадая в неприятеля по большей части прошивали корабль насквозь и лишь потом взрывались. Это намного уменьшало их разрушительную силу. Сами японцы в последствии признавали:» Если бы ваши снаряды обладали такой же взрывной мощью, как наши, то результат сражения мог бы закончиться для нас плачевно». Японцы были поражены стойкостью русских кораблей, которые продолжали вести бой, имея страшные разрушения корпусов и пожары в надстройках.
К тому же русская эскадра была связана в маневре отрядом транспортов, вспомогательных и госпитальных судов. Японская эскадра, находясь вблизи своих баз, не была обременена всем этим. В этом бою совместились две казалось бы несовместимые крайности: общая слабость российской техники, по сравнению с японской и героическая доблесть российских морских экипажей.
Командующий 2 Тихоокеанской эскадрой адмирал Рожественский З.П. вместе со своим штабом и командирами флагманов не имел необходимой подготовки для руководства боевой операцией такого масштаба, как Цусимское сражение. Да и не верил он в победу. Еще перед отплытием эскадры из Лиепаи он сказал: «Русская публика, возбужденная газетными инсинуациями, слепо уверовала в мой успех. Но я то отдаю себе отчет в том, что уготовила судьба на путях наших странствий. Не следовало бы вообще начинать это безнадежное дело. Но как я могу отказаться вести эскадру, если вся страна верит в мою победу?» И эскадра снялась с якорей и пошла в долгое плавание навстречу гибели.
Цусимское сражение началось 27 мая 1905 года около 14 часов Японцы, двигаясь в кильватерном строю во главе с броненосцем «Миказа», на котором держал свой флаг адмирал Того, всю силу своей огневой мощи сосредоточили на русских броненосцах. Уже через пол часа выбыл из строя и вскоре погиб броненосец « Ослябя». Японцы сосредоточили огонь на броненосце «Суворов», где находился командующий эскадрой Рожественский З.П. Русский броненосец мужественно отбивался, нанося существенный урон японским кораблям. Но силы были не равны и, потеряв управление, броненосец вышел из боевого порядка. К тому же был серьезно ранен адмирал Рожественский З.П. Из-за этого русская эскадра потеряла стройность управления и сражение разбилось на поединки отдельных русских кораблей с превосходящими силами противника. Сражение продолжалось и с заходом солнца. Ночью особенно сильный урон русской эскадре нанесли атаки японских миноносцев. В результате дневного и ночного боев русская эскадра как организованная, боеспособная сила перестала существовать. Были потоплены 4 новейших эскадренных броненосца и один старый. 4 броненосца и 1 эскадренный миноносец из отряда под командованием Небогатова Н.И. Вынуждены были сдаться превосходящим силам противника. 1 миноносец и 3 крейсера ушли в иностранные порты и были там интернированы. Лишь 1 крейсер и 2 миноносца прорвались во Владивосток.
В результате цусимского сражения русская эскадра потеряла убитыми свыше 5 тысяч человек. Было потоплено, сдались и интернировано 27 боевых кораблей. Японская эскадра тоже понесла серьезные потери, но они были значительно меньше. Цусимское сражение - самое крупное поражение русского флота за всю историю его развития. И хотя русские моряки показали в цусимском бою беспримерный героизм, самоотверженность и бесстрашие, сражаясь в трудных условиях против хорошо подготовленного и численно превосходящего врага, неумелое руководство высшего командования, отсталость в вооружении и техническом обеспечении привели к столь плачевному результату. В цусимском сражении потерпело поражение, в первую очередь, царское правительство со своим военным ведомством, но не героизм и стойкость русского моряка. Ленин В.И. совершенно точно охарактеризовал цусимское сражение, как военный крах русского самодержавия.
На сухопутном театре боевых действий, после Мукдена, активных боевых действий практически не проводилось. Обе противоборствующие стороны к этому времени были истощены и морально и материально. Особенно это ощущалось у японцев. В русской армии к тому же после ряда поражений, обусловленных в первую очередь неумелым командованием, началось заметное разложение и рост антиправительственных настроений не только среди солдат, но и офицерского состава. Все яснее становилась явная никчемность этой войны, ведущейся далеко от России, на незнакомой территории.
В Японии намного раньше поняли бесперспективность задуманного предприятия. Еще летом 1904 года, еще до падения Порт-Артура, Токио, предчувствуя угрозу надвигающихся кризисов, и военного, и финансового, и, что особенно страшило, политического, тайно начало зондировать почву для заключения мира. Через побочные каналы дипломатии русскому министру Витте было предложено встретиться с японскими представителями где-нибудь на европейском курорте и начать переговоры о мире. И хотя победа японцев при Цусиме еще больше возродило дух самого вульгарного шовинизма в стране, японское правительство стало ясно понимать, что их политика зашла в тупик. И не только зашла, но и стала задевать политические интересы могущественных покровителей, которые за все время военных действий оказывали Японии существенную помощь, как стратегическими материалами, так и военными.
На другом берегу Тихого океана в Белом доме Вашингтона стали испытывать все большую тревогу. Президент Соединенных Штатов Теодор Рузвельт всегда очень хотел, чтобы Россия и Япония дрались « до тех пор, пока обе державы не будут полностью истощены, и тогда придет мир на условиях, которые не создадут ни желтой, ни славянской опасности». Через много лет его слова почти точь-в-точь повторил английский деятель Уинстон Черчиль, когда Германия напала на Советский Союз. Теодор Рузвельт, поддерживая Японию, желал ослабления позиций России на Дальнем Востоке, который считал зоной своих интересов. Но когда Россия потеряла почти весь свой флот, США стало не выгодно усиление Японии в этом районе земного шара. В исторической перспективе Рузвельту уже виделась будущая японская морская угроза и для России и для Америки, что и произошло в годы Второй мировой войны.
Сразу же после цусимского сражения Япония обратилась к США с просьбой о посредничестве к миру. Русское самодержавие, запуганное надвигающейся революцией и общем недовольством в стране результатами дальневосточной компании, согласилось сесть за стол переговоров. Переговоры походили в американском городе Портсмуте. 5 сентября 1905 года между Россией и Японией был подписан Портсмутский мирный договор. По этому договору русское правительство уступило Японии южную часть острова Сахалин и отказалось от права на аренду Квантунского полуострова с Порт-Артуром и Южно-Маньчжурской железной дороги. Так же русское правительство признавало «особые» интересы Японии в Корее. Как видим, подписание подобного договора, не принесло русскому государству победных лавров и не подняло его престиж в мире.
Если судить о русско-японской войне с точки зрения тактики и стратегии ведения военных действий, то она показала, что к тому времени в этом направлении произошли значительные изменения в военном искусстве, которые не были своевременно учтены ни царским правительством, ни военным ведомством.
Ведение боевых действий на столь отдаленном от центра театре войны показала значительно возросшую роль тыла, надежности железнодорожного транспорта.
Опыт войны показал, что численность армий, задействованных в боевых действиях, резко возросла. Возросла и ширина фронта боевых действий. В бою увеличилось значение огневого удара. Особенно пулеметов, как мобильного средства огневого воздействия на пехоту. Артиллерия научилась поражать противника с закрытых позиций, выросло значение тяжелой артиллерии, способной своими снарядами сокрушать фортификационные укрепления противника.
Война потребовала уже не просто закапываться войскам в землю, роя окопы, но и возводить сложные инженерные позиции, требовавших большей механизации войск и создания довольно крупных инженерных подразделений.
Пехота в ходе боевых действий отказалась от сомкнутого строя и стала применять рассыпной строй, приноравливаясь к окружающей местности. Особенная выгода подобного строя стала хорошо заметна при массированном применении пулеметов.
В морском бою большую роль стали играть быстроходные крейсера и миноносцы. Тактика и стратегия морского боя так же претерпели существенные изменения.
Горький опыт русско-японской войны был учтен в реорганизации армии и флота, которая была проведена в 1908-10 годах.
Слабость военно-экономического потенциала царской России, отсталость армии и флота от передовых военных технологий того времени, бездарность и слабая подготовка высшего командного состава - вот основные причины поражения России в этой, малой по времени, но очень большой по понесенному урону и престижу страны, войне.
end_of_the_document_label