Смекни!
smekni.com

История тела: новые направления исторических исследований (стр. 2 из 2)

В качестве примера я хотела бы коснуться исследования Ральфа Е. Гизей о погребениях французских королей, которое отчетливо показывает значение телесности для истории представлений о государстве. Гизей как ученик Канторовича доказал существование упомянутых вначале объемных изображений "двух тел" короля. Ведь различение между личным телом короля и его должностным телом в Англии и Франции эпохи позднего средневековья привело даже к тому, что при погребении королей тело короля действительно было представлено дважды: один раз как настоящий труп в гробу и затем как восковая фигура в королевской одежде и с королевскими регалиями, которую несли сначала непосредственно поверх гроба, а позднее на отдельных носилках.

На основе детального хронологического исследования этих восковых фигур и их различной экипировки Гизей смог показать их точную функцию в политическом контексте соответствующего погребения и изменение выраженных таким способом концепций государства и монархии. Во Франции в течение XV века и до Франциска I восковые фигуры занимали все больше более значительное положение в погребальном шествии и изображались все более живыми. Если первая французская восковая фигура, фигура Карла VI., в 1422 г. еще изображает мертвого короля с закрытыми глазами, то в последующих погребениях фигура становилась все более живой: у фигуры Карла VIII глаза были открыты, а у Франциска I инсценировка зашла так далеко, что с восковой фигурой еще целую неделю после смерти короля обращались как с живым человеком: сидя на кровати, она принимала участие в трапезах и при этом как бы фиктивно ела и пила. Такая тенденция указывает не столько на удавшуюся институционализацию и расширение французской монархии и ее государственных воззрений, сколько, прежде всего, на потребность в усилении визуализации этих политических концепций. В действительности монархия обращалась к этим явным воплощениям именно в периоды угрозы. Так, первая восковая фигура монарха в 1422 г. появляется как раз в момент, когда французская монархия находится в одном из самых глубоких кризисов и угрожает раствориться в англо-французской дуалистической монархии. Физическое воплощение идеи королевской власти здесь служит прежде всего для того, чтобы преодолеть опасную переходную фазу между смертью старого и вступлением на трон нового короля. Очевидно, только пластическое воплощение короля в этом контексте может обещать успокаивающую преемственность власти. Таким образом, вывод из работы Гизея состоит в том, что расточительные общественные ритуалы, инсценировки и символы шире используются для легитимации ослабевшей власти.

Перевод И.Н.Мирославской

Списоклитературы

1. Bachtin M. M. Rabelais und seine Welt. Volkskultur als Gegenkultur. Frankfurt/M, 1987.

2. Braun R. Gugerli D. Macht des Tanzes Tanz der Machtigen: Hoffeste und Herrschaftszeremoniell 15501914. Munchen, 1993.

3. Duerr H.-P. Der Mythos vom Zivilisationsprozess. Bd. 1: Nacktheit und Scham. Bd. 2: Intimitat. Bd. 3: Obszonitat und Gewalt. Bd. 4: Der erotische Leib. Frankfurt/M., 1988-1997.

4. Elias N. Uber den Prozess der Zivilisation. Soziogenetische und psychogenetische Untersuchungen. 2 Bde. Frankfurt/M., 1976 (1939).

5. Elias N. Dunning E. Sport im Zivilisationsprozess. Studien zur Figurationssoziologie. Munster, 1980.

6. Foucault M. Uberwachen und Strafen. Die Geburt des Gefangnisses. Frankfurt/M., 1976. (Surveiller et punir, 1975).

7. Foucault M. Sexualitat und Wahrheit. Bd. 1: Der Wille zum Wissen. Bd. 2: Der Gebrauch der Luste. Bd. 3: Die Sorge um sich. Frankfurt/M., 1977. (Histoire de la sexualite. 1976-1984).

8. Foucault M. Die Geburt der Klinik. Eine Archaologie des arztlichen Blickes. Frankfurt/M., 1993 (Naissance de la clinique, 1963).

9. Giesey R. The royal funeral ceremony in Renaissance France. Genf, 1960.

10. Kantorowicz E. Die zwei Korper des Konigs. Eine Studie zur politischen Theologie im Mittelalter und in der Fruhen Neuzeit. Munchen, 1990 (engl. 1957).

11. Mauss M. Die Techniken des Korpers // Ibid. Soziologie und Anthropologie. Bd. 2. Frankfurt/M., 1989. 199220 (Les techniques du corps. 1934).

12 Schreiner K., Schnitzler N. (Hg.) Gepeinigt, begehrt, vergessen. Symbolik und Sozialbezug des Korpers im spaten Mittelalter und in der fruhen Neuzeit. Munchen, 1992.

13. Schmitt J.-C. Die Logik der Gesten im europaischen Mittelalter. Stuttgart ,1992 (La raison des gestes, 1990).