Смекни!
smekni.com

«Единая и неделимая Россия» и «Инородческий вопрос» в имперской идеологии самодержавия (стр. 3 из 3)

Оценка правительственными кругами степени важности того или иного. инородческого вопроса зависела главным образом от того, насколько среди инородцев были развиты национальные идеи, поскольку именноони считались властями наиболее опасными для единства государства. Особенно четко правительственная позиция определилась в начале XX века, когда инородцы прошли «проверку» революцией 1905 года и связанной с ней возможностью участвовать в политической жизни страны, а также начавшейся затем первой мировой войной, ставшей в глазах властей своеобразным тестом на лояльность. Так, среди основных вопросов, по мнению властей, наименее опасным был мусульманский. Объяснение этому правительство видело в «культурной отсталости» мусульман, по сравнению с поляками, армянами, финнами, немцами. Эта «культурная отсталость» являлась причиной того, что мусульмане меньше остальных были «заражены» национальными, т.е. «сепаратистскими» идеями35. Также по оценкам властей, среди мусульманского населения практически не было левых. В связи с этим, Мусульманский вопрос волновал правительство гораздо меньше, чем другие инородческие вопросы.

По замыслу властей, средством решения инородческих вопросов должна была стать политика сближения. Имея определенную специфику по отношению к различным инородцам, эта политика фактически заключалась в сочетании ограничительных мер с мероприятиями, направленными на распространение русских учреждений, русской культуры и, прежде всего, русского образования. По мнению правительства, школа являлась не только «рассадником просвещения и проводником идей русской государственности», но и средством объединения многочисленных народностей, населявших империю. При этом важное место отводилось государственному языку, как одному из важнейших факторов государственного единства36. Меньше внимания правительство уделяло распространению такой части русской культуры, как православия. Несмотря на неоднократные заявления православного духовенства о важности православной веры в деле духовного сближения инородцев с русскими, власти на практике лишь заботились о поддержании православия в среде уже крещеных и не особенно содействовали миссионерским устремлениям православной церкви37.

Веруя в силу русского языка, как основного средства сближения (даже когда распространение русского языка шло не очень успешно или вызывало сопротивление нерусского населения), власти неожиданно столкнулись с ситуацией, когда надежность этого средства была поставлена под сомнение. Это было связано с Мусульманским вопросом, обострение, которого, по мнению правительства, было связано с распространением среди мусульман русского образования, а через него и «вредных», с государственной точки зрения, национальных идей. Заметив, это уже годы первой мировой войны, власти не стали пересматривать всю концепцию сближения, а лишь ограничились частной мерой, приостанавливавшей активное распространение русского языка среди мусульманского населения.38

Хронология постановки, география инородческих вопросов, развитие обсуждения этих вопросов и участие в нем правительства показывает, как власть смотрела на империю и как формулировала и строила политику в отношении нерусских подданных империи. Поставив общую задачу объединения империи, самодержавие, между тем, играло скорее пассивную роль в формулировании связанных с этим проблем. Инициатива в большинстве случаев принадлежала общественному мнению, которое вынуждало власть реагировать на поставленные проблемы. Первоначально, делая акцент на единстве империи, власти пытались сдерживать дискуссию по инородческим вопросам, которая не только указывала на существовавшие проблемы, но и являлась дискурсом о нестабильности империи. Постепенно власть оказалась втянутой в этот дискурс. Это вызывало различную реакцию со стороны нерусских подданных империи. Так, мусульманские депутаты Государственной думы обвиняли русских националистов и правительство, пошедшее у них на поводу, в искусственном создании Польского, Еврейского и Мусульманского вопросов39. В то же время активисты латышского и эстонского национальных движении были заинтересованы в полемике по Остзеискому вопросу.

Тактика властей в решении поставленных инородческих вопросов не всегда была последовательной и строго следовавшей официально заявленному курсу. Иногда власти стремились скорее «заморозить» проблему, чем ее решить. Большинство проектов реформ так и остались на бумаге. Хотя с момента формулирования проблем до фактической потери дееспособности режима прошло не так много времени. Первая мировая война оборвала многие замыслы властей, отложив тем самым решение инородческих вопросов до более «благоприятного времени».

Список литературы

1 См.: Каппелер А. Россия — многонациональная империя. Возникновение, история, распад. М., 1997. Гл. 6.

2 Градовский А. Национальный вопрос в истории и литературе . СПб., 1873. С. 9-10.

3Лазаревский Н. И. Русское государственное право. Т.1. Конституционное право. Вып. 1. Пг, 1917, С. 179-184.

4 Градовский А. Национальный вопрос ... С. 136.

5. Московские ведомости. 1863. 10 сентября. № 196.

6. Этот принцип был сформулирован в Основных Государственных законах. Раздел Первый. Ст. 1. СПб., 1906.

7. Понятие центрального «ядра» было скорее культурной, нежели географической концепцией. Известно географическое определение центра империи Д. И. Менделеевым в районе между Обью и Енисеем («К познанию России» СПб., 1912).

8. Записка статс-секретаря барона Н. А. Николаи по вопросу о преобразовании центрального управления на Кавказе. Октябрь 1882 г. // Библиотека РГИА, Пз. 263. С. 3.

9. Больё Л. Колонизация новейших народов. СПб., 1877. С. 280-281.

10 Подробнее об этом см.: Горизонтов Л. Е. «Большая русская нация» в имперской и региональной стратегии самодержавия.

" Подробнее об этом см.: Миллер А. И. «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX века). СПб., 2000.

12. Марков А. К вопросу о положении противомусульманской миссии в Тавриде // Таврический церковно-общественный вестник. 1911. № 24. С. 856-858.

13. Отчет уфимского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1891 год. С. 104-105.

14. РГИА. Ф. 1276. Оп. 4. Д.20. С. 26-30.

15. John W. Slocum. Who, and When, Where the Inorodtsy? The evolution of the Category of "Aliens" in Imperial Russia. // The Russian Review 57. April 1998.

|6ПС31.Т. 38. №29.126.

17 Записки и прошения, поданные Председателю Комитета Министров по инородческим вопросам. Март, 1905 // Библиотека РГИА. Печатная записка 255 п. С. 57-58.

18. Записка статс-секретаря барона Н. А. Николаи. С. 4-5.

19. РГИА. Ф. 1276. Оп. 4. Д. 20. Л. 38-42.

20. Миропиев М.А. О положении русских инородцев. СПб., 1901.

21. Такие опасения появились в XIX веке. Между тем в предыдущем столетии власти пользовались посредничеством одних народов для установления контактов и влияния среди других, например, посредничеством татар в Средней Азии.

22 Московские ведомости. №196. 10.09.63.

23. Полвинен Т. Держава и окраина. Н. И. Бобриков генерал-губернатор Финляндии 1898-1904 гг. С. 31.

24. До этого дискуссии о статусе евреев являлись государственной монополией, общие же дискуссии по еврейскому вопросу носили абстрактный характер философских дебатов. Подробнеесм. Klier J. D. Imperial Russia's Jewish Question, 1855-1881. Cambridge, P. XIV, XVII.

25. И. И. Толстой и Ю. Гессен. Факты и мысли. Еврейский вопрос в России. СПб., 1907. С. 139, 144.

26. Weeks Т. R. Nation and State in Imperial Russia. Nationalism and Russification on the Western Frontier, 1863-1914. Northern Illinois University Press, 1996. P. 61-62.

27. Исаков С. Г. Остзейский вопрос в русской печати 1860-х годов // Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1961. Вып. 107.

28 Там же. С. 25-26.

29 Андреева Н. С. Прибалтийские немцы и российская правительственная политика в начале 20 века. Автореф. дис. канд. ист. наук. СПб., 1999. С. 10-11.

30. См.: Воробьева Е.И. Мусульмансий вопрос в имперской политике Российского самодержавия: вторая половина XIX века 1917 г. Автореф. дис. канд. ист. наук. СПб., 1999.

31. Коблов Я. Д. О татаризации инородцев Приволжского края. Казань, 1910. С. 4.

32. 1881-1894. Записка, найденная в бумагах Н. X. Бунге // Библиотека СПб ФИРИ РАН. Печатная записка. С. 19, 69. См. также публикацию записки в: Река времен. Книга первая М., 1995.

33. См. Миллер А. И. Украинский вопрос...

34. Инородческий вопрос-русский вопрос // Сотрудник Братства Св. Гурия. 1909. № 7. С. 111.

35. РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 614. Л. 21.

36. РГИА. Ф. 1022. Оп. 1. Д. 28. С. 2.

37. См.: Воробьева Е.И. Христианизация мусульман Поволжья в имперской политике самодержавия // Имперский строй России в региональном измерении (XIX начало XX века). Сб. научных статей. Российские общественные науки: Новая перспектива. М., 1997.

38. РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д.576. Л. 309-311 об.

39. Государственная Дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. Сессия четвертая. Заседание 67. 26. 02. 1911. СПб., 1911. Ч. 2. С. 2936.