Важным качеством преподавателей, названным Авзонием, была их нравственность, которая рано или поздно "произрастала" и в их собственных детях, и в учениках. По мнению Авзония, нравственность как собирательное понятие включает в себя многочисленные проявления: отсутствие зависти и злобы (1, 31); щедрость к нуждающимся (2, 16); достойное поведение в семье и в отношении со слугами (3, 10-12); благоразумие (4, 19); предупредительность, доброту, милосердие (24, 9); кротость нравов (17, 15); воздержанность от гнева (20, 13). В целом из эпитафий складывается благопристойный, положительный образ преподавателей. Из отрицательных личных качеств, упоминаемых Авзонием вскользь, названы: злоупотребление алкоголем (21, 7-9), прелюбодеяния (23, 3). Амбициозность и завистливость, осуждаемые Авзонием, как и неласковый нрав, были у грамматика Анастасия, который покинул Бурдигалу, надеясь на лучшую долю в Пиктаве (Пуатье), но и здесь, неимущим и убогим, он доживал свой век (10, 35-50).
В V в. представления об эталоне человека, который должен заниматься преподавательской деятельностью, не изменились. Аполлинарий Сидоний даёт блестящую характеристику своему другу, ритору Консентию, называя его "добрых нравов прекрасной опорой" ("Похвала Консентию". 2) После многочисленных хвалебных слов в адрес его высокой образованности и эрудированности он даёт Консентию характеристику как личности. Тот собрал в себе все достоинства, которыми только мог обладать человек: ум, богатство, красоту, знатность, даровитость, целеустремлённость, усердие, прозорливость, внимательность, в том числе к "родичам", строгость и неподкупность, гостеприимство, щедрость, умение ценить свободу (455-475 и сл.). Наиболее достойные преподаватели Галлии, как и других провинций Римской империи, удостаивались статуй у себя на родине, а лучшие из лучших - в Риме. Произведение Авзония "О преподавателях Бурдигалы" содержит ценную информацию ещё по ряду вопросов: статусе преподавателей, их имущественном положении, карьере до или после окончания преподавательской деятельности. Несомненный интерес для нас представляют также его комментарии о механизме получения звания профессора и места на кафедре.
Наилучшие шансы получить профессорское кресло были у тех выпускников риторических школ, которые относились к разряду одарённых, незаурядных студентов. В стихах, посвящённых ритору Ат-тию Тирону Дельфидию, Авзоний сообщает нам, что он "едва от колыбели… прославленным поэтом бога сделался", ещё мальчиком, "прославившим Юпитера, …олимпийский получил венок" (5, 5-8). В этой фразе речь идёт о состязаниях в поэтическом искусстве, учреждённых ещё в 86 г. императором Домицианом, для вундеркиндов. Они выступали на Капитолии в Риме и получали золотой венок (корону) за виртуозное стихосложение или импровизацию [6]. Дельфидию, благодаря его талантам, удалось сделать блестящую карьеру адвоката и "царедворца". Он "испробовал все должности высокие" (5, 29). Однако, обвинённый в заговоре против императора Констанция, организованном в 350-351 гг., Дельфидий был отстранён от управления римским государством и вынужден был вернуться на родину, в Бурдигалу. Здесь он стал ритором, как и его отец, Аттий Патера (5, 3), и "счастлив был среди наук" (5, 19). Косвенным доказательством того, что лучшие выпускники риторических школ имели больше шансов начать преподавательскую деятельность, чем все остальные претенденты, является возраст некоторых коллег Авзония. Алетий Минервий,“ юношей светоч” , стал учителем, то есть грамматиком, в юные годы. Должность наставника молодёжи, так Авзоний иногда называет риторов (5, 33), он получил "в лета, в какие и самому бы можно учиться" (6, 5-11). С другой стороны, отец Алетия Минервия, как и в предыдущем примере с Аттием Тироном, был известным ритором в Бурдигале, поставленным Авзонием первым среди профессоров в эпитафиях. Следовательно, элемент протекционизма при назначении на должность всё же имел место. Напомню, что сам Авзоний смог приступить к преподавательской деятельности во многом благодаря поддержке своего отца, популярного врача и члена муниципалитета Бурдигалы.
В то же время известно, что в Бурдигале, как и во всём римском мире (исключение составляли лишь те высшие школы, в которых преподаватели назначались самими императорами), профессора избирались местными декурионами и получали жалованье из городской казны (Cod. Theod. XIII. tit. III. 5). Следовательно, число преподавателей было ограниченным; оно определялось специальными указами для городов трёх категорий (больших, средних и малых), и обрести место на кафедре было совсем непросто. Для того, чтобы пресечь протекционизм со стороны родственников или знакомых при выборе преподавателей высших школ, императоры, ценившие истинную образованность и заинтересованные в качестве знаний выпускников этих школ, издавали дополнительные распоряжения. В этой связи показателен закон 362 г., связанный с именем императора Юлиана, согласно которому избранные декурионами профессора должны были пройти дополнительное утверждение императором (ibid).
Видимо, меньше строгостей существовало при принятии на работу грамматиков. Авзоний сообщает, что некто Юкунд, брат его друга Леонтия "Сладострастного", кафедру занял случайно, так как звания грамматика он, по общему мнению, не заслужил. Юкунд выделялся только "рвением", то есть у него не было ни знаний, ни опыта, которые очень ценились в Бурдигале (9, 1-4). Другому грамматику, Фебицию - отпрыску друидов, кафедру "дал получить сын" (10, 25-26). Как правило, должность грамматика предшествовала получению звания ритора. Сам Авзоний был сначала грамматиком ("О себе", 15); его племянник Авл Геркуллан, закончивший школу в Бурдигале, смог занять его кафедру лишь после того, как тот приступил к работе ритором (Profes. 11, 1-3). Уже упомянутый Алетий Минервий в юные годы был грамматиком, затем обрёл статус наставника юношей (6, 5-10). Некоторые преподаватели Бурдигалы совмещали занятия грамматикой и риторикой, наподобие Непоциана, "умного старца с молодой душой", "который сердцем глубоко постиг" труды выдающихся грамматиков и филологов I-II вв. Проба и Скавра, а в стиле был "лучше прочих риторов" (15,1; 10-13). Ритором "прекрасным" и грамматиком был Стафилий, "стоивший" и Скавра, и Проба, а также знаток трудов Геродота и Ливия (20, 7-8). Грамматики приступали к профессиональной деятельности, обучая "малых и неумелых" (21, 4), совсем ещё юными (24; 6, 8; 9). Их скромный доход и "негромкая слава" (8, 6; 10, 20 и 41) были стимулами для дальнейшего повышения мастерства и связанного с этим продвижения по служебной лестнице. Однако некоторые доживали до глубокой старости, не приобретя богатства (10, 20) в звании грамматиков, на "скромной кафедре" (7, 10; 10, 40-50). Чтобы обрести более устойчивое материальное положение и престижный статус профессора с причитающимся ему гонораром и льготами, надо было обладать рвением (8, 5), преуспеть в науках (7, 9; 13, 3). К тому же и внешние обстоятельства, наличие вакансии, к примеру, тоже должны были складываться в пользу соискателя. Такие обстоятельства, очевидно, благоприятствовали и самому Авзонию, когда он, после нескольких лет работы грамматиком, стал помышлять о профессорской кафедре. Из знаменитых риторов Бурдигалы ему освободил место скончавшийся Ла-тин Алким Алетий. Из сверстников у Ав-зония был только один соперник, Луци-ол. Авзоний учился вместе с ним в начальной школе, а вернувшись из Толозы, вынужден был слушать лекции Луциола, опережавшего его заслугами, как ученик (3, 1-4). Луциол был красноречив, умён, прекрасно писал и стихи, и прозу, умел обворожить воспитанников. Однако он умер совсем молодым и этим как бы расчистил путь Авзонию. Из риторов без стажа уже никто не мог представлять для него опасности. Постепенно начала расти слава Авзония, а вместе с ней число его студентов и благосостояние. Преподаватели высших школ Галлии в IV в., по словам Авзония, не бедствовали. Садат, ритор из Толозы, обладатель славы "великого ритора", обеспечил себе богатую старость (19, 5 - 6). Эксуперий, восхищавший аудиторию обильностью своей речи, обучал за большую плату племянников императора Константина I, детей его брата Далмация (17, 9-10). Обеспеченность средствами существования грамматиков и риторов могла являться следствием выгодного брака (13, 9; 6, 49), выполнения, помимо преподавательской деятельности, адвокатских обязанностей (24, 7; 5, 16). Многие риторы принадлежали к галльской знати (14, 7), поэтому не испытывали нужды даже в том случае, если городская казна задерживала причитающийся им гонорар. Сам Авзоний был обладателем трёх имений. Одно из них, описанное в стихотворении "Усадьба", насчитывало 1150 югеров (около 50 га) земли под пашнями, виноградниками, лугом, лесом (21-23).
Только один раз в своих эпитафиях Авзоний упоминает о происхождении преподавателя из низших слоёв населения, из вольноотпущенников (Profes. 10, 30). Грамматические и, особенно, высшие школы находились в зоне пристального внимания императоров, которые следили за нравственностью студентов (Cod. Theod. XIV. 9.1), покровительствовали восстановлению разрушенных, как в Ав-густодуне (Отёне), и строительству новых школ, проявляя заботу о пополнении количества грамотных юристов, чиновников, врачей, требуемых державе. Императоры, проводившие политику огосударствления высших школ, поставили грамматиков и риторов на государственную службу, распространив на них ряд привилегий высшего, сенаторского, сословия.