Н.А. Майорова повторяет и традиционные для советской историографии суждения о "корниловском мятеже, отражавшем стремление кадетов к установлению военной диктатуры буржуазии". Позицию кадетов в дни корни-ловского выступления П.Н.Милюков охарактеризовал формулой "сочувствие, но не содейст-вие"; Л.Г.Корнилов в августе готовился не к мятежу, а к наведению порядка в столице при поддержке А.Ф.Керенского; непоследовательность министра-президента, сначала обещавшего эту поддержку, а затем передумавшего сотрудничать с популярным генералом, поставила главнокомандующего в двусмысленное положение, выйти из которого он попытался, организовав импровизированный марш на Петроград. Что же до "бессилия Временного правительства" в августовские дни, то такого правительства тогда просто не существовало: после начала корниловского выступления министры наделили всеми полномочиями Керенского и подали в отставку; страной управляла созданная на беспартийной основе директория.
В истории августовского кризиса до сих пор много неясного; существуют различные объяснения странного поведения главных действующих лиц тогдашней драмы, бытуют различные толкования смысла происходившего. Версия, которой придерживается Н.Верт (см. с. 94-95, указ. соч.), представляется мне не слишком убедительной; эта версия явно служит оправ-данию Керенского. О некоторых других воз-можных реконструкциях хода августовских событий я писал в книге "История России: спор-ные проблемы" (2-е изд., испр. и доп. - М.: Школа-Пресс, 1994. С. 159-162).
Немало сомнительных суждений содержится в том разделе статьи Н.А. Майоровой, где речь идет о Брестском мире и национальном вопросе. Так, довольно странно выглядит утверждение, будто 4 декабря 1917 г. большевики признали "Украинскую народную республику во главе с Центральной радой". На самом деле этим числом датируется направленный Раде ультиматум. В первых его строках действительно говорится о готовности СНК считать УНР самостоятельным государством, но затем большевики предлагают Раде "оказывать со-действие революционным войскам в деле их борьбы с контрреволюционным кадетско-ка-лединским восстанием" и признать власть созданных на Украине советов. В случае отсутст-вия в течение 48 часов положительного ответа на ультиматум большевистское правительство угрожало Раде войной.
Есть в этом разделе статьи и другие неточно-сти (так, сумма контрибуции по Брестскому миру рассчитывалась достаточно сложно и приближалась к шести миллиардам марок); далеко не бесспорным представляется и вывод Н.А. Майоровой о "последовательности большевиков", якобы готовых в последние месяцы 1917 г. и в начале 1918 г. "до конца отстаивать принцип самоопределения наций". Ограни-чусь, однако, сделанными выше замечаниями. В одном из ближайших номеров журнала я рас-считываю вернуться к теме распада Российской империи и подробнее рассказать о том, как я представляю себе проблему русско-украинских отношений в 1917 - 1918 гг.
В заключение следует сказать о том, что Н.А. Майорова называет "соотношением социализма и капитализма в российской истории". Сразу же оговорюсь, что я не разделяю представлений автора "Размышлений..." о детерминированности общественного развития экономическими факторами. Более того, я при-надлежу к числу порицаемых Н.А. Майоровой "наивных идеалистов, не знающих законов общественного развития"; по наивности я пола-гаю, что, изучая историю, мы лишь приближаемся к постижению ее смысла, что понимание закономерностей становления социума - это возможный (но отнюдь не гарантированный) результат процесса познания, а не предпосылка исторических изысканий.
Мой идеализм, однако, не простирается так далеко, чтобы всерьез рассуждать о той "форме общества", которая никогда не существовала, но могла бы возникнуть, - если бы большевистский эксперимент застрял бы на этапе новой экономической политики.
Вероятность подобного исхода коммунистических социальных опытов в статье Н.А.Майоровой обосновывается ничуть не убедительнее, чем в сочинениях любых иных приверженцев социалистической идеологии - от Томмазо Кампанеллы до Роя Медведева и от Шарля Фурье до Михаила Горбачева. Рассуждения о небывалой общественной собственности, разумеется, имеют право на идеологическое бытование - они не менее увлекательны, чем версия о вмешательстве инопланетян в развитие земной цивилизации. Я, правда, не понимаю, какое отношение подобные версии и рассуждения имеют к российской истории.
В отечественной же истории на протяжении семи десятилетий развивался, стагнировал да агонизировал вполне реальный тоталитарный социализм; другого не было и быть не может. Заключив слово "социализм" в кавычки или переименовав его в государственный капитализм, как рекомендует Н.А. Майорова, мы нисколько не приблизимся к пониманию смысла происходившего в России в XX в. Не больше способствуют такому пониманию противоречащие фактам утверждения: о том, например, что "современный капитализм", т.е. западное общество, якобы славится государственным регулированием экономики (на самом деле на Западе уже несколько десятилетий вовсю идет денационализация промышленности, государ-ство перестает быть субъектом хозяйственной деятельности); или о том, что в нынешней Рос-сии происходит всеобщее обнищание (процесс снижения реальных душевых доходов за-тронул, по различным оценкам, от 10 до 15 % жителей страны, что, конечно, тоже радовать не может, но никак не свидетельствует о рез-ком падении покупательной способности нА-селения; с 1992 г. покупательная способность возросла в несколько раз)...
Впрочем, тут мы уже вторгаемся в заповедную зону политических пристрастий, обоснование которых явно не может рассматриваться как задача исторических изысканий.