Многих названных недостатков нового УК можно было бы избегнуть, если бы в нем были раскрытые и более полно взятые к вниманию основные принципы уголовной ответственности — законности, приоритета прав человека и гражданина, справедливости, гуманизма, равенства, вины, субъективного отношения в вину, личной ответственности, индивидуализации наказания, большей наказуемости группового и повторного преступления, полной ответственности, экономии уголовно-правовой репрессии, соответствия тяжести преступления предусмотренному за него наказанию, действия обратной силы закона, который улучшает положение лица, недопустимости базирования обвинения на предположениях, полное возмещение причиненного преступлением вреда.
Мы получили новый Уголовный кодекс, подготовку которого в рамках возможного обеспечила группа признанных специалистов в области юриспруденции, привлеченных к его разработке (в первую очередь, благодаря которым в нем и была в конце концов реализованное значительное количество современных достижений науки криминального права), и которое способное было воспринять общество, прежде всего в лице его представителей в законодательном органе нашей страны. Учитывая особенности процесса принятие этого Кодекса и ряд его базовых положений, с известной долей условности его можно назвать Уголовным кодексом переходного периода. Переходным, в сущности говоря, есть и современное состояние всего нашего общества.
Итак, впереди большая работа по обеспечения правильного понимания нового Уголовного кодекса Украины, справедливого его применения и дальнейшего усовершенствования.[4]
4. Структура уголовного закона
Уголовные законы Украины, систематизированные в Уголовном кодексе Украины, делятся на Общую и Особенную части.
В Общей части сосредоточены нормы, устанавливающие принципы и общие положения уголовного права, а также определяющие его основные институты, например, понятия преступления, форм вины, соучастия, целей наказания. Эти нормы применяются ко всем преступлениям.
Особенная часть содержит нормы, которые указывают, какие конкретно общественно опасные деяния являются преступлениями и какие меры уголовного наказания могут быть применены к лицам, их совершившим.
Общая и Особенная части УК взаимосвязаны и представляют собой неразрывное системное единство. Значение этого единства заметнее всего при применении уголовного закона. Нельзя применить уголовно-правовую норму, содержащуюся в Особенной части УК, не обратившись при этом к Общей части.[5]
Общая и Особенная части УК подразделяются на разделы, а последние, в свою очередь, — на отдельные статьи.
Общая часть действующего УК состоит из пятнадцати разделов, в которых определено: общие положения, закон об уголовной ответственности; преступление, его виды и стадии; лицо, подлежащее уголовной ответственности (субъект преступления); вина и ее формы; соучастие в преступлении; повторность, совокупность и рецидив преступлений; обстоятельства, исключающие преступность деяния; освобождение от уголовной ответственности; наказание и его виды; назначение наказания; освобождение от наказания и его отбывания; судимость; принудительные меры медицинского характера и принудительное лечение; особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
В Особенной части Кодекса по определенной системе изложены конкретные виды преступлений и наказаний, предусмотренных за их совершение. Особенная часть состоит из XX разделов. Каждый раздел предусматривает преступления определенной группы. Следует обратить внимание на то, что много новых разделов в Общей и Особенной частях, что, как представляется, должно способствовать более точному, детализированному решению вопросов уголовной ответственности конкретного лица. Завершает новый Кодекс Заключительные и Переходные положения, состоящие из двух разделов, которые и определяют порядок вступления в силу нового уголовного законодательства.[6]
В Особенной части в отдельных частях ее статей устанавливается, по общему правилу, ответственность за одно и то же преступление при наличии особенностей, отражающих степень общественной опасности деяния и лица, его совершившего, и влияющих на меру наказания. Например, в ч. 1 ст. 190 УК определена ответственность за овладение чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество), чч. 2 и 3 указывают на квалифицирующие признаки, установление которых усиливает (отягчает) уголовную ответственность за мошенничество.
Некоторые статьи Особенной части содержат части, в которых сформулированы изъятия из действия этих статей (например, ч. 3 ст. 75 УК) либо указаны условия освобождения лица от уголовной ответственности (например, ч. 2 ст. 111, ч. 3 ст. 114 УК).
Отдельные статьи УК снабжены примечаниями, в которых даны разъяснения понятий и терминов, употребляемых в этой или в ряде других статей. Так, в абзаце 1 примечания к ст. 185 УК сформулировано понятие повторности совершения преступлений, предусмотренных статьями 185, 186 и 189—191 УК; в абзацах 2, 3 и 4 указано на то, какое хищение признается совершенным в крупных или особо крупных размерах.
В связи с тем, что абсолютное большинство норм Особенной части устанавливают уголовную ответственность за отдельные виды преступлений, их структура отличается однородностью составных элементов; в них четко обозначены диспозиция и санкция. Исключение составляют несколько статей, в которых даны понятия преступлений определенного вида, обозначены субъекты их совершения, сформулированы некоторые другие нормативные положения (например, ст. 401 УК «Понятие воинского преступления»).
Диспозицией называется часть нормы Особенной части, в которой определяется преступное деяние. По технике построения и способу описания признаков конкретного вида преступления в действующем уголовном законодательстве Украины различаются диспозиции четырех видов: простая, описательная, бланкетная, отсылочная. Встречаются смешанные диспозиции.
Простая диспозиция называет преступное деяние без раскрытия его признаков. Например, без указания на признаки деяния сформулирована диспозиция в ст. 369 УК «Дача взятки». Простая диспозиция используется законодателем в тех случаях, когда смысл общественно опасного деяния в общих чертах ясен и без описания его признаков в законе. Признаки преступления, которые даны в простой диспозиции, раскрываются в следственно-судебной практике и теоретической литературе.
Описательной называется диспозиция, в которой описываются наиболее существенные признаки деяния. Так, в ст. 185 УК дается определение кражи индивидуального имущества граждан. Определяя точно признаки преступления, описательная диспозиция имеет в этом преимущество перед простой диспозицией.
Бланкетной является диспозиция, которая, не называя конкретных признаков преступления или называя только часть из них, отсылает для установления содержания признаков преступления к другим нормативным актам, не являющимся уголовными законами (другим законам, инструкциям, уставам, положениям, стандартам, правилам, указаниям и т.д.). Например, бланкетными являются диспозиции в ст. 271 УК «Нарушение требований законодательства об охране труда», ст. 286 УК «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами». Таким образом, бланкетная диспозиция используется тогда, когда нужно установить уголовную ответственность за нарушение правил, содержащих разнообразные требования или запреты, описанные и подробно раскрытые в других нормативных актах. Эти акты могут быть изданы до введения в действие уголовного закона, содержащего бланкетную диспозицию, одновременно с ним и после его издания; они могут изменяться, но уголовно-правовая норма, имеющая бланкетную диспозицию, остается при этом без изменений. Разнообразны учреждения и организации, принимающие и утверждающие такие нормативные акты. Различаются они и по сфере применения. Эти нормативные акты не являются источниками уголовного права. Применительно к уголовному закону (его социальному назначению) они выполняют подчиненную роль. Требования, запреты, сформулированные в них, способствуют установлению признаков преступления, в первую очередь общественно опасного и противоправного деяния (действия или бездействия).
Отсылочной называется диспозиция, отсылающая к уголовно-правовой норме или ее отдельному положению, которые содержатся в другой статье или части статьи УК, где называется соответствующее преступление или дается описание его признаков. Например, ч. 4 ст. 401 УК отсылает к ст. 44 УК. Чаще всего отсылочные диспозиции применяются для того, чтобы избежать повторений. Так, в ч.2 ст. 307 УК содержатся отсылки к ст.ст. 308-310, 312, 314, 315, 317 УК, где дано описание положения, установление которых необходимо для применения этих статей.
В УК встречаются нормы, диспозиции которых имеют смешанный (комбинированный) характер. Частично это простые или описательные диспозиции, частично же — бланкетные или отсылочные. Например, такой является диспозиция ст. 172 УК, которая предусматривает ответственность за незаконное увольнение трудящегося с работы из личных побуждений, а равно за иное грубое нарушение законодательства о труде.