Смекни!
smekni.com

Последний штурм: Жуков или Конев (стр. 3 из 3)

Войска армии т. Рыбалко и т. Лучинского сегодня, 28 апреля 1945 г. с боями вошли правыми флангами к Ангальскому вокзалу (правая разграничительная линия фронта), уступом и левым флангом ведут бой за Вильмерсдорф, Холензее. По донесению т. Рыбалко, армии т. Чуйкова и т. Катукова 1-го Белорусского фронта получили задачу наступать на северо-запад по южному берегу Лантвер канала, таким образом, они режут боевые порядки войск 1-го Украинского фронта, наступающих на север.

Прошу распоряжения изменить направление наступления армий т. Чуйкова и т. Катукова.

О вашем решении прошу сообщить.

Конев

Крайнюков

Петров 16

В тот же вечер Г.Жуков, не дав ответа И.Коневу, направил И.Сталину телеграмму с объяснением создавшегося положения и предложениями, которые существенно отличались от предложений командующего 1-м Украинским фронтом.

Доклад командующего войсками 1-го Белорусского фронта Верховному Главнокомандующему о положении войск и необходимости изменения разграничительной линии с 1-м Украинским фронтом

№ 00627/оп 28 апреля 1945 г. 22.00

Докладываю: войска 1-го Белорусского фронта, продолжая уличные бои в центре г. Берлина, к 19.00 28 апреля 1945 г. ведут бой на линии (далее следую координаты по плану г. Берлина 1:2500 — О.Р.)...

2. Я решил встречным ударом 2 гв. ТА и правого фланга 3 уд. А в юго-восточном направлении, всеми силами 5 уд. А, 1 гв. ТА и 8 гв. ТА [17] в северо-западном направлении расколоть окруженную группировку в Берлине на две части, после чего оставшиеся очаги обороны уничтожить по частям.

По состоянию на 19.00 28 апреля 1945 г. эти наступающие навстречу группы войск фронта находятся на удалении полутора километров одна от другой и в ближайшее время соединятся.

3. Две стрелковые дивизии 285 армии и одна мсрб 3 гв. ТА 1-го Украинского фронта, имея от Конева задачу наступать из ст. Пале-штрассе (полтора километра западнее аэропорта Темпельхоль) на север вдоль железной дороги, 28.4.45 г. вышли в тыл боевых порядков 8 гв. А и 1 гв.

Наступление частей Конева по тылам 8 гв. А и 1 гв. ТА создало путаницу и перемешивание частей, что крайне осложнило управление боем. Дальнейшее их продвижение в этом направлении может принести к ещё большему перемешиванию и к затруднению в управлении.

Докладывая изложенное, прошу установить разграничительную линию между войсками 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов или разрешить мне сменить части Украинского фронта в г. Берлине.

Командующий войсками 1-го

Белорусского фронта Маршал

Советского Союза Г.Жуков

Член военного совета 1-го

Белорусского фронта

генерал-лейтенант Телегин

Начальник штаба

Генерал-полковник Малинин 18

В Генеральном штабе внимательно следили за ходом событий и ещё до получения телеграммы Г.Жукова ему и И.Коневу была направлена следующая директива о новой разграничительной линии в Берлине:

Директива Ставки Верховного Главнокомандования командующим войсками 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов об установлении разграничительной линии в Берлине

28 апреля 1945 г. 21.20

Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:

1. С часов 29.4.45 г. установить следующую разграничительную линию в Берлине между 1-м Белорусским и 1-м Украинским фронтами: до Мариендорф прежняя, затем ст. Темпельхоф, Виктор-Луизе плац, ст. Савиньи, далее по железной дороге на ст. Шарлоттенбург, ст. Весткройц, ст. Рулебен. Все пункты для 1-го Украинского фронта включительно.

2. Об отданных распоряжениях донести.

Ставка Верховного Главнокомандования

И.Сталин

Антонов 19

Войска Рыбалко к тому времени достигли Тиргартена, и теперь должны были быть отведены с тем, чтобы их место заняли войска Г.Жукова. Конев пишет в мемуарах: "Телефонный разговор, который имел по этому поводу с Павлом Семеновичем (Рыбалко — О.Р.), был довольно неприятным. Он заявил, что ему непонятно, почему корпуса, уже нацеленные на центр города, по моему приказу отворачиваются западнее, меняют направление наступления. Я хорошо понимал переживания командарма, но мне оставалось только ответить, что наступление войск 1-го Белорусского фронта на Берлин проходит успешно, а центр Берлина по установленной разграничительной линии входит в полосу действий 1-го Белорусского фронта" 20.

2 мая И.Конев направил в Москву последнее донесение о Берлинской операции:

"Войска фронта сегодня, 2 мая 1945 г., после девятидневных уличных боев, полностью овладели юго-западными и центральными районами города Берлина (в пределах установленной для фронта разграничительной линии) и совместно с войсками Первого Белорусского фронта овладели городом Берлином" 21.

В тот же день был объявлен праздничный приказ И.Сталина с иной формулировкой о вкладе фронтов под командованием Г.Жукова и И.Конева в овладении Берлином:

Приказ Верховного Главнокомандования

по войскам Красной Армии

и Военно-Морскому Флоту

Войска 1-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза Жукова при содействии войск 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза Конева после упорных уличных боёв завершили разгром берлинской группировки немецких войск и сегодня, 2 мая полностью овладели столицей Германии городом Берлином — центром немецкого империализма и очагом немецкой агрессии.

Берлинский гарнизон, оборонявший город во главе с начальником обороны Берлина Генералом от артиллерии Вейдлингом и его штабом сегодня, в 15 часов, прекратил сопротивление, сложил оружие и сдался в плен.

2 мая к 21 часу нашими войсками взято в плен в городе Берлин более 70000 немецких солдат и офицеров...

...В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за овладение Берлином, представить к присвоению наименование "Берлинских" и к награждению орденами.

Сегодня, 2 мая, в 23 часа 30 минут в честь исторического события — взятия Берлина советскими войсками — столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует своим доблестным войскам 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трехсот двадцати четырех орудий.

За отличные боевые действия объявляю благодарность войскам 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, участвовавших в боях за овладение Берлином.

Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Смерть немецким захватчикам!

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза

И.Сталин

2 мая 1945 года. № 359 22

Думается, что формулировка И.Сталина о вкладе фронтов Г.Жукова и И.Конева в овладение Берлином и успешное завершение операции справедлива.

Потери советских войск в Берлинской операции были исключительно велики. Убитыми и ранеными они превысили 350 тыс. человек. Из них безвозвратные потери (убитые, пропавшие без вести) составили 101 тыс. 961 человек 23.

Сражение за Берлин продолжает привлекать внимание специалистов, широко используется в компьютерных задачах по обучению офицеров и генералов. На проведённой Военно-историческим управлением Бундесвера в феврале 1995 г. научной конференции, посвящённой 50-летию этих событий, знатоки, в частности, отмечали искусство выполнения "неожиданного удара танковых армий Маршала Конева".

С падением Берлина способность Германии к организованному сопротивлению была утрачена, и вскоре она капитулировала. Настал долгожданный день Победы.

Примечания

Foreign Relations of the United States. The Conference at Cairo and Teheran 1943. Washington, 1961. P. 259, 254.

И.С.Конев. Записки командующего фронтом. М., 1991. С. 373.

W.Kimball (ed.). Churchill and Roosevelt. The Complete Correspondence. Vol. III. London, 1984. P. 605. Много лет спустя У.Черчилль в мемуарах воспроизвёл свои размышления в те дни следующим образом: "Во-первых, Советская Россия стала смертельной угрозой для свободного мира; во-вторых, немедленно создать новый фронт против её стремительного продвижения; в-третьих, этот фронт в Европе должен уходить как можно дальше на восток; в-четвёртых, главная и подлинная цель англо-американских армий — Берлин; в-пятых, освобождение Чехословакии и вступление американских войск в Прагу имеет важнейшее значение; в-шестых, Вена, по существу вся Австрия должна управляться западными державами, по крайней мере на равной основе с русскими Советами; в-седьмых, необходимо обуздать агрессивные притязания маршала Тито в отношении Италии…" Затем британский премьер распорядился подготовить план войны против СССР. Относящиеся к этому времени документы в 1988 г. были рассекречены (См.: Новая и новейшая история. 1999. № 3. С. 98 — 123).

The Papers of Dwight Eisenhower. The War Years. Vol. 4. Baltimore, 1970. P. 2551.

Ibid. P. 2592.

Секретная телеграмма И.В.Сталина Д.Эйзенхауэру накануне битвы за Берлин. Предисловие Г.П.Кынина // Новая и новейшая история. № 3.2000. С. 176 — 181.

S.Ambrose. The Supreme Commender: The War Years of General Dwight D. Eisenhower. London, 1971. P. 63.

Ibidem.

В ходе операции кольцо окружения замкнули войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов.

И.Конев. Указ. соч. С. 378.

Центральный архив Министерства Обороны Российской Федерации (далее ЦАМО РФ). Ф. 3. Оп. 11556. Д. 18. Л. 91 — 91.

ЦАМО. Ф. 236. Оп. 2712. Д. 359. Л. 36. Подлинник.

ЦАМО. Ф. 233. Оп. 2307. Д. 193. Л. 88.

Там же. Л. 139.

ЦАМО. Ф. 236. Оп. 2712. Д. 346. Л. 134.

ЦАМО. Ф. 236. Оп. 2712. Д. 36. Л. 152.

В тексте документа ошибка. Имеется ввиду 8-я гвардейская армия.

ЦАМО. Ф. 233. Оп. 2307. Д. 193. Л. 159 — 161.

ЦАМО. Ф. 3. Оп. 11556. Д. 18. Л. 113.

И.Конев. Указ. соч. С. 462.

Там же. С. 468.

Приказы Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны Советского Союза. С 25 января 1943 г. по 3 сентября 1945 г. М., 1975. С. 494 — 497.

Гриф секретности снят. Потери вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Статистическое исследование. Под. Ред. Г.Кривошеева. М., 1993. С. 219.