Смекни!
smekni.com

Уголовное преследование (стр. 6 из 7)

При этом по делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.131 УК РФ, уголовные дела по основанию, предусмотренному ст.25 УПК РФ, прекращению не подлежат.

Для суда и органов уголовного преследования основание, преду­смотренное ст-25 УПК РФ, создает только право, а не обязанность для пре­кращения уголовного дела. Поэтому суд и орган уголовного преследования вправе отказать сторонам в удовлетворении ходатайства о прекращении дела частно-публичного обвинения в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Аналогичным образом вправе поступить суд и орган уголов­ного преследования, если потерпевший отказался от своего заявления, ссылаясь на то, что он не желает осуждения и наказания обвиняемого.

§3. Частное уголовное преследование

Потерпевший, являющийся частным обвинителем, обладает полной свободой распоряжения обвинением: по его волеизъявлению уголовное преследование возбуждается мировым судьей. Согласно ч.б ст.144 УПК РФ заявление потерпевшего по уголовным делам частного обвинения рассматривается судьей в соответствии со ст.318 УПК РФ. Порядок возбуждения и производства по делам частного обвинения регламен­тирован СТ.318-319УПКРФ[21].

Потерпевший вправе в любой момент судебного разбирательства (но до момента удаления мирового судьи в совещательную комнату для поста­новления приговора) отказаться от обвинения, в том числе путем прими­рения с обвиняемым, что влечет прекращение уголовного дела.

Уголовное дело частного обвинения может быть прекращено в соот­ветствии с ч.2 ст.20 УПК РФ (см. также п.5 ч-1 ст.24 УПК РФ) по заявле­нию потерпевшего - частного обвинителя. Согласия обвиняемого на пре­кращение уголовного дела в такой ситуации не требуется. Однако в подоб­ном случае сторона защиты вправе обжаловать постановление о прекра­щении уголовного дела в апелляционном порядке.

Формой отказа от частного уголовного преследования, влекущего прекращение уголовного дела, является неявка без уважительных причин потерпевшего в суд (п.2 ч.1 ст.24, ч. З ст-249 УПК РФ). Хотя по ходатайству подсудимого, дело в подобных случаях может быть рассмотрено но су­ществу и в отсутствие потерпевшего (ст.249 УПК РФ).

По делам о преступлениях, предусмотренных статьями 115, 116, 129 частью первой и 130 УК РФ, возможно проведение предварительного рас­следования в форме дознания только с согласия прокурора при наличии оснований, предусмотренных ч.4 ст-20 УПК РФ. О проведении публичного уголовного преследования в форме дознания по делам данной категории говорится также в п.1 ч-З ст. 150 УПК РФ.

Дела частного обвинения рассматриваются и разрешаются мировым судьей.

Понятие "потерпевший по делу частного обвинения" отличается от понятия "потерпевший", которое определено в ч-1 ст-42 УПК РФ. Следует полагать, что речь идет о разных участниках уголовного процесса, имею­щих право на частное уголовное преследование.

В соответствии с ч.1 ст-42 УПК РФ потерпевшим является физиче­ское лицо, которому преступлением причинен физический, имуществен­ный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о при­знании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следова­теля, прокурора или суда. Таким образом, он определен в материально-формальном смысле (лицо, которому причинен вред и которое признано потерпевшим в установленном законом порядке). Потерпевший обладает правом на дополнительное частное уголовное преследование наряду с прокурором (п-16 ч.2 ст.42УПКРФ)[22].

"Потерпевший но делу частного обвинения" по смыслу ст-22, 43, 318 УПК РФ - это лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частно­го обвинения в порядке, установленном ст.318 УПК РФ, и поддерживаю­щее обвинение в суде. Как самостоятельно, так и вместе с прокурором, ес­ли последний вступил в дело в силу ч.4 ст.20 УПК РФ. Таким образом, "потерпевший по делу частного обвинения" - это обвинитель но делу ча­стного обвинения, заявивший частный уголовный иск в связи с предпола­гаемым фактом совершения против него преступления, указанного в ч-2 ст-20 УПК РФ. Это частный обвинитель (ст-43 УПК РФ).

Процессуальный статус "потерпевшего" лицо приобретает с мо­мента принятия мировым судьей его заявления. В соответствии с ч.7 ст.318 УПК РФ с момента принятия судом заявления к своему производ­ству лицо, его подавшее, является частным обвинителем. Ему должны быть разъяснены права, предусмотренные статьями 42 и 43 УПК РФ, о чем составляется протокол, подписываемый судьей и лицом, подавшим заявление.

Следует также отметить, что частно-исковая форма уголовного об­винения, закрепленная в ст.23 УПК РФ, примыкает к частно-публичному обвинению.

Здесь субъектом права на частный уголовный иск является руково­дитель коммерческой или иной организации, не являющейся государст­венным или муниципальным предприятием.

Право частной собственности обуславливает диспозитивный харак­тер правомочий собственника, которыми он наделен законом для защиты этого своего права. Государство не может принудить собственника к защи­те его нарушенного права частной собственности, поэтому публичное уго­ловное преследование в тех случаях, когда преступлением был нарушен только частный интерес, должно производиться только для защиты прав и законных интересов собственника и только в тех пределах, которые он по­считает необходимыми.

Законодатель ограничивает публичное уголовное преследование во­лей частного лица по делам о преступлениях, предусмотренных ст.201, 202, 203, 204 УК РФ, в тех случаях, когда преступный вред причинен ис­ключительно частным интересам.

Порядок возбуждения уголовного дела в случаях, предусмотренных ст.23 УПК РФ, похож на процедуру возбуждения дела частно-публичного обвинения. Поэтому в некоторых моментах допустима аналогия закона (в частности, ст. 147 УПК РФ) при применении порядка уголовного преследо­вания, предусмотренного ст.23 УПК РФ.

Уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя организа­ции или с его согласия, однако дальнейшее производство по делу произво­дится в общем порядке - публично-правовом.

На заявление, подаваемое в порядке ст.23 УПК РФ, распространяют­ся требования, аналогичные тем, которым должно отвечать заявление потерпевшего по делу частно-публичного обвинения[23].

Прокурор, а также дознаватель, следователь с согласия прокурора, обязаны возбудить уголовное дело при наличии признаков преступлений, предусмотренных ст.201, 202, 203, 204 УК РФ, а также при согласии руко­водителя организации или по его заявлению о привлечении к уголовному преследованию виновного в преступном причинении вреда.

По делам данной категории законодатель ставит возбуждение дела публичного обвинения в зависимость от согласия на это руководителя ор­ганизации при даче согласия прокурора на возбуждение уголовного дела (ч-1 ст. 146 УПК РФ). Согласие коммерческой (или иной негосударствен­ной и немуниципальной) организации на возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности виновника преступления со­ставляет обязательное условие для возбуждения публичного уголовного преследования.

Под "привлечением к уголовному преследованию", о котором гово­рится в ст.23 УПК РФ, следует понимать возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица.

§4. Прекращение уголовного преследования

Одним из способов реализации уголовного преследования является его прекращение.

Согласно ч.З ст. 133 и ч 2 ст.212 УПК РФ в перечень так называемых реабилитирующих оснований прекращения уголовного преследования входят основания, предусмотренные пунктами 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ и пунктами 1 и 4 - 8 ч. 1 ст. 27 УПК РФ,

Следует полагать, что нереабилитирующими основаниями прекра­щения уголовного дела (иногда только уголовного преследования) являют­ся те, что указаны в ст. ст. 25, 26, 28, 427, п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 24 и п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.

Прекращение уголовного преследования по п. 2, 5, 6 части первой статьи 24, пунктами 2, 4-8 части первой статьи 27, предусматривающие реабилитирующие основания освобождения от уголовной ответственно­сти, не освобождает лицо от иной ответственности за причинение вреда своими действиями.

Указания законодателя относительно того, в чем состоит смысл по­добного разграничения, весьма противоречивы. С одной стороны, согласно ч.З ст.24 УПК РФ прекращение уголовного дела влечет одновременно пре­кращение уголовного преследования. Из содержания статьи 212 УПК РФ также вытекает, что законодатель связывает прекращение уголовного пре­следования с прекращением уголовного дела.

С другой стороны, есть косвенные указания на то, что прекращение уголовного преследования не всегда влечет за собой прекращение уголов­ного дела. Так, согласно ч. 4 ст. 27 УПК РФ допускается прекращение уго­ловного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого без прекращения уголовного дела в случаях, предусмотренных, частью пер­вой указанной статьи.

По основаниям, предусмотренным п.п.1, 3-8 ч. 1 ст.27 УПК РФ, уго­ловное преследование в отношении конкретного лица прекращается, одна­ко, это не влечет за собой прекращение уголовного дела.

Отказ от прекращения уголовного преследования обвиняемого явля­ется отказом от функции обвинения органа уголовного преследования. Между тем, как решение о прекращении уголовного дела может оконча­тельно быть принято только непосредственно судом (ст. 427 УПК РФ) или же опять же судом в опосредованной форме - через реализацию судебного контроля в порядке ст. 214 УПК РФ (речь идет об основаниях прекращения уголовного преследования, предусмотренных, например, ст. 26, ч. 2 ст. 27, 28 УПК РФ).