Следует отметить, для Грозного такие действия характерны: на протяжении всего царствования он любил «защитить себя перед народом, сложить вину всего прошедшего зла на людей, которых он не переставал называть своими врагами…» [2], т.е. бояр.
Но всё описанное не идёт ни в какое сравнение с масштабом политических баталий, развернувшихся в период Смуты. Ставка в этой политической игре царская корона. В 1591 году в Угличе погиб царевич Дмитрий, а в 1598 году скончался, не оставив завещания, царь Фёдор Иоанович – династия, правившая Россией в течение нескольких столетий, прервалась. Впервые перед Россией стояла необходимость выбора нового царя. Само сочетание «царь» и «выборы» было до этого не совместимо. Уже при жизни Фёдора Иоановича страной фактически правит его шурин Борис Годунов, «муж чудный и сладкоречивый», как пишет о нём С.М. Соловьёв. С точки зрения боярской аристократии, он всего лишь худородный выскочка, а в пушкинской интерпретации вовсе «…вчерашний раб, татарин, зять Малюты…» [3]. Также на престол претендовали бояре Фёдор и Александр Никитичи Романовы, князь Фёдор Мстиславский, князья Шуйские, находившиеся в разной степени родства с последними государями.
Земский собор 1598 года возводит на престол Бориса Годунова. Технологии, которые использовал Годунов на пути к власти, настолько узнаваемы, что могут показаться нам современными. 17 февраля 1598 года закончился траур по Фёдору, Москва приступила к выборам.
Оппозиция заседала в Боярской Думе, но не смогла выдвинуть единого кандидата, способного противостоять Годунову. Соборное совещание, собранное патриархом Иовом, приняло решение об избрании Бориса, но он отказывается от короны и удаляется в Новодевичий монастырь, где пребывает его сестра, вдова Фёдора Иоановича, царица Ирина. 20 февраля сторонник Годунова патриарх Иов распоряжается открыть столичные церкви для ночного молебна. Ночное богослужение привлекло много народа. Утром из церквей выносят наиболее почитаемые иконы, и возглавляемая духовенством толпа отправляется к Новодевичьему монастырю. Вышедший из кельи Годунов обернул вокруг шеи платок, показав, что он скорее удавится, нежели примет царский венец. Это привело толпу в восторг. Позднее на сцене появляется неизвестный мальчик, выкрикивавший через стену монастыря: «Пусть царица разрешит брату быть царём» [4]. Расчётливо выждав момент, Годунов вышел из кельи и объявил о своем согласии стать государем. Не теряя времени, патриарх повёл правителя в ближайший монастырский собор и нарёк его на царство.
Первоначальный отказ Годунова взойти на престол, на наш взгляд, преследует две цели: во-первых, законность его власти будет основана на всенародной поддержке, т.е власть ему даётся не просто земским собором, а всем миром и следовательно, богом; во-вторых, эта показная скромность способ доказать, что обвинения в его адрес о давних претензиях на престол всего лишь клевета недоброжелателей.
Боярская Дума, в свою очередь, вспомнила о Симеоне Бекбулатовиче, татарском царевиче, некоторое время занимавшем Московский трон по прихоти Ивана Грозного. Борис не стал возражать Думе. 1 апреля (!) 1598 года Разрядный приказ объявил о том, что Крымская орда движется на Русь, бояре должны были занять высшие командные посты в армии, альтернативой было бы обвинение в измене. А Годунов, разыгрывая спасителя отечества, выехал вместе с дворянским ополчением в город Серпухов, на Оку. Татары, правда, так и не пришли, зато в Серпухове были отстроены белокаменные палаты, где и был дан пир по случаю счастливого избавления от татарской угрозы. Фактически Годунов создаёт событие, призванное отвлечь и его противников и горожан от реальной политической борьбы. Итог этой «избирательной» кампании в сентябре этого же года Борис венчается на царство в Успенском соборе.
Ожесточенность схватки за власть отразилась во взаимных обвинениях сторон. Противники Годунова обвиняли его в убийстве двух царей, Ивана и Фёдора, царевича Дмитрия, его же собственной племянницы. В свою очередь, Годунов обвинил бояр Романовых в колдовстве и намерении отравить его разными зельями и подверг членов этого семейства казням, опале и ссылке. Но подлинным знаменем борьбы с Годуновым становятся слухи о чудесно спасшемся царевиче Дмитрии. Василий Шуйский, проводивший следствие в Угличе, извлекает из этого обстоятельства несомненную выгоду. То он признаёт в Григории Отрепьеве царевича, то, придя к власти, привозит мощи Дмитрия в Москву, заставляя участвовать в этих политических спектаклях несчастную мать – Марию Нагую.
Во всех вышеизложенных исторических фактах проявляется некая общая схема, созданная в борьбе за власть. Все соперники искали подтверждения легитимности своих претензий на царский венец. Для этого необходимо было иметь родственные связи с предыдущей династией и общественную поддержку широких слоёв. Создавая нужное общественное мнение, Годунов и его политические противники навешивают друг на друга ярлыки, дают популистские обещания (Годунов при венчании на царство клянётся, что при нём не будет бедных и он последнюю рубаху отдаст за это). Указы сменяющих на престоле друг друга Годунова, Отрепьева, Шуйского направлены на удовлетворение нужд и успокоение всех социально активных слоёв населения. Они пытаются быть угодны всем. Их действия напоминают игру или пьесу, у которой нет сценария, но есть правила. Отход от этих правил означает смерть. И если Годунов тонко и виртуозно разыгрывает свою роль, то политическая игра Отрепьева и Шуйского более напоминает грубый фарс.
Ни один из политических соперников этого времени так и не сможет надолго удержаться на престоле. Больше десятилетия в России будет бушевать гражданская война [5], ситуация осложнится польской и шведской интервенцией. Эта социальная катастрофа, помимо политических и экономических причин, имела ещё одну немаловажную причину нравственную исчерпанный кредит доверия народа к власти. Как писал протоирей Георгий Флоровский, «…смута была не только политическим кризисом, и не только социальной катастрофой. Это было еще и душевное потрясение, или нравственный перелом…» [6].
На протяжении всей последующей истории России отечественные историки, писатели, философы все социальные потрясения будут называть термином 17 века – «Смута» и сравнивать современные им события с трагедией рубежа XVIXVII веков. События Смутного времени становятся неким эталоном этнических особенностей социального и психического поведения в условиях острой политической борьбы и социального кризиса. В этот период вырабатывается схема и набор приёмов борьбы за власть, применяемые и в более поздние периоды истории: в городских восстаниях второй половины XVII века, стрелецких бунтах и дворцовых переворотах XVIII века.
Список литературы
1. Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993. С.281.
2. Соловьёв С.М. Сочинения. Т.6. М.,1989. С.422.
3. Пушкин А.С. Сочинение в трёх томах. Т.2 М.,1986. С. 356.
4. Скрынников Р.Г. История Российская IX-XVII вв. М.,1997. С. 384.
5. Термин, предложенный С.Ф. Платоновым и Р.Г. Срынниковым применительно к Смуте и часто используемый в современной историографии.
6. Флоровский Г. Пути Русского Богословия // Из истории русской культуры. Т.3. М.,2000. С.300.