Смекни!
smekni.com

Средние века в исторической науке (стр. 6 из 11)

Представители общинной теории широко использовали сравнительно-исторический метод, метод исторических переживаний и ретроспективный метод. Основные выводы были разработаны на германском материале (отсюда и ее другое название - марковая).

Основные положения марковой теории:

Общественному строю, основанному на частной земельной собственности, предшествовал строй, основанный на коллективной собственности на землю и коллективной обработке земли.

Частная земельная собственность и социальное неравенство возникают в деревне за счет постепенного упадка общинного землевладения.

После крушения Римской империи и прекращения передвижений германских племен совершается переход к постоянной обработке отдельными семьями выделенных им участков общинной земли при сохранении совместно используемых неразделенных земельных угодий.

В ходе начавшегося процесса социальной дифференциации свободных общинников развивается вотчина.

Главной проблемой всей социально-экономической истории средневековья является проблема взаимоотношения вотчины и общины-марки.

Пока марковый строй удерживал свои позиции в качестве противовеса вотчинному строю, в обществе поддерживалась гармония интересов различных классов.

Государство играло важную посредническую роль во взаимоотношениях между вотчиной и деревней; возникло он в результате передачи ряда функций общины племенному вождю.

Города возникают на основе общины-марки.

Исследования сторонников общинной теории впервые показали на обширном фактическом материале, что сущность и природа феодализма тесно связаны с крупной земельной собственностью. Вместе с тем довольно рано наметился ряд существенных отличий во взглядах отдельных авторов. Так, известный немецкий историк-медиевист, ученик Леопольда фон Ранке Георг Вайц (1813 - 1886), крупнейший знаток источников по истории средневековой Германии утверждал, что общинное, марковое устройство существовало у германцев издавна, община была неизменный институтом на протяжении многих столетий и ее происхождение никак не связано с коллективной собственностью на пахотную землю. Суть же феодализма, развившегося из германских институтов, - это определенное политическое устройство, основанное на вассалитете, системе бенефициев, личной зависимости населения от землевладельцев, натуральном характере повинностей, различиях в правах и привилегиях. Вайц сделал своим лозунгом слова : "Историк должен стремиться лишь к голой правде, лишенной всяких украшений и всяких выдумок даже в малейшем". По этой причине он и делал крайне осторожные выводы. В отличие от Г. Вайца историк права Пауль Рудольф Рот (1820 - 1892) подчеркивал активную роль государства в становлении феодальных институтов. Бенефиций и вассалитет он связывал с политикой Карла Мартелла и его преемников, которые практиковали раздачу земель. Если Г. Маурер связывал развитой феодализм с вотчинным строем, Г. Вайц и П. Рот, хотя под процессом феодализации понимали утверждение бенефециальной, а позднее военно-ленной системы, материальную его основу видели в утрате свободными общинниками своей свободы и земли. В 1855г. появилась работа "О родовом быте у древних германцев" выдающегося российского исследователя, профессора истории Московского университета Тимофея Николаевича Грановского (1813 - 1855). Он отстаивал закономерность и прогрессивность исторического процесса, преходящий характер крепостнических порядков, их историческую обреченность. Выражение прогресса видел в развитии идей, распространении просвещения, нравственном совершенствовании людей. Кризис Римской империи связывал с нищетой и пауперизмом, с обезземеливанием крестьян, восстаниями рабов и колонов, настаивал на неизбежности таких переходных эпох, когда противоречие "может быть уничтожено только насилием". Как писал А.И.Герцен, Грановский "думал историей, учился историей и историей впоследствии делал пропаганду". Он активно полемизировал с немецкой шовинистической историографией и, анализируя древнегерманскую общину, подчеркивал общность развития различных племен.

С середины 70-х годов 19в. большое влияние в буржуазной медиевистике приобретает историко-экономическое направление. Сторонники этого направления значительно продвинули изучение аграрной истории Западной Европы в средние века.

Вотчинная теория. Предпосылки ее складываются уже в конце 18 - начале 19 вв. (Ю. Мезер, А. Мюллер, К.Л. фон Галлер, К. Эйхгорн). Ряд положений был сформулирован в работах Г. Вайца, К. Нича, В. Рошера. Большое распространение получила среди последователей позитивизма, считавших, что "позитивное" (подлинное) знание может быть получено как результат отдельных наук. Основными представителями являются К.Т. Инама-Штернегг, К. Лампрехт, П.Г. Виноградов.

Основные положения:

Феодализм - это общество, в котором господствовало натуральное хозяйство.

Вотчина возникла в условиях разложения первобытнообщинной организации.

Вотчина развивалась за счет захвата общинных земель и крестьянских аллодов и закрепощения крестьян.

В рамках вотчины до 13 - 14вв. существовала в целом гармония интересов феодалов и крестьян.

Именно деятельность вотчинников способствовала совершенствованию сельскохозяйственной техники, развитию ремесла и возникновению средневековых городов.

Сторонники "классической вотчинной теории" пытались совместить новое понимание феодализма с традиционным, политико-юридическим. Одну из законченных форм вотчинная теория получила в работах Нюма Дени Фюстель де Куланжа (1830-1889). Он активно изучал древний мир и объявил античный город-государство общиной, основанной на религиозном культе предков. Все общественные перевороты в античном мире, по его мнению, имели религиозное происхождение. Он активно выступил против теории классовой борьбы Тьерри и Гизо. В своем труде "История общественного строя древней Франции" Фюстель де Куланж:

отрицал факт германского завоевания;

отрицал существование у древних германцев общины;

отрицал революционный переход от античности к средним векам;

генезис европейского феодализма объяснял постепенным преобразованием учреждений позднеримской империи, т.е. возрождал романистическую концепцию;

в основе европейской цивилизации видел лишь римские общественные институты (крупное землевладение, зависимость от него непосредственных производителей, монархическая власть);

настаивал на исконности крупной земельной собственности;

отрицал историческую роль германских племен:

а)это было не завоевание, а простое нашествие; ничего нового германцы не принесли,

б) германцы не принесли общины, т.к. и у них задолго до прихода была развита индивидуальная земельная собственность.

отличал феодализм "в собственном смысле слова" от его экономических предпосылок:

феодализм определял как вассально-ленную систему,

вотчинный строй, крестьянско-сеньориальные отношения, натуральное хозяйство - всего лишь экономический фон феодализма.

Применительно к истории Англии близкую теорию выдвинул в 80-е годы 19в. Фредерик Сибом (1833 - 1912).

В Германии на аналогичных позициях стояла страссбургская школа историков, ярким представителем которой был Вернер Виттих (1867 - 1925).

Некоторые ученые этого направления, хотя и включали социально-экономические признаки в характеристику феодализма, но трактовали его как сочетание равноправных факторов (политического, социального, экономического) и не отводили определяющего места ни одному из них (К. Лампрехт, М.М. Ковалевский, П.Г. Виноградов, Н. И. Кареев и др.). Формулировку Гизо они относили только к политической стороне феодализма, а социально-экономическую сторону видели в господстве натурального хозяйства и вотчинного строя. Следствием этого стала в конце 19 - нач. 20 вв. теория "двух феодализмов" - политического и социального. В итоге историки-позитивисты не признавали определяющей роли социально-экономических факторов, а при объяснении возникновения феодализма решающую роль приписывали государству или социально-психологическому фактору. Наиболее распространенным представлением было представление о том, что главным источником возникновения феодального общества была не эволюция отношений собственности и социальной структуры , а необходимость стоящего над обществом государства организовать военные силы страны в условиях натурального хозяйства. Для этого государство и создавало военно-ленную систему с помощью вотчинного строя. Отсюда вотчина идеализируется и рисуется как орган классовой гармонии связанных общими экономическими интересами феодалов и крестьян. На первый план по сравнению с марксистской трактовкой выдвигаются хозяйственные функции вотчины, а не организация эксплуатации крестьянства; вотчина рисовалась как единственный носитель и организатор технического и социального прогресса в феодальном обществе, особенно в период раннего средневековья.

Неудивительно, что традиционная политико-юридическая трактовка феодализма была подвергнута пересмотру. Один из крупнейших историков Жак Флякк (1846 - 1918), стремившийся "разрешать проблемы права с помощью истории", в своем труде "Происхождение древней Франции" предложил феодализм понимать как систему личных связей. Источником и основой феодального общества, по его мнению, были не поземельные, а личные отношения "верности" и "покровительства" между сеньорами и феодалами. Людям присущи потребность в защите и чувство любви к близким и ненависть к чужакам. Он вводит термин "сеньориальный режим" и противопоставляет его "феодальному режиму". При первом был полный распад общественных связей, а при втором - порядок и организованность, постепенно поземельные отношения стали дополнять личные связи и вскоре, в 12 - 13вв., вытеснили их на второй план. Эта социально-психологическая трактовка феодализма особенно ценна тем, что направлена против вульгарного экономического детерминизма и подчеркивает роль человеческого фактора.