Смекни!
smekni.com

Марат - идеолог Террора (стр. 3 из 3)

Это - фундаментальное изменение, поскольку оно способно отодвинуть на второй план элементы преемственности и стать основанием для вывода о существовании у парода политического сознания, сформировавшегося в лоне новой политической культуры. Однако надо заметить, что применение политических понятий и лексики Революции, обращение к суверенитету народа во многом было связано с присутствием в толпе политических активистов, привносивших в нес свои ценности и свою риторику. Эти два подхода к политике существовали бок о бок и, в то же время, не совпадали друг с другом; один провозглашался открыто, другой - нет;, они сосуществовали, но не смешивались, о чем свидетельствуют, например, массовые движения в марте и, особенно, в сентябре 1793 г., когда активисты приложили недюжинные усилия, чтобы придать требованиям участников волнений приемлемое политическое выражение.

Еще более важно то, что, несмотря на вес изменения, конечная цель народного движения и после 1789 г. оставалась тон же, что и ранее. Речь по-прежнему шла либо о наказании правителей и их прислужников, считавшихся виновными в неприемлемой ситуации, либо о принуждении их поступать в соответствии с потребностями общественного блага, каким его представлял себе народ. Именно в этой сфере и действовал Марат, успешно исполняя во время Революции роль " голоса " народа. Народ, действительно, бунтовал для того, чтобы оказать давление на политическую власть, которую по отношению к себе изначально воспринимал как внешнюю. Толпа вторгалась в сферу, занимаемую в обычной ситуации власть имущими, не для того, чтобы эту власть захватить, а для того, чтобы заставить их поступать должным образом. Восстание было исключительным ответом па исключительную ситуацию; оно не предполагало каких-либо притязаний па власть, а, напротив, служило имплицитным подтверждением се независимости и автономии. Колин Лукас в этой связи также отмечает, что неизменно наступал момент, когда толпа, считая, что не может заходить далее определенной черты, перекладывала задачу, например, наказания виновных, на представителей законной власти, предоставляя им большую или меньшую свободу действий, но угрожая вмешаться, если они уклонятся от выполнения этой задачи. Так, 31 мая 1793 г. восставшие окружили Конвент, не проникая внутрь и позволяя депутатам самим принять решение об изгнании жирондистов. А когда два дня спустя повстанцы вторглись в Конвент, фактически захватив власть, то можно было видеть, насколько они оказались обескуражены и неспособны действовать в той сфере, за которой они, даже угрожая, всегда признавали автономность.

Подобные действия парода, в коих порою видят предвестие прямой демократии и " антипарламентаризма " , были обусловлены, на самом деле, весьма давним представлением о взаимоотношениях правителей и управляемых. Хотя восстание могло использоваться политической группой в качестве решающего средства борьбы за власть, его динамика определялась органическим представлением об обществе, согласно которому парод и его правители связаны контрактом, налагающим на них ряд взаимных обязательств, несоблюдение коих правителями оправдывает восстание народа. Народ не столько боролся за суверенитет, сколько отстаивал свое право не быть угнетаемым.

Для того старинного понимания политического порядка, которое определяло действия санкюлотов, легальность и, в частности, выборность имели второстепенное значение. Избирательное право служило народу не столько средством участвовать в управлении, сколько защитой от угнетения, давая возможность общаться с властями через своих уполномоченных, которые, будучи тесно связанны с избирателями и находясь под угрозой отзыва, не могли иметь интересов, отличных от интересов народа. Важно не столько избирать правителей, разделяя таким образом и отчасти беря на себя ответственность за принятые ими решения, сколько иметь право их наказывать, если они нарушат основополагающий договор, связывающий их с пародом. Введенные в 1791 г. ограничения па подачу коллективных петиций были сочтены неприемлемыми именно потому, что они во имя единства интересов нации и избранных ею представителей ставили под сомнение право народа защищаться от посягательств со стороны его правителей. Зато отказ на неопределенный срок от выборов в конце 1793 г. не вызвал каких-либо особых волнений, так же, как и восстановление их в 1795 г. не сопровождалось взрывом энтузиазма. Радикализм революционных секций был мало совместим с парламентаризмом, но в своей основе определялся традиционным пониманием политики. Приверженная архаической модели противопоставления собственно народа и магистратов, далекая от демократической модели общества, которая построена на взаимозависимости граждан и предполагает периодическое выдвижение некоторых из них во власть, толпа восставала, чтобы наказывать своих правителей, но не брала па себя труд избирать их.

Корни террора, понимаемого как форма коллективного карательного насилия, идеологом которого выступал Марат, уходят, таким образом, в политическую культуру Старого порядка. Однако было бы ошибочно рассматривать, подобно Эдгару Кине, террор в целом как уступку нового старому или как иллюстрацию живучести черт прошлого в настоящем. Разумеется, взрыв насилия, произошедший в 1789 г., во многом схож с теми, что случались ранее в ситуациях кризиса и стремительного ослабления государственной власти и имели целью восстановление естественного порядка вещей. Тем по менее, этому взрыву " архаического " насилия сопутствовал и новый тип насилия - собственно революционного, которое пропагандировалось и использовалось как средство, выходящее за рамки права, по оправданное предполагаемыми заговорами контрреволюции. Таким образом. Террор стал одновременно порождением и Старого порядка, и Революции.

Список литературы

Называвшаяся изначально Le publicistc parisien ["Парижский публицист " ], эта газета, начиная с № б (16 сентября 1789 г.) получила название L'ami du people |"Друг народа " ].

Недавно вышло критическое собрание " Политических сочинений " Марата за 1789-1793 гг. - MARAT J.P. Oeuvres politiques (1789-1793). Bruxelles. 1989-1995 - из которого приводятся в дальнейшем цитаты.

См.: LABROSSE С., RETAL P. Naissance du journal revolutionnairc (1789). Lyon. 1989, p. 193-203; BAECQUE A., DE. Le Corps de 1'histoire. Metaphores et politique (1770-1800). P. 1993, p. 266-286.

BRISSOT J.P. Memoires (1754-1793). T. 1. P., s, d., p. 207.

OZOUF M. Marat. - Dictionnaire critique de la Revolution franchise. Sous dir. F. Furet et M, Ozouf. P. 1988, p. 282-284.

Ibid., p. 278.

См.: COQUARD O. Marat. P. 1993, p. 315-356. См. также весьма скромные, несмотря на явно апологетические намерения, результаты подробного анализа, проведенного издателями работ Марата. - MARAT J. P. Oeuvres politiques, Т. 6, р. 1045-1061.

BLANC L. Histoire de la Revolution fransaise. T. 5. P. 1847-1862, p. 360. Влияние Ла Боэси на Марата подчеркнуто О. Кокаром. См.: COQUARD О. Op. cit., p. 344.

MARAT J.P. Les Chaincs de 1 'esclavage, ouvrage destine a developer les noirs attentats des princes contre les peoples; les ressorts secrets, les ruses, les menees, les coups d'Etats qu'il emploient pour detruire la liberte et les scenes sanglantes qui accompagnent le despotisme. P. 1793, p, 19. Опубликованное в 1774 г. на английском языке, это сочинение было переведено на французский язык в 1793 году.

См.: MARAT J.P. Oeuvres politiques. Т. 3, p. 569-570; и особенно - COQUARD О. Op. cit., p. 341-351.

OZOUF M. Marat, p. 283-284.

Этими страницами я во многом обязан работе ROLLAND P. Marat ou la politique du soupcon. - Le Debat, 1989, № 57, Novembre-decembre.

GUENIFFEY P. Brissot. - La Gironde et les Girondins. P. 1991, p. 37-464.

Это особо подчеркивают Ж. Де Кок и Ш. Геи. См.: MARAT J.P. Oeuvres politiques. Т. 4, p. 636.

RUDE G. La Foule dans la Revolution francaise / Trad. A. Jordan. P. 1982; LEFEBVRE G. La Grande Peur de 1789, suivi de Les Foules revolutionnaires / Avec une preface de J. Revel. P. 1988.

LUCAS C. Crowd and politics. - The Political Culture of the French Revolution. Oxford. 1988, p. 259-285.