Смекни!
smekni.com

Империи в мировой истории (стр. 10 из 16)

Практически вплоть до послевоенного времени слово "Возрождение" применялось почти исключительно лишь к эпохе 14 - 16вв. Но в свое время академик Н. И. Конрад, выдвигая свою концепцию Восточного или Китайского Ренессанса, практически (может быть, сам того не ведая!) поставил проблему универсальности Возрождения. Он считал, в духе того времени, что если везде есть формации, то и везде есть культура перехода от феодализма к капитализму, т. е. раннебуржуазная культура Возрождения. Но дело в том, что были еще Каролингское Возрождение, Оттоновское Возрождение, Возрождение 5 - 7вв., "городской ренессанс 12в.", ренессансы или "ренессансные явления" в других регионах планеты. Как объяснить их существование? Где здесь капитализм?

Кроме того, все эти ренессансы так или иначе связаны с какими-либо империями. Случайно ли это?

Не стану в данном случае подробно разбирать происхождение, значение и эволюцию термина "Возрождение", различные точки зрения на него и т. д. Это тема отдельного большого разговора. Сформулирую только основную мысль: "Возрождение" - особенность развития культуры в целом. Когда общество попадает в ситуацию стресса, неопределенности, трансформации, интервенции любого рода, выбора и т. п., она обращается в поисках ответа на возникающие вопросы прежде всего к своему прошлому. Каждая цивилизация имеет свою систему понятий, свой язык и складывается он в начале ее истории. Если учесть, что ни одна цивилизация не развивается в изоляции и периодически испытывает на себе интервенции извне, не только и не столько военные, сколько культурно - идеологические и экономические и, противостоя им должна выставлять "навстречу" некий "щит" в виде непротиворечивой и популярной системы философско - религиозных и социально - политических идей. Империи, обратим внимание, тоже возникают в такие "стрессовые" ситуации, когда действует совокупность внутренних (пестрота лоскутков) и внешних факторов. В средневековой Европе, а именно тогда феномен империи достиг своего максимального расцвета, подобные "вызовы" имели место несколько раз.

Возьмем в качестве примера Каролингскую империю .

В конце 7в. у южных "стен" Европы появились арабы. В начале 8 века началось мусульманское вторжение в Испанию. В июле 710г. небольшой мусульманский отряд в 400 всадников высадился на юге Пиренейского полуострова. Это была разведка боем. Арабы воочию убедились в богатстве и слабости Испании, находившейся под властью вестготов. В следующем 711 году началось собственно завоевание Испании. Отряды в 7 тыс., 5 тыс. и т. д. Появились на юге. Вестготы стремительно откатывались на север. Последний вестготский король Родерик (знаменитый Родриго из испанского фольклора) погиб в бою. К 715г. основные испанские города были захвачены. Полуостров был превращен в провинцию Арабского халифата.

Вскоре арабы появились и в Сицилии. Первый их набег состоялся в 692г.,когда были разграблены Сиракузы. Систематические же нападения стали возможны только после того, как они построили флот не хуже византийского. Завоевание острова связано с событиями IX в. В 800г. к власти в Тунисе пришла династия Аглабидов. В 827г одна из враждующих феодальных группировок в Сицилии позвала их на помощь. Они пришли на помощь и... остались. В 831г. пал город Палермо, около 843г. - Мессина. Сиракузы держались до 878г. Весь остров подчинился арабам лишь к 902г.

На протяжении этого IX в. они периодически вторгались и в Италию. Видимо, особенно удачными были их экспедиции в Сев. Италии, где враждовали между собой ломбардские князья. В 837г. они осадили Неаполь. В 846 и 849гг. арабы - угрожают Риму. Даже папа Иоанн VIII (872 - 882) около 2 лет должен был платить им дань.

Есть предположение, что арабы совершали набеги через Альпы на континентальную Европу. В источниках упоминаются нападения неких "сарацин". Но слово это многозначное, о чем будет сказано ниже, поэтому трудно понять, кто именуются в данном случае в виду - собственно арабы или другие люди, "не вошедшие в завет". Это могли быть даже какие-либо европейские феодальные отряды.

В конечном итоге из Италии арабы были изгнаны объединенными усилиями местных феодалов и византийцев. На Сицилии же арабы остались и упрочились. В 909г. Фатимиды изгнали Аглабидов из Туниса и Сицилия превратилась в фатимидскую провинцию.

В итоге пределом распространения мусульман в Европе стала Центральная Франция, где в битве при Пуатье в 732г. они были остановлены майордомом франского меровингского королевства Карлом Мартеллом (Молотом). В знаменитой семидневной битве он сражался отважно и упорно и однажды утром не обнаружил врага. Арабы отступили и в последующие несколько десятилетий были вытеснены за Пиренеи. Удар арабов, как видим, был отбит сравнительно легко, словно теннисный мячик. Но ... рядом с христианским миром выстроился новый мир - мусульманский. Арабский халифат Аббасидов, в состав которого входили Кордовский эмират и североафриканские государства, был огромнейшим конгломератом народов, экономик и культур. Его религиозную и культурную мощь Европа почувствовала сразу. И практически сразу же появляется так наз. Каролингское Возрождение, в рамках которого европейская цивилизация обращается за помощью к своим истокам. Знаменательно, что в качестве истоков был выбран 4 век - время Константина Великого, первых вселенских соборов, Никейского символа веры, патристики, - время, когда , по меткому наблюдению С., Аверинцева, оформились две великие силы, поддерживавшие порядок на тонущем "Титанике" Западной Римской империи - цезаризм (империя) и христианство. Это хорошо видно и в стихах византийской поэтессы 9в. Кассии :

Когда Август на земле воцарился,

истребляется народов многовластие;

Когда Бог от Пречистой воплотился,

упраздняется кумиров многобожие.

Единому царству дольнему

страны служат;

В единого Бога горнего

люди верят.

Исчисляются народы волею Кесаря;

Знаменуются святые именем Господа.

Добавим, что это и время окончательного оформления двух основ средневековой цивилизации - христианства и "вульгарной", т. е. общеупотребительной, латыни. Религия - набор базисных, культурообразующих идей, а язык - форма их выражения и трансляции.

Это было время, которое и сами средневековые авторы считали началом новой эпохи. Византийский хронист 9в. Георгий Амартол писал: "Начало с божией помощью христианской державы". Речь идет не о чем ином, как о реализации августинова Града Божьего на земле.

Термин "Каролингское Возрождение" впервые появился в 19в. в немецкой (К. Бэр) и французской историографии (Ж. Ампер). В нынешнем столетии он получил широкое распространение.

Основанием для этого термина стали слова самих участников Каролингского Возрождения:

К древним обычаям вновь возвращаются нравы людские:

Снова Рим золотой, обновясь возродился для мира... (Муадвин)

"Не новые ли Афины сотворились во франкской земле, только многажды блистательнейшие, ибо они прославленные учительством господа Христа, превосходят всю премудрость академических упражнений". (Алкуин)

Упорядочивать, обновлять, просвещать. От Пипина Короткого до Карла Толстого все каролингские правители пытались претворить в жизнь эту программу, отвечающую: устроить земную жизнь как можно лучше в соответствии с Божественным планом. Карл Великий был убежден, что для построения града Божьего на земле и спасения христианского общества в мире ином необходимо было поднять его моральный и интеллектуальный уровень.

Более того, созданный Каролингами государственный организм для своего нормального функционирования нуждался в светски образованных чиновниках. Это и определило направленность культурной политики Карла Великого. Поэтому первоочередной задачей Карл Великий считал создание эффективной системы образования, включающей и светские элементы. Эта задача реализовалась путем создания широкой сети школ при монастырях Сент-Эниан, Сент-Лифар, Флери, Сен-Дени, Корби, Туре и т.д., центром которой была придворная школа и сложившаяся на ее основе "Академия". Создание системы образования, ставшие насущной проблемой времени, могло базироваться только на "возрождении" античного наследия. Монастырские библиотеки обогатились трудами отцов церкви, латинских грамматиков, энциклопедистов поздней античности и даже авторов классической латыни. При Карле Великом также было развернуто строительство дворцов и храмов.

Жак Ле Гофф отмечает значительную роль Каролингского возрождения которое "было одним из этапов становления интеллектуального и художественного арсенала средневекового Запада. Оригинальные сочинения каролингских писателей составили после Раннего средневековья пласт знаний, оказавшихся в распоряжении образованных людей последующих веков, некоторые архитектурные памятники Каролингской эпохи стали образцами для подражания. Наконец Каролингское возрождение произвело шедевры миниатюры, в которых вновь проявился реализм, вкус к конкретным деталям свобода линии и яркость цвета".

Европа не видела особой опасности со стороны арабов и в целом, если не считать, разумеется, испанцев, отнеслась к их появлению и дальнейшему существованию непосредственно возле границ христианского мира довольно равнодушно. Но в поисках ответа на вопрос, кто такие арабы и откуда они взялись, она обратилась к тем же самым истокам своей цивилизации. Конечно, и в античности какой-то ответ искали тоже. На отношение к арабам повлияли сложившиеся еще в античности представления о жителях Востока в целом.

Развитие европейской цивилизации шло всегда под определяющим воздействием дихотомии "Восток - Запад". Если индивидуальное сознание определяет свое место в мире в соответствии с принципом "Я и ОН", то массовое сознание противопоставляет МЫ и ОНИ. В истории средиземноморской Европы противопоставление Востока и Запада играло ключевую роль еще в древнейший период. Как минимум, во время Гомера сложились сами понятия "Европа" и "Азия", являющиеся фактически переводом семито-хамитских корней "Эреб" (Запад) и "Асу"(Восток). Средиземноморскую античную цивилизацию позволительно будет назвать "широтной" и ее развитие проиллюстрировать неким движением маятника: из Греции - на запад, из Рима - опять на восток. В средние века начнет складываться "меридиональная" цивилизация, когда Средиземноморье, сократившее до предела свои связи с востоком, начнет ориентироваться на северных "варваров". Межконтинентальный характер Троянской и греко-персидских войн подчеркивался Гомером в его поэмах "Илиада" и "Одиссея", Эсхилом в "Персах". О взаимоотношениях Азии и Европы как своеобразной "войне миров", по сути, говорит в своих сочинениях и "отец истории" Геродот.