Смекни!
smekni.com

О бухарских евреях (стр. 3 из 6)

Это был пример, скажем, государственного масштаба. А сколько было, так сказать, "местных ситуаций", делавших жизнь евреев невыносимой. Чаще всего причинами того, что они покидали насиженные, хорошо обжитые места с налаженными связями были более чем вескими. Мы же знаем, что евреи далеко не кочевой народ, стало быть, что-то очень принуждало их к этому.

Здесь хотелось бы вкратце остановиться на одной закономерности этнического процесса. Любое более или менее длительное проживание того или иного народа в качестве религиозно-этнического меньшинства в среде другого, обычно значительно более крупного, ведёт либо к полной ассимиляции (растворение малого в большом), либо к аккультурации (снижение приверженности малого народа к собственной культуре при параллельном усвоении главных черт культуры окружающего народа). Общие закономерности этого процесса не могли не коснуться еврейской диаспоры. В ранние периоды Талмудической эпохи в духовной жизни разбросанных по всему миру еврейских общин зарождаются две противоборствующие тенденции. С одной стороны звучал постоянный призыв к сохранению традиционного образа жизни и духовной самобытности в чужой среде. С другой - существовало стремление выйти на позиции культуры окружающего нееврейского большинства, соблазн приспособиться к "нормальной" жизни в новых условиях, чтобы "не отличаться от окружающих".

Борьба этих двух тенденций не прекращалась на протяжении многих поколений, став характерной чертой диаспоры особенно в последнее столетие, даже сегодня. Главная проблема заключалась в глубине ассимиляционных проявлений, опасных потерей чувства принадлежности к еврейству. Ну и, что бы завершить это отступление, хочется подчеркнуть невероятную гордость за огромное количество евреев, продемонстрировавших исключительную степень интеграции и одновременно образцы высокого бикультуризма, внеся огромный вклад в развитие культуры и науки окружающего народа и оставшихся глубоко верующими евреями, трепетно относящимися к традициям своего народа. История дала массу примеров на эту тему на всём протяжении существования диаспоры, от пленения евреев 2500 лет назад и до сегодняшнего дня.

Очередной этап тысячелетней истории народа Израиля был связан с зарождением нового религиозного учения арабского пророка Мухаммада, широкомасштабными арабскими завоеваниями и превращением ислама в мировую религию. Последующее многовековое господство ислама, под знаменем которого была гигантская империя, во многом преобразило национально-этнический облик миллионов людей, оказавшихся в поле его влияния.

Серьёзного воздействия мусульманской культуры не избежал и народ Израиля. Более 90% еврейского населения мира оказалось в зоне исламского владычества, в новом религиозно-культурном и этническом окружении. Взаимоотношения между мусульманами и иудеями были очень сложными и менялись в зависимости от конкретной исторической ситуации.

Первоначальным ядром исламской империи была религиозная община (умма), основанная пророком Мухаммадом (569-632 гг.) в Хиджазе (северо-запад Аравийского полуострова). С самого зарождения исламские религиозные доктрины испытали на себе серьёзное влияние идей иудаизма. Мухаммад объявил себя потомком Авраама и продолжателем дела библейских пророков. Краеугольным камнем ислама он провозгласил строгий монотеизм, ввёл обряд обрезания. В проповедях часто прибегал к библейским сюжетам из еврейской истории, иудеев называл "бану-Исраил", адекватный ивритскому "бней-Исраэль" ("сыны Израиля").

Еврейское присутствие в описываемом регионе в то время было весьма значительным. Все крупные города-государства - Мекка, Медина имели большие еврейские общины с развитой инфраструктурой, в том числе и крупными иешивами. Около 20 еврейских кланов активно участвовали в торговых операциях и ремесленном производстве и заметно влияли на общественно-политическую ситуацию. В 622 году (считающимся началом мусульманской эры) они помогли Мухаммаду бежать из Мекки в Медину от враждебно настроенных к нему лидеров арабских родов. Продолжая рассчитывать на евреев, Мухаммад надеялся, что они перейдут в лоно новой религии. Но уже через пару лет, когда стало ясно, что его надежды не оправдались, арабо-еврейские отношения резко обострились и со временем почти все евреи были либо перебиты, либо изгнаны из северных и центральных областей Аравийского полуострова.

Непрерывное победоносное шествие арабских армий на протяжении почти полутора веков привело к созданию невиданной по величине империи, охватывавшей Переднюю и Центральную Азию, Северную Азию и Юго-Западную Европу. Завоевательные походы шли под лозунгом "войны за веру" и основным условием существования покорённых народов был переход в ислам. Со временем все подвластные халифам (араб. - наместник пророка) народы приняли мусульманство, кроме иудеев и христиан.

Захвачены были и Иудея с Иерусалимом, причём вначале арабы поощряли возвращение евреев в покинутые когда-то города и сёла, разрешили жить в Иерусалиме, позволяли строить синагоги пользоваться равными с арабами правами. Однако уже в начале VIII в. евреи Эрец-Исраэль были лишены всех прав и привилегий, а их земли были конфискованы. Превращённые в арендаторов собственной земли, евреи-земледельцы были обложены непосильными налогами и покидали насиженные места.

Не лучшим было положение евреев диаспоры. Сразу же отметим, что продолжение арабских завоеваний повлекло за собой и расширение еврейского рассеяния, ибо последние, движимые "тем же естественным стремлением и теми же экономическими факторами, как и раньше, устремилась за арабами в качестве колонистов, торговцев и сельскохозяйственных поселенцев". В новых регионах появлялись еврейские центры, крупнейший из которых образовался на Пиренейском полуострове, в мусульманской Испании (Кордовский халифат, позднее - Гранадский эмират).

Изменился и правовой статус евреев в исламском обществе. Причисленным совместно с христианами к "людям Книги", евреям предоставлялся не двойной выбор (смерть или исламизация), а тройной - смерть, исламизация или уплата дани. Кроме относительных гарантий неприкосновенности, права на собственность, религиозных отправлений и общинного самоуправления евреи были значительно поражены в свободах. Они должны были приветствовать мусульманина стоя, их свидетельские показания суд не принимал во внимание, запрещался брак с мусульманами, обладание слугой или рабом-мусульманином, занимать должности, дающие власть над правоверными, владеть оружием, ездить на лошадях и мулах. Наиболее унизительными были предписания носить одежду с опознавательными знаками (шестиконечную звезду или просто жёлтый лоскут, чаще - одежду жёлтого цвета и жёлтый пояс). Накладывались также ограничения на строительство синагог. Перечень дискриминационных запретов можно продолжать и продолжать. В литературе они известны как "Омаровы законы".

Одновременно, как это ни парадоксально, начался стремительный рост авторитета руководителей религиозных академий Вавилонии, которым уже в конце персидской эпохи стал присваиваться титул "гаон", (ивр. "величие", "гордость"). Со временем гаоны в Суре и Пумбедите воспринимались как высшая инстанция при толковании религиозных и галахических (нормативно-правовых) предписаний иудаизма. В историографии этот период - с VII по ХI вв. - принято считать золотым веком учёности, его так и называют "эпоха гаонов". Имена крупнейших учёных - Саадия Гаон, Моше бен Маймон и др. общеизвестны.

Завоевание Центральной Азии арабами началось в 706 г. И в течение 10-15 лет им удалось установить господство на территории нынешних Узбекистана и Таджикистана. Процесс исламизации коренного населения сопровождался тотальным уничтожением культура предшествующих поколений, насильственным внедрением арабского языка и образа жизни. В рабство уводились сотни тысяч людей, города и населённые пункты разрушались. Экономике региона был нанесён серьёзный ущерб. Прошло около ста лет, пока завоеватели поняли, что рентабельнее не разрушать и убивать, а дать людям возможность жить и развиваться - другого способа пополнить казну нет. И с этого момента началось бурное развитие ремёсел и торговли. Этого наши предки, центральноазиатские евреи не могли упустить. Очень быстро они вовлеклись в международную торговлю, подключившись к Великому Шёлковому пути, который проходил через Мерв, Бухару, Самарканд. Бухара становится блистательной столицей обширного исламского государства, и вместе с ней растёт и процветает община бухарских евреев. В это время заканчивается формирование таджикского языка "Забони форси-и дари", который лёг в основу языка бухарских евреев, известного ныне как "бухори".

Здесь мне хочется вновь отметить, что даже при всём том, что захватчики всячески способствовали ремёслам, торговле, жизнь не становилась спокойной и надёжной. В халифате велись постоянные междоусобные войны, большие государства дробились на несколько мелких, менялись властители... В постоянной борьбе за власть верх одерживала то светская власть, то религиозные фанатики и в этом случае запретительные законы исполнялись до последней буквы. Начинался очередной исход евреев. Ситуация очень типичная для евреев, она не миновала и предков автора этих строк, но об этом позже.

Очередным испытанием для евреев явилось монгольское нашествие. В начале XIII в. полумиллионная армия, возглавляемая Чингизханом, четырьмя колоннами двинулась завоёвывать богатые города и плодородные земли Центральной Азии. Сломив мужественное сопротивление населения, особенно защитников Бухары, Самарканда, Хорезма, Мерва, Балха и Герата, длившееся три года, монгольские орды установили господство над всем регионом. Одновременно были захвачены север Ирана, весь Кавказ и Крым. Известно, что со временем эта участь постигла и большую часть средневековой Руси. Вместе с захваченными ранее территориями Китая монголы контролировали огромные пространства. Параллельно шёл процесс (ирония истории!) исламизации завоевателей. К началу XIV в. большая их часть, а вернее их потомков, была обращена в ислам.