.
Крушение самодержавия в Петрограде, где сосредоточились противоборствующие силы, имело определяющее значение для развития революционных событий в крае.
Весть об отречении Николая II от престола пришла во Владивосток 3 марта 1917 г. На стихийно возникших митингах принимались резолюции в поддержку революционного Петрограда. Настроение тех дней передает стихотворение владивостокского литератора Н.П.Матвеева (Амурского) "Борцам за Родину":
Братья ! Воздвигнем возвышенный храм
Силам, к Свободе зовущим.
Вечная память погибшим борцам !
Вечная слава живущим !...
Сгибли навеки, навеки прошли
Страшные грозные годы,
И над простором родимой земли
Солнце сияет Свободы ...
Весной 1917 г. политическая обстановка в Приморье была нестабильной. Реальная власть в крае принадлежала назначенному Временным правительством областному комиссару. В крупных населенных пунктах в его поддержку создавались Комитеты общественной безопастности (КОБы). Хозяйственные функции по-прежнему выполнялили городские думы. В это время стали создаваться органы революционно-демократической власти. 4 марта 1917 г. во Владивостоке был избран первый Совет рабочих и солдатских депутатов во главе с большевиком С.М.Гольдбрейхом (в июне он стал меньшевиком).
11-13 марта на сходе казаков Уссурийского казачьего войска был отстранен от власти войсковой атаман и избран исполнительный комитет. В мае прошли областные крестьянские съезды с участием представителей казачества, на которых обсуждались вопросы об отмене частной собственности на землю и недра, о передаче земли безвозмездно трудовому крестьянству и казачеству. Был избран Приморский областной совет крестьянских депутатов во главе с эсером Н.Л.Назаренко. Крестьянские и казачьи Советы возникли в Анучино, Сергеевке, Владимировке, Раздольном и других селах края.
Развитию революционных событий в Приморье способствовало оживление деятельности политических партий. Наиболее активными были левые партии - социал- демократы и эссеры. Социал-демократические организации восстанавливались после свержения самодержавия как объединенные - большевиков и меньшевиков. Социал-демократическую организацию возглавили большевики: во Владивостоке - А.Г.Антонов, в Никольске-Уссурийском - С.И.Гиллерсон, в Сучане - С.А.Замараев. С мая Владивостокский горком РСДРП (б) возглавлял прибывший из США большевик - эмигрант А.Я. Нейбут. К сентябрю 1917 г. дальневосточная социал-демократическая организация насчитывала 5 тыс. человек, в том числе около 2 тыс. большевиков, в основном сосредоточенных в Приморье.
Совместная работа большевиков и меньшевиков в объединенной организации могла бы способствовать сплочению революционно-демократических сил, формированию коалиции из представителей всех левых партий, предотвращению гражданской войны.
На краевом съезде Советов, проходившем во Владивостоке в мае 1917 г. по всем важнейшим вопросам: об отношении к империалистический войне, Временному правительству, к местным органам власти, профсоюзам, выборам в Учредительное собрание, по крестьянскому вопросу - были приняты компромиссные решения. На съезде был избран Краевой комитет Советов. Преобладали в нем эсеры и меньшевики; возглавлял его большевик Л.Е.Герасимов, с августа - меньшевик Н.А. Вакулин.
Под влиянием левых партий Советы выступили в защиту интересов рабочих. На государственных предприятиях Владивостока был установлен 8-, а у грузчиков и чернорабочих 6-часовой рабочий день. Во владивостокских железнодорожных мастерских, на шахтах Сучана был введен рабочий контроль. Объединявшее более 36 тыс. рабочих Центральное бюро профсоюзов контролировало прием и увольнение с работы, регулировало размер заработной платы.
Через Советы левые партии пытались усилить свое влияние в армии. В Приморье насчитывалось более 40 тыс. солдат и 6 тыс. моряков Сибирской военной флотилии. Военная комиссия Владивостокского Совета ограничила полномочия коменданта крепости, способствуя избранию солдатских и флотских комитетов, а также разоружению полиции.
После июльских событий в Петрограде в социал-демократических организациях Приморья наметились признаки раскола. Большевики, абсолютизировав идею диктатуры пролетариата, настаивали на необходимости перехода к социалистической революции. В сентябре 1917 г. они выделились в самостоятельную организацию. Краевое бюро РСДРП (б), установившее связь с ЦК партии, возглавил А.Я.Нейбут.
Владивостокский совет берет власть в свои руки.
Влияние большевиков в Советах Владивостока и Приморья усилилось в связи с опасностью установления в стране военной диктатуры генерала Корнилова.
По директиве Краевого комитета Советов с 28 августа при Советах края стали создаваться объединенные исполкомы из представителей всех левых партий и общественных организаций.
Объединенный исполком при Владивостокском Совете (во главе с эсером С.Н.Михайловым) 29 августа объявил о взятии всей власти в свои руки. В Никольск-Уссурийский был направлен возвратившийся из эмиграции большевик А.М.Краснощеков, который вскоре возглавил местный горком РСДРП (б) и Центральное бюро профсоюзов.
Под руководством большевиков в Приморье началось формирование отрядов Красной гвардии: во Владивостоке (на Дальзаводе, при железнодорожных мастериских на первой речке), Сучане, Имане, Никольск-Уссурийском. Военная комиссия Владивостокского Совета помогла их вооружить.
После подавления корниловского мятежа в центре страны Краевой комитет Советов по предписанию Временного правительства потребовал распустить объединенные исполкомы. Но объединенный исполком при Владивостокском Совете остался у власти, продемонстрировав возможность сотрудничества разных партий. С 18 октября президиум исполкома Владивостокского Совета возглавил большевик А.П.Алютин.
Большевизации Владивостокского, Сучанского, Никольск-Уссурийского и других Советов области, росту революционного подъема среди рабочих, солдат, матросов, части крестьянства, способствовала пассивная позиция, занятая Временным правительством в важнейших вопросах - о мире, о земле и др. Большевики, обещавшие в случае прихода к власти быстрое их решение, получили поддержку населения в крупных центрах области, главным образом на юге Приморья.На севере области преобладало влияние меньшевиков и эсеров. 3-12 августа в Хабаровске прошел II краевой съезд Советов, на котором был избран новый состав Краевого комитета Советов во главе с меньшевиком-интернационалистом Н.А.Вакулиным.
В деревне, где Советов крестьянских депутатов почти не было, образовывались комитеты типа КОБов. Их должны были сменить органы земского самоуправления, выборы в которые по директиве Временного Правительства России начались осенью 1917 г.
Октябрьская революция. Первые советы в приморье
ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В ПРИМОРЬЕ. Известие об октябрьских событиях в Петрограде пришло в Приморье 26 октября. По указанию краевого комиссара Временного правительства чиновники телеграфа знакомили общественность только с телеграммами антибольшевистского содержания. Большевики же развернули агитацию в поддержку революционного Петрограда. Владивостокский Совет в постановлении от 28 октября счел необходимым подчеркнуть, "единственным исходом ... для спасения революционной центральной власти является немедленное образование однородной центральной власти, опирающейся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, для немедленного созыва Учредительного собрания".
С возвращением из Петрограда приморских делегатов II Всероссийского съезда Советов появилась возможность узнать подробности о действительных событиях в Петрограде, о первых декретах советской власти, образовании Совета Народных Комиссаров (Совнаркома).
В ноябре 1917 г. о признании Совнаркома заявили объединенные исполкомы Владивостокского и Никольск-Уссурийского Советов, Сучанский Совет рабочих и солдатских депутатов. Исполком Владивостокского Совета возглавил вначале А.Я.Нейбут, с декабря - К.А.Суханов, Никольск-Уссурийского - А.М.Краснощеков, Сучанского - левый эсер З.Н.Мартынов.
Осенью 1917 г. на власть в Приморье стали претендовать органы земского и городского самоуправлений. Накануне III краевого съезда Советов 11 декабря 1917 г. в Хабаровске образовалось краевое бюро земств и городов, которому бывший краевой комиссар Временного правительства А.Н.Русанов передал власть в крае. В Приморье его приемницей стала областная земская управа.
Городские думы и земские управы избирались на основе всеобщего прямого, равного избирательного права, тайным голосованием. III краевой съезд Советов (12-20 декабря 1917 г.) под председательством большевика А.М.Краснощекова не признал власти краевого бюро земств и городов и провозгласил в крае советскую власть. Поскольку на селе действовали уездные и волостные земские управы, Советы крестьянских депутатов только образовывались, съезд вошел в контакт с земством (и городскими самоуправлениями), отметив, что высшим органом политический власти все же являются Советы. Был избран Краевой комитет Советов и самоуправлений. Но земство не удовлетворилось хозяйственно-организаторской и культурной деятельностью и претендовало на политическую власть. Его поддерживал игнорировавший советскую власть владивостокский консульский корпус, угрожавший интервенцией. Советы и земства (своеобразное двоевластие) сосуществовали в Приморье до конца апреля 1918 г. По решению IX краевого съезда Советов в апреле-мае 1918 г. земские управы были распущены, вместо них создавались Советы.
Непросто сложились отношения новых органов власти и казачества. Правление Уссурийского казачьего войска стремилось к автономии, фактически к независимости от власти Советов. В январе 1918 г. IV Войсковой круг избрал атаманом И.П.Калмыкова - представителя зажиточного казачества. Калмыков установил связь с представителями Японии, Англии и Франции и при их финансовой поддержке приступил к формированию отряда в полосе отчуждения КВЖД. В марте совещание депутатов войскового круга - сторонников советской власти - сместило Калмыкова с должности атамана и избрало временный Совет Уссурийского казачьего войска во главе с Г.М.Шевченко. Стали организовываться и объединенные советы крестьянских и казачьих депутатов.