Смекни!
smekni.com

Феномен межплеменного и межэтнического договора (постановка проблемы половецкого компонента в этногенезе саха и кыргызов) (стр. 4 из 5)

Как утверждает хакасский ученый Л.Р. Кызласов, центральноазиатские кыргызы в эпоху Монгольской империи являлись вассалами юаньских феодалов. Они были родственны кыпчакам и входили в одну армию с ними, которой командовал кыпчакский хан из династии эльбури и юаньский генерал Тутуха. Это армия в 1292-1293 гг. в крови подавила восстание енисейских кыргызов и туматов на Саяно-Алтае, и разместилась на их территории. Подвиги эпического героя Манаса заканчиваются тем, что он погибает от стрелы пущенной неким Токтукой, отождествляемого кыргызским ученым Б.Э.Молдобаевым с исторической личностью Тутухи. Т.е. древнекыргызская государственность заканчивается с гибелью родоплеменной аристократии в ходе борьбе против монгольских завоевателей, при этом верными проводниками политики юаньских императоров на юге Сибири, в Китае и Юго-Восточной Азии были переселенные кыпчаки.

Тюркоязычных предков саха также следует увидеть в этих кыпчакских воинах. Дореволюционные исследователи, на основе фольклорных источников, предков саха выводили с Енисея. Следует напомнить, что с саяно-алтайскими народами саха связывает единая основа в материальной культуре связанная с средневековыми кыпчаками. Поэтому у нас есть основания связывать Тутуху с сыном Эллэя Аан-Татыйык, во времена которого, по словам И.Линденау, предки саха давали достойный отпор кыргысам и монголам.

Далее при распаде Юаньской империи в конце XIV в. земли по Среднему и Верхнему Енисею отошли к ойратам, которых в 1399 г. возглавила кыргызская династия. Ее основатель Угэчи-кашка отменил прежнее название Юань, и учредил новое название владения и народа Дадань, т.е. татар. Однако в 1468 г. обьединенные силы монголов во главе с Мандухай-Сайн-Хатун в местности Таш-Тураду нанесли поражение ойратам. С этого времени ойратское государство Татар (1399-1469 гг.) пришло быстро в упадок и рассеялось. Возможно, именно с этими фактами связано множество вариантов в преданиях саха, согласно которым их предки Омогой и Эллэй предстают выходцами из татар или кыргысов.

Cледует выделить существование двойного названия кыргызского этноса: кыргызы и буруты. Следует отметить, что в якутском языке, существует слово "бурут", одноименное с обозначением среднеазиатских кыргызов. Поздние бурятские исследователи сделали вывод об ошибочности отождествления данного этнонима с самоназванием их народа. Замечание Г.В. Ксенофонтова о том, что среди саха могли очутиться буруты в качестве военнопленных, и находились в постоянном давлении, хорошо согласуется с тем подневольным, угнетаемым положением, в каком находились предки кыргызов в кимакском государстве. В то же время, сравнение слова "бурут" с собакой, видимо было продиктовано тем фактом, что собака - была тотемом, прародителем кыргызов.

Буруты упоминаются и в составе конфедерации монгольских племен, возглавляемых Джамухой-сечен. Буруты остались в Хакасии и Горном Алтае, где до недавних пор имелись рода бюрют, парат, пурут. Возможно, именно они были упомянуты как племя бурийат или ойрат-бурийат. В составе обьединения восточнокыпчакских (половецких) племен позднего периода можно встретить племя барат или б-р-т (бурут?), относящиеся к аристократической группе, как и представители племен дурут и токсоба. Весьма любопытно то, что в памятниках кочевых ногайских племен золотоордынского периода археологами отмечается появление предметов аскизской культуры енисейских кыргызов.

Говоря о кыргызо-бурятской, или саха-кыргызской этнической связи нельзя не привести факт существования третьей группы кыргызов под названием ичкилик-булгачи, не относящейся к двум крылам кыргызского народа и где, по мнению К.И. Петрова, даже не знали имени Манаса. Т.е. ичкилик-булгачи явно иноплеменники в составе кыргызского этноса, об этом говорит и их диалект, общий с уйгурскими наречиями. Вслед за К.И. Петровым можно сказать о том, что они явно связаны с лесными племенами Баргуджин-Тукума под названием керемучин и булагачин, в которых совершенно справедливо усматривают предков бурятских племен эхирит-булагачин, первоначальных носителей этнонима бурят. Дело усложняется еще тем, что булагаты по антропологическому типу вместе с саха составляют единую ангаро-ленскую группу центральноазиатской расы. При этом можно добавить этнографические и языковые материалы, на основе которых, И.В. Константинов саха считал народом составлявшим единое целое с приангарскими булагатами, а Б.О. Долгих с верхнеленскими эхиритами.

Однако современные кыргызские этнографы утверждают, об исконной принадлежности ичкилик-булгачинов к кыргызскому этносу, отвергая какую-либо их связь с монгольскими племенами. Весьма любопытно и то, что племена канды и кыпчак входят в состав как-раз группы ичкилик - т.е. внутренных. Вот такая особенность межэтнического договора между саха, кыргызами и бурятами ставить множество вопросов этногенетического характера, и от должного подхода к ней зависит распутывание сложного узла проблем, связанных с их этногенезом.

Якутские предания говорят о том, что Омогой Баай - предок саха был из рода Боотулу или "батулинского племени". В то же время подчеркивается, что эти батулинцы были бурятским племенем или же народом "бырааскай". Среди четырех древнеойратских племен домонгольской эпохи, мы находим племя под названием батут. Батуты участвовали в формировании ойратов - джунгар и позже калмыков. Здесь же следует подчеркнуть тот факт, что батулинцы в источниках иногда именуются батуринцами, а этноним батут-багатут считается производным от термина батур-багатурь. Данное утверждение опирается на тот факт, что формы якутских монголизмов соответствуют формам калмыцкого (ойратского) языков.

Следовательно, для изучения этногенеза кыргызов и саха, могло бы стать перспективным изучение сведений монгольских летописей об ойратах XIII-XV вв. Ойраты имели славную и бурную историю. Известно, что они боролись за главенство над всей Монголией и громили китайские армии. В кочевое обьединение, возглавляемое ими, тогда входили как предки саяно-алтайских народов, так и хоринцы и предки среднеазиатских кыргызов. Не исключено, что среди них могли быть и предки саха. Надо заметить, что наиболее ранние исследователи саха, утверждали с их слов, что они отделились либо от калмыков-джунгар, либо от монголов. Ойрат-монголы именовали своих северных соседей кыргызов на свой лад кыргу (кергуд). Таким образом, у нас есть основания связывать племя кергуд в четырехплеменном ойратском союзе XIV-XV вв. с предками кыргызов, а племя батут или бахатутэ с батулинцами - предками саха и булагатов. После вышесказанного разгрома одна крупная группа ойратских племен, перекочевала на территорию Восточного Туркестана, с этого времени берет начало этнической истории ойратов-джунгар, кыргызы же остались в Моголистане, тем самым сохранившись как отдельный народ. Другая, менее многочисленная группа этих татар-ойратов, а именно батуты-батулинцы вместе с зависимыми им кыпчакскими воинами могла уйти в сторону Байкала.

Как видно, при изучении этногенеза тюрко-монгольских народов следует прояснить феномен межплеменного и межэтнического договора между ними. Поэтому, изучая проблему этногенеза саха, поневоле приходится залезать в дебри этнической истории древних и современных тюрко-монгольских народов и иногда не только их. Как показано, невозможно выяснить многие проблемы этногенеза таких родственных народов как бурятов, саха, кыргызов, калмыков и казахов без уяснения существования межэтнической связи между ними. Только параллельное изучение может дать материалы, способные открыть некоторые неизученные моменты в данном вопросе. Изучая проблему этногенеза саха, приходится признать феномен тесного межкультурного и межэтнического диалога между алтайскими народами и не только ими.

Следовательно, многие народы, реальное упоминание о которых относится к позднему периоду, могли быть синтезированными группами, возникшими в результате смешения представителей разных народов. Еще большое смешение происходило в монгольскую эпоху, когда на протяжении Евразийских степей и сопредельных территорий существовала сначало единая империя, распад которой на составные части способствовал возникновению новых народов: прежде всего саха, кыргызов и казахов. Поэтому этот момент надо особенно учитывать при изучении этногенеза тюрко-монгольских народов. Следовательно, прародиной этих народов была вся территория Евразийских степей. Именно поэтому нам так трудно определиться с местом и временем образования этнических предков саха.

Список литературы

Абдрахманов А.А. Этимологические исследования средневековых топонимов Центрального Казахстана (Сарыарки) // Проблемы этимологии тюркских языков. - Алма-Ата: Гылым, 1990;

Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1989;

Байчоров С.Я. Этимология этнонима ас // Проблемы этимологии тюркских языков. - Алма-Ата: Гылым, 1990;

Бейшеналиев Т.О. Гибель ойратского государства татар и переселение кыргызов на Тянь-Шань. // Происхождение кыргызов. - Бишкек, 1995;

Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1953. - Т.III;

Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену. /По преданиям якутов бывшего Якутского округа/ - Якутск: Нац. кн. изд-во "Бичик", 1994;

Кумеков Б.Е. Арабские источники по истории кыпчаков, куманов и кимаков VIII - нач. XIII вв.//Дис. канд. ист. наук/СПб.РАН.ИВ.СПб. филиал.- СПб., 1994;

Гоголев А.И. Якуты (Проблемы этногенеза и формирования культуры). - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993;

Гумилев Л.Н. Тысячелетия вокруг Каспия. - М: "Мишель и К", 1993;