Смекни!
smekni.com

История герба города Барнаула (стр. 2 из 3)

С гербоведческой стороны вызывают вопрос слова ":дымящейся доменной печи". Как известно, доменная печь, равно как и сам доменный процесс, сопутствуют получению чугуна, который на территории Алтайского горного округа никогда не производился. В то же время при составлении городских гербов Департамент герольдии требовал ":принять за правило, чтобы обозначить в них (гербах. - С.В.) милость Императорского Величества к сим селениям, а вместе с тем и обстоятельства и промыслы оных"14. Поэтому доменная печь, с точки зрения основной направленности хозяйственной деятельности Алтайского горного округа, выступать его эмблематическим воплощением не может. Другое дело меде- или сереброплавильная печь. Использование подобной эмблематики в гербе города Барнаула объяснимо и понятно как с исторической, так и экономической позиций. Почему же в Полном собрании законов Российской империи фигурирует именно доменная печь? Как мне кажется, этому есть несколько объяснений и предположений.

1846 г., когда был утвержден герб административного центра Алтайского горного округа, приходится на период, являющийся не самым лучшим в истории русской геральдики. Герольдия, имеющая права коллегии, в это время была занята делами, которые далеко выходили за пределы геральдики и были весьма сложны. С одной стороны, герольдия занималась составлением новых частей "Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи", с другой стороны, решала проблемы, связанные с дворянскими званиями западных губерний России и их гербами. С работой в области городской геральдики герольдия не справлялась. Более того, в это время пост гербового судьи, т.е. геральдиста-профессионала, в герольдии оставался вакантным, поэтому все проекты городских и земельных гербов представлялись Николаю I через Министерство внутренних дел. Не явился исключением в этом плане и барнаульский герб. Прямых свидетельств о том, где подготавливался проект герба центра Алтайского горного округа, кто был его автором, в настоящее время нет. Но хорошо известно, что департамент герольдии, заваленный делами, требовал от местных городских властей самим разрабатывать проекты городских гербов. Окончательная же их доработка и "клишированное" описание производились, скорее всего, уже в самой герольдии либо, как это было в большинстве случаев, в особом департаменте Министерства внутренних дел. Косвенные данные говорят в пользу того, что проект герба Барнаула был подготовлен, скорее всего, специалистами главной чертежной мастерской Алтайского горного округа, возможно, при участии горных инженеров, близких к ней. Не мог оказаться, как я думаю, в стороне от этой работы и архитектор Алтайских заводов Я.Н. Попов. А они никак не могли позволить себе поместить на гербе нашего города, в центре которого находился сереброплавильный завод, доменную печь. Символом Барнаула закономерно и логично должна была выступить сереброплавильная печь. Скорее всего, так и было. Более того, авторы проекта герба города, безусловно, знали печать Барнаульского городского магистрата, на изображении которой еще с конца XVIII в. имелась сереброплавильная печь15.

Таким образом, данную печать можно считать "гербовой" в том смысле, что именно она стала "крестной матерью" главного элемента символики будущего герба Барнаула. А в доменную печь она превратилась, как я думаю, уже в Санкт-Петербурге, в Министерстве внутренних дел при подготовке ее описания для императорского указа. И это не удивительно. Сам Николай Павлович считал российские геральдические практику и делопроизводство весьма и весьма несовершенными. Это подтверждает и вышедшее в эпоху Николая I особое приложение к Полному собранию законов Российской империи, где были сведены воедино городские и земельные гербы. Это издание, подготовленное отнюдь не гербоведами, было очень несовершенным: многие гербы были воспроизведены граверами с искажениями и ошибками, их описания страдали опечатками и прямыми несоответствиями. Видимо, в результате простой оплошности чиновника и произошло это досадное недоразумение в описании герба Барнаула. Поэтому совершенно справедливо в Уставе нашего города записано, что ":дымящаяся печь - символ сереброплавильного производства".

Я должен объяснить, почему в данной статье наряду с анализом изображения герба нашего города я так подробно останавливаюсь на его описании. Дело в том, что герб как правовой знак, по имеющейся традиции, регистрируется Геральдическим советом при Президенте РФ и заносится в Государственный геральдический регистр Российской Федерации. При этом, как ни парадоксально, регистрация официального символа и отличительного знака осуществляется Геральдическим советом только после принятия решения об утверждении их описаний16. Поэтому при составлении описания герба (которое обязательно утверждается законодательным актом), представляемого на экспертизу в Геральдический совет, необходимо соблюдать все правила геральдики, в первую очередь блазонирования.

Вариант герба Барнаула от 16 ноября 1995 г. в редакции 2003 г. Геральдическим советом не утвержден как не прошедший экспертизы. Одна из основных причин - использование в гербе нашего города символа Томска - серебряного коня на зеленом поле. Наряду с этим, я думаю, были замечания по блазонированию герба и его семантике. К вышеприведенным замечаниям, видимо, можно добавить использование второстепенной геральдической фигуры, которая называется узкой каймой. В последнем гербе Барнаула их даже две: золотая и черная. Оставляя за рамками обсуждения вопрос о целесообразности и художественно-эстетической необходимости использования такого оформления герба, замечу, что в земельных и городских гербах России такие фигуры за редчайшим исключением не применяются. Это противоречит сложившейся в XIX в. русской геральдической традиции. Более того, такая фигура, как глава, образуется простым пересечением поля гербового щита, а черный цвет каймы - символ печали и смирения. В дополнение к этому сереброплавильная печь, выполненная естественной финифтью, вдруг стала золотой. Какими причинами объясняются эти инновации в исторический герб Барнаула, неизвестно. Ясно одно - любые изменения герба, тем более утвержденного Высочайшим повелением и внесенного в Полное собрание законов Российской империи, должны объясняться весьма серьезными причинами. И вот эти причины появились: исторический герб Барнаула (новая редакция) не утвердил Геральдический совет. Возникает вопрос правового использования герба Барнаула как муниципального символа.

А нужно ли вообще утверждать наш герб в Геральдическом совете? По всем существующим канонам, в том числе и мировым, основное отличие герба от эмблемы и других знаков заключается в том, что он обязательно должен утверждаться законодательным актом, так как является правовым знаком. В нашем случае это было сделано Барнаульской городской думой еще 16 ноября 1995 г. Об этом свидетельствует решение N169. Начиная с этого момента исторический герб Барнаула (с непонятными дополнениями и изменениями) законодательно стал гербом современного Барнаула со всеми вытекающими отсюда последствиями. Более того, именно этот герб был утвержден именным указом императора Николая I, одобрен герольдией - коллегией Правительствующего сената Российской империи и внесен в Особое приложение Полного свода законов Российской империи. Таким образом, нет суровой необходимости регистрировать, подчеркиваю - регистрировать, а не утверждать, герб в Геральдическом совете. Академик Г.В. Велинбахов - государственный герольдмейстер, неоднократно подчеркивал в своих работах и выступлениях преемственность возглавляемого им Геральдического совета и императорской герольдии. Кроме того, пункт 13 "Основных требований, предъявляемых к проектам гербов муниципальных образований" Геральдического совета гласит: "Города, имеющие исторические гербы, должны использовать эти гербы с учетом рекомендаций Геральдического совета. То же рекомендуется и для муниципальных образований, в состав которых входят эти города". А в Указе Президента Российской Федерации N403 от 21 марта 1996 г., в редакции Указа Президента РФ от 25 сентября 1999 г.за N1273 в пункте 5 указывается: "В регистр вносятся также ранее утвержденные официальные символы и отличительные знаки при условии соответствия их геральдическим требованиям". "Геральдическим требованиям", а не рекомендациям Геральдического совета. А с позиций требований классической геральдики исторический герб Барнаула был составлен безупречно.