Смекни!
smekni.com

Изучая гражданскую войну в Китае (стр. 2 из 4)

Другие общие положения, относящиеся к теме данной статьи, можно почерпнуть из социологической литературы о войне. Изменения в организационной сфере и сфере перцепций, сопровождающие крупномасштабные военные конфликты, обычно благоприятствуют институтам, имеющим высокоцентрализованный характер, если они одновременно обладают гибкостью и способностью извлекать уроки из опыта на микроуровне. Это хорошо видно на примере вопроса о снабжении армии продовольствием: в крестьянской стране способ получения необходимых припасов может быть выработан только снизу, на уровне подразделений, в результате понимания конкретной обстановки — политической и экономической — в том или ином регионе. Со временем государство или политическое движение может овладеть и общими принципами снабжения, но уроки извлекаются на местном уровне. А в изменчивой обстановке гражданской войны способность к быстрому обучению особенно важна, ведь гражданские войны всегда приводят к поляризации общества и могут быстро свести на нет установившиеся модели поведения. Именно поэтому Ленин, например, считал, что гражданские войны сами по себе являются «революционным опытом».

Спор о «крестьянском сознании» — чрезвычайно важный вопрос в дискуссиях 1960 — 1970-х годов о характере китайской революции — приобрёл новые черты, испытав влияние общетеоретических и компаративных исследований революций. Вместо споров о том, что явилось главной причиной поддержки крестьянами революции в Китае — антияпонский национализм или направленная против правящих элит земельная реформа, в последние годы исследователи стали подчёркивать значение смеси негативных и позитивных факторов, «толчков» с разных сторон, зачастую связанных с физическим и идеологическим хаосом военного времени, с политическими манипуляциями с крестьянством на местах или с отсутствием государственной власти 7. Несколько учёных, как китайских, так и иностранных, недавно поставили точку в споре о том, что первично — национализм или социализм, охарактеризовав цели подавляющего большинства крестьянства как реактивные — избежать участия в войне и пережить её непосредственные последствия, а не сознательно поддержать дело революции 8. По крайней мере можно с уверенностью сказать, что, подобно французской и русской, китайская революция действовала в рамках целого неупорядоченного спектра сознаний. Не существовало какой-то одной главной причины изменений в сознании, их было много, и их значение варьировалось географически и хронологически по всему спектру китайского общества и временной шкале китайской революции.

Отход от монокаузальных объяснений в области сознания возродил интерес к качествам самого революционного движения. Что позволило сохранить единство в коммунистическом руководстве (даже в периоды военных неудач), сформировать непреклонную преданность делу у многочисленных партийных кадров и превратить множество членов КПК в эффективных пропагандистов? Вдохновлённые исследованиями в области антропологии лидерства, некоторые учёные подчёркивают харизматический характер политического стиля Мао Цзедуна как важный элемент, обусловивший успехи партии. За те десять лет, когда штаб-квартира партии располагалась в отдалённых районах провинции Шэньси, — Яньаньский период 1936 — 1947 гг. — произошёл переход от ленинского к харизматическому стилю руководства; за это время всё существование партии постепенно сосредоточилось вокруг культа личности Мао, идеально точного выполнения его указаний и веры в созданные им мифы и образы. Хотя между высшими руководителями партии существовали — и дозволялись — реальные разногласия, эти руководители успешно передавали образ «непогрешимого» Мао верным партийцам и всем, кто хотел во что-то верить в то смутное время 9.

Взгляд на КПК как на харизматическое движение породил новые вопросы о том, каким образом в Яньаньской период и во время гражданской войны «выковывались» инструменты, спаявшие партию воедино. Это подвело к анализу важнейших партийных документов как педагогических текстов, а важнейших элементов партийной практики, например исправления и самокритики, как социальных ритуалов религиозного типа, «сплочения посредством истолкования», по выражению Дэвида Аптера. Прочно зафиксировав задачи партии в рамках более широких телеологических понятий «краха» и «возрождения» Китая, Мао успешно «переписал» бурное прошлое партии и выступил с мощным призывом к действию ради её будущего, которое, как утверждалось, является и будущим Китая. Но его телеология также оправдывала жестокие репрессии против тех участников движения, кто не хотел или не мог безоговорочно принять все провозглашенные председателем истины 10.

По сравнению с другими революциями, разразившимися за пределами Европы в XX в. китайская отличается, прежде всего, идейным единством революционного руководства и масштабом военных столкновений на её последней стадии. Одно из двух государств «третьего мира», где коммунистическая партия без посторонней помощи добилась полной власти военным путём (второе — Камбоджа), Китай испытал влияние совершенно особого сочетания внутренних и внешних условий, ослабивших существующий режим и способствовавших успеху такой партии, как КПК. Разрушительные последствия войны, ограниченные возможности государства, сопротивление государственной власти на местах и структура альянсов, характерная для «холодной войны», — всё это характерные черты революций XX в., сравнительное изучение которых обогащает как историческую науку, так и социологию.

Причины победы коммунистов

Чтобы понять, почему КПК вышла из борьбы победителем, необходимо прежде всего выделить основные черты общей ситуации, сложившейся в Китае к концу Второй мировой войны. На мой взгляд, положение дел в Китае (и в Восточной Азии) в 1945 г. частично объясняет общие тенденции, приведшие, в конце концов, к поражению диктатуры Чан Кайши, хотя и не позволяет в полной мере понять причины её крушения в 1949 г. Эти причины, прежде всего, связаны с самой гражданской войной 1946 — 1950 гг. и с сопутствовавшими ей событиями.

Со Второй мировой войной связаны, главным образом, три фактора, обусловившие исход событий 1945 — 1950 гг., все они являются результатом японской агрессии: обострение нищеты в деревне, кризис, связанный с массовым коллаборационизмом, и ослабление гоминьдановских государственных и партийных институтов. Обнищание крестьян в ряде районов Китая как следствие хаоса и разрухи военного времени предоставили коммунистам «социальную лабораторию» для земельной реформы. Высокий уровень сотрудничества с японскими властями, особенно в городах на побережье, привёл к расколу довоенных китайских элит. А само наступление японских армий, основное сопротивление которым, хотя и безуспешное в большинстве случаев, оказывал Гоминьдан, истощало военные, экономические и моральные ресурсы режима 11.

Китай и китайское правительство, спасённые от краха победой США над Японией на Тихом океане, сильно отличались от того, какими они были в 1937 г. Хотя некоторые из несчастий, постигших Гоминьдан после 1945 г., в том числе фракционность и коррупция, несомненно, имели довоенные корни, именно на последней стадии войны эти «болезни» достигли кризисного масштаба. Перед лицом последних японских наступлений и коммунистических восстаний лидеры Гоминьдана не имели ни воли, ни средств, чтобы искоренить разложение внутри собственной партии. Таким образом, ни организационно, ни с точки зрения морального духа Гоминьдан не был готов взять на себя гигантскую задачу послевоенного восстановления страны 12.

Но, несмотря на слабость Гоминьдана, исход его послевоенного конфликта с коммунистами ни в коей мере не был предрешён в 1945 г. Напротив, на момент окончания войны с Японией Гоминьдан обладал существенными преимуществами над своими соперниками внутри страны. Он контролировал государство, его налоговые, мобилизационные и административные функции. Легитимность гоминьдановского правительства была общепризнана как внутри страны, так и за рубежом в основном благодаря тому, что Чан Кайши являлся лидером антияпонского сопротивления. Режим имел сильные международные позиции на официальном уровне, заключив широкомасштабные договоры с обеими вновь возникшими сверхдержавами — США и СССР. В августе 1945 г., после поражения Японии, армии Гоминьдана при помощи американцев установили контроль над всеми крупнейшими областями Китая к югу от Великой стены, к немалому разочарованию его внутренних противников и удивлению многих иностранных наблюдателей 13.

В то же время КПК вышла из Второй мировой войны, имея в наличии не только успехи, но и ряд серьёзных проблем. Хотя за годы войны численность её рядов и контролируемые территории существенно увеличились, главные силы партии по-прежнему находились в Северо-Западном Китае, на периферии страны. Её войска ни в коей мере не могли соперничать с правительственными отборными частями ни в боевой выучке, ни в вооружении, и, хотя большая часть гоминьдановских армий была плохо оснащена, сама их численность позволяла обеспечить превосходство над коммунистами в огневой мощи и манёвре во всех важнейших районах страны. Неспособность партии получить поддержку СССР и срыв попыток захватить новые территории после краха Японии разочаровали многих её членов. В городах, где сосредоточивался промышленный потенциал страны, компартия была представлена очень слабо 14.

Таким образом, история гражданской войны в Китае — это не просто рассказ о неотвратимом упадке Гоминьдана и неуклонно растущей мощи КПК. Хотя структурные причины помогают нам понять систему координат, в которой принимались решения, для объяснения исхода гражданской войны необходимо сосредоточиться на самих решениях. Как уже упоминалось, история гражданской войны — это, прежде всего, история того, как гоминьдановские лидеры своими решениями свели на нет большинство относительных преимуществ, которыми они обладали в 1945 г., а Мао Цзедун и его соратники сумели добиться минимально необходимой поддержки, чтобы сначала выдержать направленные против них наступления Чан Кайши, а затем, по мере ослабления Гоминьдана, самим нанести удар.