Смекни!
smekni.com

Империи в мировой истории (стр. 12 из 16)

Если в "Церковной истории" арабы привлекаются лишь в качестве примера и вся информация о них укладывается в одно предложение (отмечается их опустошение и должный отпор, который они получили при Пуатье), то в своих библейских комментариях он пишет об арабах более основательно и более эмоционально. В частности, детально останавливается он на вопросе о происхождении сарацин. Делает это Беда с помощью Библии ( Бытие 16, 1 - 6 ) и считает их потомками Агари - египетской жены Авраама. Агарь была вывезена из Египта в числе прочих даров, которыми снабдили Авраама египтяне ( Быт 12-16 ) . Имя ее означает "бегство", дано оно было либо в соответствии с пророческим предсказанием, либо благодаря последующему воспоминанию о ее двукратном бегстве из дома госпожи своей ( Быт 16-6 ; 21-14 ). Прошло десять лет с тех пор, как Бог обещал Авраму и Саре многочисленное потомство, а у них все еще не родилось ни одного сына. Сара виноватой считала себя ( Быт 16,1-16 ) , потому и предложила мужу Агарь. Она основывалась при этом на обычае эпохи: дети мужа от служанки считались законными детьми и принадлежали мужу и жене ( Быт 30-3 ). Агарь стала как бы женой второго ранга, хотя и была лишь временной наложницей ( Быт 25-6 ). Впоследствии она стала презирать Сару, ибо на Древнем Востоке, особенно у евреев, многодетность была признаком божественного благословения, составляла фамильную гордость ( Быт 21-6; 24-60; Исх 23-26; Втор 7-14 ) , а бесплодие считалось несчастьем и бесчестием ( Быт 19-31; 30-1;30-23; Лев 20-20; Лк 1-48 и др. ) . Агарь стала непочтительно обращаться с Сарою, поэтому стала Сара упрекать Аврама и тот в конце концов отдал наложницу жене. От притеснений Сары Агарь вынуждена была бежать в Египет, но в пустыне Сур ( в северо-западном углу аравийского полуострова, теперь известна как пустыня Джафар), на пути между Египтом и Ассирией, ее нашел Ангел Господень и велел покориться Саре, предсказав: " вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя : Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на нем; жить будет он пред лицом всех братьев своих " ( Быт 16-11,12 ), потомство его будет великое. Агарь вернулась и родила 86 -летнему Авраму сына. Его имя Измаил означало "слышит Бог": "Он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих" (Быт 16-11,12 ). Потомство его должно было быть великое. Эта идентификация проведена была не Бедой, а Евсевием в начале 4 в., а, может быть, и раньше. Непосредственным источником Беды были комментарии на книгу "Бытие" Исидора Севильского. Но Исидор традиционно отождествлял агарян с евреями. Данное отождествление идет от ап. Павла : "Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве " ( Галатам 4-25 ; более подробно см. Галатам 4-22-26,30 ) . У Авраама было два сына: Исаак от Сары и Измаил от ее рабыни, " но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию "( Галатам 4 -22,23). Отсюда, по представлениям средневековых христиан, Исаак как сын свободной женщины был прообразом Христа ( его потомки и составили Церковь), а Измаил и его потомки были аллегорией евреев.

Однако более тщательный анализ Библии позволял под потомками Измаила понимать и сарацин:

Измаил был в пустыне ( Быт 21 - 20-21 ) , имел 12 сыновей, которые стали родоначальниками 12 племен аравийских ( Быт 25 - 12-18; 17-20 ) , но ведь и арабы пришли из пустыни.

В Библии часто встречается имя измаильтян. Братья Иосифа видят караван именно измаильтян ( Быт 37-25 ) . Измаильтяне и мадианитяне - это одно и то же ( Быт 37-28; Судей 8-24 ) . Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" ( I,12; II,4) говорит, что потомки Измаила занимали свою страну от р. Евфрата до Чермного моря. Любопытно, что мусульмане поддерживали эту интерпретацию. В их преданиях подробно рассказывается, что Измаил был старшим сыном Ибрахима от невольницы Хаджар. Из-за вражды и ревности своей жены Сары Ибрахим увел Хаджар и Измаила в Аравию и оставил их одних в безводной пустыне. Мальчика очень мучила жажда, мать искала колодец или оазис. На помощь пришел главный ангел Джибрил, по воле которого там, где Измаил топнул ножкой, забил священный источник Земзем. Ибрахим часто посещал своего сына, именно они вдвоем построили мекканский храм Кааба. По арабской генеалогии от Измаила произошли все североарабские племена. Традиционная его могила располагается возле Каабы.

Измаил был диким, необузданным человеком ("рука его на всех" ). Это давало возможность и было достаточным для средневековых авторов, чтобы провести параллели между ним и арабами, которые обладали таким же бешеным нравом.

Измаил был исключен из завета ( Быт 17 - 20-21 ) , как и сарацины.

Помимо этих способов были и другие, с помощью которых арабов отождествляли с измаильтянами. Беда не первый сделал это, но именно он ввел эту идентификацию в средневековую традицию библейской экзегетики, после него это становится общим местом для латинских авторов. Тем самым Беда дал мусульманам "нишу" в священной истории, привязал их к ней. Он и его последователи доказывали, что мусульмане, будучи "сынами рабы", изъяты из истории спасения. Вместе с тем эта идентификация подняла и ряд сложных проблем. Почему эти люди именовались сарацинами, если произошли от Агарь, а не Сары? Греческие авторы (Иоанн Дамаскин и др.) связывали это со словами Агарь "Sarra vacuam me dimisit"( Сара отпустила меня пустой) . Их мнение не было известно в Европе и латинские авторы давали другое объяснение. Исидор Севильский, например, считал, что либо сарацины ложно объявили себя происходящими от Сары (Sarra geniti) , либо названы так из-за своего сирийского происхождения (quasi-Syrigenae).

Именно в эпоху "Возрождения" империи достигают апогея своего развития. На примере Каролингской или Оттоновской империи "Священной римской империи" мы видим, что:

создается максимально широкое и прочное территориальное объединение,

создается самая универсальная система образования (университеты как "высшая школа", т. е. школа, позволяющая человеку освоить высшую "истину" и стать полезным для общества и государства,

возрождается право "материнской" империи (Каролинги, Оттоны, Анжуйская империя - римское право, появляются юридические школы, а затем и факультеты),

"материнская" (античная) культура используется небывало активно, но искусственно, т. е. Возрождение проводится "сверху" и носит служебный характер,

апогея достигает и религиозная идея. Во время Карла Великого появляется "Константинов дар" (грамота, по которой Константин Великий даровал церкви в лице папы Сильвестра I всю светскую власть над Европой), Папская область. "Империя" отбирается у византийских правителей и передается с помощью церкви Европе. Появляется идея монарха уже не как выбранного на народном собрании или назначенного императором, а как помазанника божьего (Пипин Короткий в 751г. первым пришел к власти таким образом и основал каролингскую династию; Карл Великий был первым "христианским римским императором, в силу чего его имя стало даже основой для наименования должности "король"). Именно в это время правители вводят в свою титулатуру выражение "августейшая особа" (претензии на происхождение и легитимность своей власти от "основателя империи" Октавиана Августа), "цезарь" (царь, т. е. связь с Цезарем, его реформами и победами). Все правители подражают римским императорам и хотят быть императорами - законодателями и императорами - воинами.

это - золотой век церкви. Создается "Диктат пап" (приписывается монаху Гильдебрандту, будущему папе Григорию VII ), где значатся тезисы о превосходстве папской власти над всеми остальными властями. Это - время Клюнийского движения, значительного укрепившего папство. Это - время так наз. Крестовых походов, организованных церковью и решивших проблему "хаоса" в Европе в 11 веке. Вершина папства - понтификат папы Иннокентия III.

это - золотой век латыни, которая стала (как никакой другой язык!) языком международного общения, единой культуры, единой педагогики, стала мостом между европейской христианской цивилизацией и мусульманской культурой, которая тоже активно обращается к античному наследию.

именно в это время формируется особый тип человека, которого Ф. Бродель назвал "упрямым и цепким".

Именно в средние века имперская идея переживает свой золотой век, поскольку только в этот период существуют те факторы, которые обусловили существование такого рода государства:

слаборазвитая экономика,

решающая роль сельского хозяйства,

особое значение насилия как второго после земледелия "средства" решения экономических и социальных проблем,

народности как переходная от племени к нации форма этноса,

пестрота экономик, языков, культур (клерикальная, феодальная, городская, крестьянская как "культура безмолвствующего большинства", этнические, иноземные =арабы, славяне, викинги, древние = греческая, римская, еврейско - иудейская и др.).

необходимость сопротивления культурному и военному натиску извне (арабы, викинги, славяне, монголы, турки).

четко оформился западноевропейский цивилизационный ареал (наряду с дальневосточным, славянско - русским, индийским, мусульманскими = североафриканский, суннитско - ближневосточный, иранский, американским). Империя здесь = форма оформления цивилизации и ее апогей. Но только при "феодализме". Позднее "стягивает" территории воедино новая экономика. В родовом обществе все проблемы решаются с помощью "исхода", при капитализме - с помощью "колоний", в средние века формой решения их является именно империя.

Но империи в это время одновременно способствуют консервации аграрной экономики, ибо: 1) подключаясь к торговым "перекресткам", паразитируют на торговле, 2)проводят набеги с целью захвата "добычи", 3) присоединяют какие-либо территории и т. д.