Смекни!
smekni.com

Уголовно–правовая борьба с незаконным обладанием оружия (стр. 9 из 13)

Анализ сделанный Нарикбаевым А. уголовных дел о преступлениях, совершенных с использованием оружия, показало, что 1,28% из них были совершены с использованием автоматического оружия, 9,7% – пистолетов, 18,28% с применением другого огнестрельного оружия, в 16,14% случаев были использованы финские ножи, 54,6% – ножи, признанные холодным оружием [36] .

Из этого следует, что подавляющее число преступлений было совершено с использованием холодного оружия. Нельзя недооценивать общественной опасности этих преступлений, именно с его применением обычно совершаются наиболее опасные преступления.

В главе 2 данной работы уже было дано понятие соответствующих преступлению, предусмотренного ст.251 УК РК предметов. Отметим, что лишь оружие и другие предметы данного преступления, должны быть пригодными к использованию в соответствии с их предназначением. Приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка ил ношение неисправного или учебного оружия может влечь ответственность по 251 статье УК РК, только если будет установлено, что виновный имел реальную возможность привести его в пригодное состояние, т.е. если для этого не требовался его капитальный ремонт, замена узлов, важных деталей и т.п.

Акт человеческого поведения, совершаемого в объективном мире, имеет внешние и внутренние признаки. Внешние признаки общественного поведения образуют объективную сторону. Следовательно, в самой общей форме под объективной стороной преступления следует понимать внешнее проявление человеческого поведения, вызывающее опасные для общества изменения в окружающей действительности. Названные изменения оказывают отрицательное воздействие на общественные отношения и их участников. Вместе с тем внешнее проявление общественно опасного поведения полностью не раскрывает его внутренней сущности. Так, при двух внешне сходных случаях лишения жизни, в сознании виновного могут протекать различные по содержанию психические процессы: в одном случае виновный сознает, что совершает убийство из-за кровной мести, в другом – из хулиганских побуждений.

Конкретизируя понятия общественно-опасного деяния, уголовное законодательство в отдельных случаях ограничивает его определенным отрезком времени или указанием на способ, обстоятельство и местом совершения.

Под объективной стороной преступления следует понимать внешнее проявление конкретного общественно – опасного поведения, причинившего или способного причинить существенный вред общественным отношениям, охраняемым Уголовным законом, а также условия времени, обстановки причинения данного вреда.

Значение объективной стороны преступления в первую очередь обуславливается тем, что точное ее установление является залогом правильной квалификации общественно – опасного оружия.

Формулируя объективную сторону преступления, законодательство выделяет те или иные внешние его признаки, которые главным образом и определяют содержание, характер и степень общественной опасности деяния. Из всей массы изменчивых признаков, реально существующей объективной стороны преступления уголовно-правовая норма закрепляет некоторые «узловые» моменты. Такими признаками в одних случаях являются способы действий преступники, в других – наступивший результат, в третьих – несколько последовательных этапов преступной деятельности, в четвертых – средства применяемые преступником и т.п.

Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств – однако из опасных преступлений в группе преступлений против общественной безопасности, имеющих своим предметом различные виды оружия.

В рассматриваемом преступлении формулируется объективная сторона, где главное внимание уделяется характеристике совершаемых действий. Объективная сторона преступления, согласно диспозиции ст.251 УК РК, состоит в приобретении, передачи, сбыте, хранении, перевозке или ношении огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств без соответствующего разрешения(ст.251 ч.1 УК РК), а также в незаконном ношении или сбыте кинжалов, финских ножей или другого холодного оружия, за исключением, когда ношение холодного оружия связано с охотничьим промыслом (Приобретение, передача, хранение и перевозка холодного оружия в нынешнее время декриминизировано,ст.251 ч.4 УК РК).

Диспозиция рассматриваемых норм является альтернативной и поэтому для наличия состава преступления достаточно совершения любого из перечисленных действий.

Однако, по каждому делу должно быть конкретно установлено в чем выразились действия виновного.

Судебная практика Сарыаркинского районного суда г.Астана показывает, что за период с 1994 по 1997г.г. ношение огнестрельного оружия имело место в 12,2% случаев, холодного в 21,7%; изготовление огнестрельного оружия в 6,8%, холодного – 22,5%; хранение огнестрельного оружия – 5,2%, холодного – 10,3%; приобретение огнестрельного оружия – 6,2%, холодного оружия – 15,1% [23] .

Ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, является самой опасной формой рассматриваемого преступления. Его повышенная опасность состоит в том, что этими действиями создается непосредственная угроза применения оружия в целях совершения других, более тяжких преступлений, а нередко его ношение становится причиной несчастных случаев.

Так, по мнению Стуканова А. каждый десятый из осужденных применил имевшееся у него оружие при совершении злостного хулиганства, разбойного нападения, вымогательства, преступлений против жизни и здоровья граждан [35] .

Незаконное ношение – длящееся преступление, оно начинается с момента приобретения, изготовления оружия и оканчивается только с наступления каких – либо событий, которые прерывают его совершение (задержание, явка с повинной), или когда соответствующие предметы выбывают из владения виновного.

Ношение огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств законодательством понимается как фактическое обладание данными предметами, если они находятся при виновном – не имеет значения, носил ли виновный эти предметы при себе, или же в какой – либо емкости (чемодан, ящик, портфель, сумка, багажник автомашины), носил скрытно или не принимал мер к его сокрытию, т.е. речь идет о любых ситуациях, когда предметы эти находятся при виновном, так сказать «под рукой ».

В литературе существует мнение, согласно которому ношение оружия связывается с местом нахождения виновного, т.е. ношение оружия, с этой точки зрения обязательно предполагает нахождение его при виновном вне его постоянного места жительства.

С таким категорическим утверждением трудно согласиться. Ведь возможны случаи задержания лица в квартире, во дворе, саду, когда оружие находиться при нем и способ его ношения свидетельствует о том, что лицо носит оружие при себе более или менее постоянно. Едва ли то

обстоятельство, что субъект в данный момент находится у себя исключает ответственность за ношение оружия. В процессе проведенного опроса осужденных Васенцовым А., на вопрос, где они носили оружие, были получены следующие ответы: в кармане куртки, пальто, пиджака – 79,14%, за поясами – 10,86%, в сумке, рюкзаке, портфеле – 9,7%. Остальные не отвечали на этот вопрос [37] .

Таким образом, подавляющее большинство осужденных не использовали для ношения оружия каких – либо специальных емкостей.

Под хранением огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств следует понимать фактическое обладание ими, в случаях, когда эти предметы находятся не при виновном, а в ином месте, например, в квартире, во дворе дома, в сарае, спрятаны в лесу и т.д., этой точки зрения придерживаются многие авторы,и нам она также видится убедительной [38, 39] .

По изученным материалам уголовных дел, по факту хранения оружия, усматривается, что большинство осужденных хранили оружие не при себе, а зачастую у знакомых, в гараже, на работе, во дворе, в саду, в доме.

Судебная практика исходит из того, что деяния квалифицируется как незаконное хранение оружия независимо от того, хранилось ли оно дома у виновного или в ином известном ему месте, было спрятано или хранилось открыто и даже использовалось в качестве предметов хозяйственно – бытового назначения.

Ответственность за хранение оружия, как уже отмечалось, не исключается и в тех случаях, когда субъект хранил его у своих знакомых. Лица, хранившие оружие по его поручению, на наш взгляд, в такой ситуации также должны нести ответственность по ст.251 УК РК.

Хранение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, также как и ношение таковых, является длящимся преступлением и заканчивается с наступлением событий, которые прерывают его совершение (добровольная сдача соответствующих предметов, обнаружение оружия, утраты его по причинам от субъекта независящим и т.п.). Время продолжительности хранения для квалификации значения не имеет.

В ныне действующем законодательстве, в частности Уголовном кодексе декриминализировано хранение холодного оружия. На наш взгляд такое изменение может привести к еще большему росту преступности. Нельзя недооценивать общественной опасности этого деяния, т.к. большинство преступлений «на бытовой почве» совершаются с применением холодного оружия, хранившегося у хозяина дома.