Первым в этом описании является эпизод со змеями. Моисей сделал медного змея и выставил его на знамя [2, Числа, 21, 9], что было явным отступничеством от монотеизма, единственным на протяжении всей деятельности пророка. Логично предположить, что этот эпизод Моисею приписан.
Дальше на протяжении всего пути (гл. 21) Моисей практически не упоминается, а говорится так: “отправились сыны Израилевы” [2, Числа, 21, 10], “воспел Израиль песнь сию” [там же, 17], “послал Израиль послов к Сигону” [там же, 21] (сравните: “послал Моисей из Кадеса послов к царю Едомскому” [2, Числа, 20, 14]. В дальнейшем повествовании Моисей упоминается чаще, но основную роль начинают играть первосвященник Елеазар (сын Аарона) и его сын Финеес.
Сомнителен также эпизод в Кадесе, когда Моисей и Аарон не знали, как напоить народ [2, Числа, 20, 2-13]. Это почти дословное повторение эпизода в Рефидиме [2, Исход, 17, 1-7]. Но именно здесь, по этому ничтожному поводу Бог объявил Моисею, что тот не введет народ в Ханаан [2, Числа, 20, 12]. Видимо, здесь просто отголосок трагической судьбы Моисея.
Согласно Библии, в Кадесе умерла Мариам [2, Числа, 20, 1]. Неподалеку, на горе Ор, умер Аарон. Не была ли их смерть насильственной, сказать трудно. Во всяком случае, они были с почестями похоронены, так как являлись исконными вождями народа. Моисея же израильтяне считали главным виновником своих бед, возможно поэтому “никто не знает места погребения его” [2, Втор., 34, 6]. Законно также другое предположение: Моисей, не сумев подавить бунт, покинул лагерь израильтян, и больше они не встречались.
2.4. 40 лет в пустыне
При изложении путешествия евреев по пустыне Библия не сообщает, сколько времени они провели в каком месте. Известно только, что от горы Синай они отправились в начале второго года [2, Числа, 10, 11]. Ясно, что разведчики побывали в Ханаане вскоре, так как именно после этого Бог объявил о том, что народу прийдется пробыть в пустыне 40 лет [2, Числа, 14, 33-34]. Но в обзорном изложении путешествия [2, Числа, 33, 38] сказано, что Аарон умер на горе Ор в сороковой год по исшествии из Египта. Из этого следует, что евреи пробыли около 40 лет в пустыне Син около Кадеса. В это трудно поверить: вряд ли они смогли бы там так долго кормиться.
Более логично предполагать, что, если между исходом и вторжением в Ханаан действительно прошло 40 лет, то большую часть из этого периода евреи провели в заиорданских степях, где были подходящие пастбища. Это подтверждается следующими фразами из Библии: “и жил Израиль во всех городах Аморрейских, в Есевоне и во всех зависящих от него” [2, Числа, 21, 25], “и жил Израиль в Ситтиме” [2, Числа, 25, 1]. В то же время, никакого намека на длительность пребывания евреев в пустыне Син в Библии нет.
2.5. Версия
Итак, по моему предположению, после отделения иудеев во главе с Халевом в израильском стане вспыхнул бунт, во время которого Моисей был убит или бежал. Израильтяне во главе с коленом Рувима двинулись к Чермному морю, а оттуда в Заиорданье. Часть левитов ушла с Халевом, часть последовала с ними. В Заиорданье они разгромили Аморреев и заняли их территорию. Старшие колена – Рувима и Гада – заняли основные пастбища, остальным земли не хватило, и они стали готовиться к завоеванию Ханаана.
Как можно решить “Иерихонскую загадку”? Как преодолеть противоречия, связанные с Иисусом Навиным?
Я предполагаю, что часть еврейских племен вышла из Египта до того, как евреи попали в рабство, т.е. в XV-XIV вв. до н.э. Эти племена считали себя потомками Иосифа, могущественного наместника фараона времен владычества гиксосов. В XIV в. они из Заиорданья под предводительством вождя по имени Иисус вторглись в Ханаан и разрушили Иерихон. Но дальше, видимо, не продвинулись и вернулись в Заиорданье. Это были племена Манассии, Ефрема, Вениамина, Дана и Неффалима (детей Иакова от Рахили и Ваалы). Спустя 1,5 столетия они соединились с родственными племенами, пришедшими в Заиорданье – Рувима, Гада, Иссахара, Завулона и Асира (детей Иакова от Лии и Зелфы, кроме Симеона, Левия и Иуды). Объединившись, израильтяне сумели разгромить Аморреев и занять значительную территорию за Иорданом, которой, впрочем, все равно на всех не хватило. Тогда вождь из племени Ефрема Осия Навин начал готовиться к вторжению в Ханаан. Он изменил свое имя на имя Иисус в память о вожде, разрушившем Иерихон. Под его руководством израильтяне успешно вторглись в Ханаан, хотя и не смогли покорить его целиком.
Познакомившись с религией Моисея, Иисус Навин нашел ее удобной для того, чтобы объединить и держать в повиновении израильтян, и стал ее приверженцем. Он провел обрезание своего народа.
Список литературы
1. Косидовский З. Библейские сказания. М., Изд-во политической литературы, 1968.
2. Библия. М., Российское библейское общество, 1993.