Зимой 1843\44 гг. в Ницце Гоголь составил обширный сборник выписок из творений святых отцов. Тогда же у него возникает потребность глубже войти в молитвенный опыт Церкви. Результатом этой духовной жажды явилась толстая тетрадь переписанных им из служебных Миней церковных песен и канонов. Эти выписки Гоголь делал не только для духовного самообразования, но и для предполагаемых писательских целей.
В начале 1845 года в Париже Гоголь работает над книгой «Размышление о Божественной Литургии», оставшейся незавершённой и увидевшей свет после его смерти. Цель этого духовно-просветительского труда, как это определил сам Гоголь, — «показать, в какой полноте и внутренней глубокой связи совершается наша Литургия, юношам и людям, ещё начинающим, ещё мало ознакомленным с её значением».
Параллельно с новыми сочинениями Гоголь интенсивно трудится над 2-м томом «Мёртвых душ». Писание продвигалось медленно. Продолжение поэмы он не мыслит теперь без предварительного воспитания своей души. Летом 1845 года разразился у Гоголя кризис, позднее перевернувший всё его мировоззрение. Он пишет духовное завещание, позднее вошедшее в книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», и сжигает рукопись второго тома.
О самом сожжении мы фактически не имеем других сведений, кроме сообщённых самим Николаем Васильевичем в последнем из «Четырёх писем к разным лицам по поводу «Мёртвых душ», напечатанных в той же книге. «Не легко было сжечь пятилетний труд, произведённый с такими болезненными напряженьями, где всякая строка досталась потрясеньем, где было много того, что составляло мои лучшие помышления и занимало мою душу». В этом же письме Гоголь объясняет причину сожжения своего труда: «Появление второго тома в том виде, в каком он был, произвело скорее вред, чем пользу».
Последние десятилетие жизни Гоголя проходит под знаком всё усиливавшейся тяги к иночеству. Не давая монашеских обетов целомудрия, нестяжания и послушания, он воплощал их в своём образе жизни. Сам он не имел своего дома и жил у друзей, — сегодня у одного, завтра у другого. Свою долю имения он отказал в пользу матери и остался нищим, — помогая при этом бедным студентам. Оставшиеся после смерти Гоголя личное его имущество состояло из нескольких десятков рублей серебром, книг и старых вещей – а между тем созданный им фонд «на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством», составлял более 2,5 тысяч рублей.
Предсмертная болезнь, сожжение рукописей и христианская кончина Н.В. Гоголя заключает в себе много таинственного. События последних дней жизни Гоголя для многих его современников явились полной неожиданностью. Он жил в доме гр. А.П. Толстого на Никитском бульваре. Он занимал переднюю часть нижнего этажа: две комнаты окнами на улицу (покои графа располагались наверху).
Физическое состояние Гоголя в последние дни жизни резко ухудшилось: очевидцы заметили в нём усталость, вялость и даже изнеможение – отчасти обострение болезни, отчасти действие поста. Со слов гр. Толстого известно, что Гоголь принимал пищу два раза в день: утром хлеб или просфору, которую запивал липовым чаем, вечером – кашицу, саго или чернослив. Но всего очень понемногу. К нему приглашали знаменитейших московских докторов, однако, наотрез отказался от лечения. Гоголь соборовался и причастился Святых Таин.
21февраля \ 4марта 1852 года около 8 часов утра, Н.В. Гоголь представился о Господе. Последними его словами было «Как сладко умирать!».
Любовь к России, её монарху и монархической государственности, Гоголь выразил как в своих художественных сочинениях, так и в духовной прозе и в частности в «Выбранных местах из переписки с друзьями». В своих произведениях Гоголь продолжал развивать идею о Третьем Риме, призывал своих соотечественников вернуться к идеалам Святой Руси. К сожалению, до последнего времени монархическая и патриотическая позиция Николая Васильевича осталась непонятой, и в сознании большинства людей Гоголь представляется как сатирик, критик крепостничества и основателя натуральной школы. Даже такой выдающийся русский и философ как В.В. Розанов, не до конца понял суть основных положений и идей Николая Васильевича. Однако, в конце жизни, став свидетелем разрушенного русского царства, отмечает в «Апокалипипсисе нашего времени» следующее: «Прав был этот ужасный хохол». Наверное, это можно объяснить тем, что Розанов в этом «апокалипсисе» увидел точное пророчество и правоту Гоголя. В некотором смысле Гоголя можно считать писателем эпохи апокалипсиса. И может быть только сегодня, мы можем по–настоящему приблизиться к истинному пониманию Николая Васильевича.
Основной мыслью Гоголя была критика западнического периода русской истории, выражавшееся в критике Петербурга как «города «мёртвых душ», чиновника не знающих и не понимающих своей собственной страны, роботов и кукол, живущих без почвы и души, где фактически отсутствует духовная личность.
Вопрос патриотического служения России, честного, добросовестного исполнения каждым русским своих служебных обязанностей всю свою жизнь волновало Гоголя. «Мысль о службе, — признавался Гоголь в “Авторской исповеди”, — у меня никогда не пропадали». В другом месте он пишет следующее: «Я не знал ещё тогда, что много любви к ней, которая бы поглатила уже все другие чувства, — нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином, во всём смысле этого слова. А потому и не мудрено, что не имея этого в себе, я не смог служить так, как хотел, несмотря на то, что сгорал действительно желанием служить честно».
По мнению Гоголя, все беды России происходят от того, что многие из образованных русских людей, пропитанных европеизмом петровского и постпетровского времени (эпоха XVIII – начала XIX века), не понимают, «что пути и дороги к светлому будущему скрыты именно в этом тёмном и запутанном настоящем». Один царь, без помощи образованного общества и чиновничества, не сможет хорошо исполнять свой царский долг. При этом Гоголь никогда не призывал мириться с тёмными сторонами современной ему русской жизни, как отмечали многие революционеры и либералы-западники, в частности, В.Г. Белинский.
«Выбранные места из переписки с друзьями» – одна из лучших книг, написанных Гоголем (кроме этой книги мыслитель написал «Авторскую исповедь», «Арабески», «Размышления о божественной литургии»). По своему жанру «Выбранные места из переписки с друзьями» занимают промежуточное положение между «Философическими письмами» П.Я. Чаадаева и «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского. Психологическая идея, пронизывающая все произведения Гоголя – страх. Автор не скрывает от читателей своего страха, охватывающего его при мысли о какой-то неясной, но отчётливо надвигающейся катастрофы: «Соотечественники, страшно!», — кричит он всем нам. А мы его не слышим: как не слышали наши предки тогда, так не слышим и мы.
В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь выступает как сторонник самобытных начал Святой Руси и призывает своих соотечественников осознать свою неповторимую и национальную сущность, историческое призвание России, уникальность её культуры и литературы. Так же как и славянофилы, Николай Васильевич был убеждён в особой миссии России, которая, по его словам, чувствует Божию руку на всём, что сбывается в ней, и чует приближения другого царства. Эта особая миссия России связывалась с православием как наиболее истинным, неискажённым (в отличие от католицизма или протестантизма) христианством.
Размышляя об основах русской цивилизации, Гоголь особое внимание уделяет роли Православной Церкви в жизни России, утверждая, что Церковь не должна существовать отдельно от государства, без монарха невозможно полноценное его существование. Он был согласен с А.С. Пушкиным в том, что «государство без полноценного монарха – автомат: много-много, если оно достигнет того, что и выеденного яйца не стоит. Государство без полноценного монарха то же, что оркестр без капельмейстера…».
Со стороны же либеральной, атеистической, революционной и масонской интеллигенцией за подобные идеи великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь был подвергнут бойкоту, во главе которой стоял В.Г. Белинский.
Сам Гоголь в «Переписке с друзьями» призывает своих, ставших интеллигентами-космополитами, соотечественниками осознать самих себя, свою национальную душу, свою русскую сущность и своё православное миропонимание, сделав то, к чему он так тяжело шёл всю свою жизнь. Всё неустройство русской жизни, вполне обоснованно считает Гоголь, происходит от того, что русский образованный класс перестал после реформ Петра I, ценить то великое, духовное сокровище, которое всегда ценил русский народ – Православие. Интеллигенцию же, чтобы она понимала свою страну, он призывал «проездиться по России», ибо этот слой, живя в стране, «её не знает». «Великое незнание России посреди России», — таков неутешительный вердикт русского писателя и патриота, который полностью актуален и злободневен сегодня.
Необходимо, подчёркивал Гоголь, не только чтобы русский гражданин знал дела Европы, но прежде всего не упускал из вида русские начала, в противном случае «похвальная жадность знать чужеземное» не принесёт добра. Послушаем, хоть сейчас завет великого русского пророка и писателя и станем наконец самими собой. Помянем его. Царствия Ему Небесное. Аминь.
Список литературы
1) Русская философия. Словарь. – М:1995.
2) Русский патриотизм. Словарь. – М.:2002.
3) Русское мировоззрение. Словарь. – М.:2003.
4) Русская литература. Словарь. – М.:2004.
5) Русские писатели. 1800-1917. Т.1-6. Вышло 1-4. – М.:1989-1999.
6) Н.В. Гоголь и православие. Сборник статей о творчестве Н.В. Гоголя. – М.:2004.
7) В.В. Воропаев. Гоголь над страницами духовных книг. – М.:2002.
8) В.В. Зеньковский. История русской философии. Т.1-2. – Р.:1991.
9) В.В. Зеньковский. Русские мыслители и Европа. – М.:1997.
10)Б. Башилов. История русского масонства. – М.: 2003.
11)К.В. Мочульский. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. – М:1995.
12)В. Глянц. Гоголь и апокалипсис. – М.:2004.
13)М.О. Меньшиков. Письма к русской нации. – М.:1999.
14)М.О. Меньшиков. Национальная империя. – М.:2004.
15)В.В. Розанов. О писательстве и писателях. – М.:1995.
16)В.В. Розанов. Легенда о Великом Инквизиторе Достоевского. – М.:1996.
17)И. Золотусский. Гоголь. (Серия ЖЗЛ). – М.:1998.