Смекни!
smekni.com

О бухарских евреях (стр. 2 из 6)

Вот одна из этих историй. Однажды, веков пятнадцать назад, Великий Хан Бухары, находясь в хорошем расположении духа, сказал своим министрам: "Моя страна большая, я обладаю всем. Единственное, в чём я нуждаюсь - это евреи. Отправлю-ка я своего посланника в соседнюю Персию, чтобы привёз мне оттуда десять евреев". Сказано - сделано. Прибывшие из Персии десять еврейских семей были поселены поблизости от дворца правителя. Ханом были изданы строгие декреты, предписывающие подданным не обижать и не таить в душе злобы против них. Кстати, квартал вокруг ханского дворца и по сей день называется еврейским, хотя там живут уже не только евреи (к вопросу о доверии к народным преданиям).

Вообще, в литературе о бухарских евреях, освещающей вопрос об их корнях на основе национальных и родословных преданий, не акцентируется внимание на факте их происхождения от ассирийских или вавилонских пленников.

Есть ещё один источник, где сообщаемая информация - особого рода. Это Библия. Заглянем в одну из известных библейских книг, в книгу Эстер (Мегиллат Эстер). В ней приводятся детали, проливающие свет на датировку начала еврейского присутствия в Центральной Азии. Вспомним эпизод: царский визир Аман, готовя заговор против евреев, разослал… "всем сатрапам царским и начальникам каждого народа на языке его" (3:12-13) тайные предписания о поголовном истреблении всех иудеев "в один день". Всего таких областей было 127, и протянулись они "от Оду до Куша" (от Индии до Эфиопии). Когда же Аман был разоблачён и казнён, Мордехай, став визирем, срочно шлёт другие послания - об отмене упомянутого указа - также всем "сатрапам и начальникам, и правителям областей, что от Оду и Куша…". И тут сделана одна оговорка, там, где идёт речь о письмах "каждому народу на языке его", и добавлено: "И иудеям - письменами их и на языке их" (8:9-11). Точно установлено, что данный эпизод имел место в Ахеменидском периоде истории Ирана - VI-V вв. до н. э. В книге Эзры, в документированных мемуарах великого деятеля еврейской истории, жившего в описываемую эпоху, также без всяких оговорок указывается, что оставшиеся в Персии евреи проживали "во всех местах" (Книга Эзры, 1:4), т. е. включая и три сатрапии в Центральной Азии.

В последней трети IV в. до н. э. еврейская история вступает в свою постбиблейскую стадию, связанную с т. наз. эпохой эллинизма. Начало новой эпохе положили победоносные походы талантливого полководца Александра Македонского против Персидской империи, задумавшего создать мировую империю и повсеместно распространить греческую культуру и греческий образ жизни.

В течение нескольких лет Александр, разгромив Персию, пошёл дальше на восток, через земли Средней Азии и Афганистана и вышел к долинам верховьев Инда, создав крупное государственное образование. В 323 г до н. э. он умер, империя распалась на два царства - Птолемеев и Селевкидов. Область, населённая иудеями, предками бухарских евреев, была такой дальней окраиной этих царств, что какого-либо заметного влияния на последних не оказала. Поэтому мы не будем задерживаться на этом историческом эпизоде.

Первые документальные свидетельства о жизни евреев в Центральноазиатском регионе относятся (пока) лишь к периоду на рубеже двух эр (II-I вв. до н. э. - I-II вв. н. э.).

Этот период назван в еврейской историографии Талмудической эпохой и характеризуется географической разбросанностью евреев по всему миру. В Риме, Александрии и других крупных городах высокоразвитой средиземноморской цивилизации к тому времени уже сложились крупные еврейские общины, имевшие "свою собственную историю" и культуру. Они формировались в тесном соседстве и под доминирующим влиянием эллинистической, а затем римской и христианской культур. Одновременно, но за пределами обозначенного региона, создавалась и развивалась ещё одна крупная еврейская община - вавилоно-персидская, получившая известность как восточная диаспора евреев. Формально они были разделены рекой Евфрат, неформально - расстоянием в тысячи километров и постоянно меняющимися условиями существования в связи с возникновением новых государственных образований, приходом к власти новых монархов и т. д.

В начале I в. н. э. на территории нынешних Южной Туркмении и Восточного Ирана образовалось мощное государство - Парфянское. Под властью парфянской (персидской) династии Аршакидов евреи находились без малого 500 лет. Затем на развалинах Парфянского царства возникла не менее мощная, тоже персидская держава, возглавляемая шахиншахами из династии Сасанидов, которая просуществовала более 400 лет. Почти тысячелетнее проживание десятков поколений бывших Вавилонских изгнанников в совершенно ином, нежели греко-римский, мире, социальном, экономическом и духовно-религиозном окружении, естественно, привело к формированию у этой ветви мирового еврейства особого жизненного уклада и своеобразной культуры. Ещё со времён вавилонского пленения у них складываются традиции самоуправления, своеобразная общинная идеология и особая социальная система. В персидский период они сумели получить, по существу, почти полную культурно-религиозную независимость и широкие права во внутреннем самоуправлении. Верховное руководство осуществлял экзиларх ("реш галута" - "глава диаспоры"), власть которого охватывала все сферы еврейской жизни и наследовалась. На местах евреи создавали свои самоуправляемые общины, объединяясь вокруг синагоги, в которой, кроме богослужений, обсуждались текущие и назревающие вопросы бытия. Руководители общин на местах обязаны были контролировать соблюдение религиозных заповедей, собирать общинные средства, с их помощью поддерживать стариков, нетрудоспособных вдов и сирот, содержания в надлежащем порядке общественных зданий и кладбищ. Особое внимание община всегда уделяла обучению своих детей основам иудаизма.

Главным достижением коллективного духовно-литературного творчества вавилоно-персидской общины явилось создание Вавилонского Талмуда (Талмуд Бавли), ставшего со временем каноническим сводом законов всех еврейских общин мира. Именно в это время общенациональный духовно-религиозный центр евреев перемещается из Эрец-Исраэль в Вавилонию, сохраняя там свои позиции на протяжении следующих 10 (!)веков, а вавилоно-персидское еврейство выступает уже в качестве лидирующей группы всемирной еврейской диаспоры. Начало этому процессу было положено основанием в Вавилонии трёх знаменитых иешив в городах Нехардее, Суре и Пумбедите. В литературе они известны как "раввинистические академии", роль которых в развитии иудаизма, как и многих поколений вышедших из их стен учёных общеизвестна. Примерно тогда же увидели свет и другие выдающиеся произведения еврейского народа - "Песня песней", "Плач Иеремии", "Мегиллат Эстер" и т. д., включённые в качестве канонических книг в ТАНАХ.

Таким образом, иудейская часть населения Центральной Азии являлась, по существу, ветвью вавилоно-персидской общины, поскольку проживала в составе одних и тех же государственных образований - преимущественно на землях, входивших во владения трёх последовательно сменявших друг друга иранских империй. Именно этой части вавилоно-персидского еврейства суждено было стать той этнической основой, на которой сформировалась самобытная бухарско-еврейская община (субэтническая группа). Особое место в истории нашего маленького народа занимает Бухара. Согласно свидетельству надёжных источников (данные раскопок), наиболее ранние еврейские поселения в этом регионе возникли не позднее II-I вв. до н. э., в самой Бухаре - V в. н. э. Исторически сложилось так, что это название в качестве этнонима стало определяющим в наименовании той субэтнической общности, которая известна сегодня как бухарское еврейство.

У читателя может сложиться впечатление, что судьба и удача неизменно сопутствовали азиатским евреям. Это, конечно, далеко не так. В качестве примера приведём следующую ситуацию. В первой половине V- начале VI вв. наблюдалось массовое бегство в Центральную Азию евреев, проживавших в центральных областях Сасанидской империи. Оно явилось следствием резкого обострения внутриполитической и религиозной ситуации. В ходе долгой и напряжённой борьбы между царями Сасанидской династии и верхушкой жреческого сословия за преобладающее влияние в государстве постепенно верх одержали зороастрийские маги, что вызвало рост фанатизма и нетерпимости ко всем прочим религиям. Вспышки репрессий сменялись краткими периодами веротерпимости. Однако с приходом к власти Ездигерда II (439-459 гг.) и особенно его сына Пероза (460-484 гг.), начинается планомерная, систематическая травля евреев.

Былая широкая автономия еврейской общины всё более ограничивается, устанавливается царский надзор за еврейскими судами, закрываются знаменитые иешивы в Вавилонии. Периодически разрушались синагоги, запрещалось соблюдение субботы и изучение Торы, еврейских мальчиков настойчиво обращали в зороастрийскую веру. В 468г. (по некоторым данным в 472г.) в городе Исфахане, где процветала одна из древнейших иудейских общин, был совершён погром, в результате которого была перебита половина еврейского населения, огульно обвинённого в ритуальном убийстве двух зороастрийских жрецов. Многие тысячи евреев покинули пределы Персии - бежали в Византию, Крым, Индию, Китай, за Аму-Дарью, тем самым существенно пополнив укоренившиеся там общины, в том числе и общины будущих бухарских евреев в Центральной Азии.