Шотландец из Данди Гектор Боэс (1465 г. - середина XVI в.), автор "Истории Шотландии с древнейших времен", написанной на латыни, получив образование в Париже, стал профессором философии в парижском колледже Монтекьют.
Адам Блэквуд, известный шотландский писатель XVI в., родившийся в Данфермлине в 1539 г., происходил из древнего и уважаемого рода. Он также учился во Франции, в университете Тулузы, где прослушал курс лекций по праву. При поддержке французской дофины, шотландской королевы Марии Стюарт Блэквуд был избран членом парламента Пуатье и впоследствии получил место профессора гражданского права. Среди самых известных произведений Блэквуда - многотомный труд "De Vinculo Religionis et Imperii, Libri Duo" (1575 г.), в котором он доказывает необходимость защиты истинной католической религии от еретических учений, и анаграмма на смерть Марии Стюарт под названием "Мария Стюарт, шотландская королева-мученица" (1588 г.).
Несмотря на то, что союз с Францией был выгоден шотландцам с культурной точки зрения и являлся для небогатой Шотландии, раздираемой клановыми противоречиями, практически единственной альтернативой полному подчинению Англии, шотландские короли находились от французов в сильной финансовой зависимости. У них не было ни сокровищ короны, ни армии, ни лейб-гвардии для утверждения своей власти, поскольку не хватало денег на ее содержание, а парламент, где все вопросы решали лэрды (представители шотландской знати), не оставлял королевской фамилии действительных средств власти: "Все, что было у короля, помимо скудного пропитания, дарили ему богатые союзники - Франция и папа; каждый ковер, каждый гобелен, каждый подсвечник в его дворцовых покоях и замках достался ему ценой унижения" [5].
К началу правления Якова V Стюарта в среде феодальной знати образовались две группировки - проанглийская (протестантская) и профранцузская (католическая), в результате чего и внутренняя, и внешняя политика Шотландии первой половины XVI в. отличалась крайней неустойчивостью и противоречивостью. Тем лэрдам, которые выступали против короля и за протестантизм, платил Лондон; тем, кто боролся за католицизм на стороне Стюартов, платили Париж и Рим. Франция и Англия постоянно оспаривали друг у друга первенство среди европейских держав, и поэтому Франция часто использовала Шотландию, ближайшую соседку Англии, в своих интересах. Каждый раз, когда английские войска вторгались в Нормандию, французы требовали от шотландцев соблюдения военного договора, и те немедленно переходили границу, угрожая англичанам. Укрепление военных сил Шотландии было важнейшей заботой французских политиков, Англия, напротив, разжигая в стране мятежи, стремилась подорвать эти силы.
В первой половине XVI в. в Шотландию стало проникать протестантское учение. Проповедником протестантских идей в Шотландии был один из главных деятелей Реформации Джон Нокс (1505-1572), ученик Кальвина, основоположника пуританского религиозного течения. Шотландцы, прежде поддерживавшие католическую Францию, постепенно, под влиянием протестантского учения, начали склоняться в сторону Англии, к тому времени уже ставшей протестантской страной. Изменение отношения к католицизму произошло, на наш взгляд, главным образом по причине экономического характера: земельные владения, принадлежавшие католическим аббатствам и церквам, составляли примерно половину всей территории страны, и в распоряжение католической церкви регулярно поступали доходы от десятин, взимавшихся с урожаев зерна и продуктов животноводства [6]. В начале XVI в. ежегодные доходы церкви составляли 400 тыс. ф. ст., что являлось огромной по тем временам суммой, а шотландский народ, за чей счет католическая церковь множила свои богатства, пребывал в нищете. Недовольство богатством католических священников постепенно переросло в недовольство католической религией в целом. Протестантское учение, призывавшее к умеренности и аскетизму, находило все больше и больше сторонников в Шотландии.
Джон Нокс и другие протестантские реформаторы желали союза с протестантской Англией, а не с католической Францией, так же как шотландцы, испытывавшие влияние протестантской религии, которые полагали, что Шотландии следует вступить в союз с Генрихом VIII после того, как он отверг папскую власть и ликвидировал монастыри.
Однако король Яков V Стюарт, первой и второй женами которого были французские принцессы, не хотел принимать протестантскую веру и продолжал укреплять отношения с Францией. Результатом его политики стала война с Англией и последовавший затем разгром шотландцев в сражении при Солуэй-Моссе в 1542 г. Таким образом, хотя шотландская знать начала склоняться в сторону Англии, шотландские монархи все еще стремились укрепить союз с Францией. Свидетельством этого явились брак наследницы шотландского трона, дочери Якова V Марии Стюарт с дофином Франции Франциском и регентство ее матери Марии де Гиз в Шотландии. Она правила страной, соблюдая интересы Франции и опираясь на французские войска. У шотландцев появилось опасение, что Шотландией отныне будет править династия французских монархов. Патриотическое сопротивление господству французов начало соединяться с протестантским движением. В 1559 г. по возвращении из Женевы Джона Нокса вспыхнуло восстание, направленное как против французов, так и против Рима. Правда, большого значения для дальнейшего развития событий оно не имело.
В 1558 г. умерла английская королева Мария I Тюдор, ревностная католичка, и трон перешел к ее сестре Елизавете, исповедовавшей веру протестантскую. Королем Франции в 1559 г. становится муж Марии Стюарт. Он заявляет свои претензии не только на шотландский, но и на английский престол, поскольку Елизавета была незаконной дочерью Генриха VIII. В 1560 г. скончалась Мария де Гиз, и Англия с Шотландией заключили Эдинбургский договор, который признал Елизавету королевой Англии и обеспечил удаление из Шотландии как английских, так и французских войск. Фактически этот договор положил конец "Давнему союзу" и обеспечил окончательную победу протестантизма в Шотландии.
Более чем 250-летний военный союз Франции и Шотландии, заключенный для борьбы с общим врагом - Англией, был полезен для обеих стран не только в политическом, но и в культурном плане: шотландцы смогли повысить уровень образования молодежи, посылая своих представителей во французские университеты и проводя реформы образования по французскому образцу, а также достичь значительного прогресса в области науки, искусства и управления страной. Французское влияние с течением времени не ослабевало: шотландская аристократия, большинство представителей которой имели владения не только в Англии, но и во Франции, постоянно переезжала с континента на острова и обратно и привозила из Франции новые веяния в области культуры, литературы и искусства. Благодаря союзу с Францией шотландцы стали более искусными в ведении войн, поскольку многие из них находились на военной службе у французских королей, а также участвовали в сражениях на стороне французов в Столетней войне, которая большей частью проходила на французской земле. Шотландцы в свою очередь принесли много пользы Франции и на политическом поприще, и занимая ответственные посты при французском дворе. Кроме того, шотландцы, которые имели земли во Франции, служили или учились там, неизбежно привносили во французскую культуру свои обычаи и традиции.
В заключение приведем оценку взаимоотношений Франции и Шотландии, данную генералом Шарлем де Голлем. В 1942 г. он посетил Эдинбург. Выступив там с речью, он говорил о значимости франко-шотландского союза - самого старого союза в мире, о военной поддержке, которую шотландцы неизменно оказывали Франции в ее борьбе с Англией, о взаимовлиянии французской и шотландской поэзии, об общих чертах пресвитерианской церкви Шотландии и доктрины Кальвина, о влиянии романов В. Скотта на французскую молодежь, о тесной дружбе между двумя нациями.
Список литературы
1. Зверева Г.И. История Шотландии. М., 1987, с. 20. См. также: Meikle H.W. Scotland: a Discription of Scotland and Scottish Life. London, 1948; Wright J.N. Scotland and Its People. Edinburgh, 1971; Donaldson J. The Shaping of Nation. London, 1974; Halliday J. Scotland - a Concise History. London, 1990.
2. Wood S. The Auld Alliance. Scotland and France, the Military Connection. Edinburgh, 1989.
3. Скотт В. История Шотландии. СПб., 1831, с. 74.
4. Об этом см.: Durban J. The Franch Connection in the Sixteenth and Early Seventeenth Centuries. - Scotland and Europe. 1200-1850. Ed. by T.C. Smout. Edinburgh, 1971; The Renaissance and Reformation in Scotland. Essays in Honour of Gordon Donaldson. Ed. by L. Cowan, D. Shaw. Edinburgh, 1983.
5. Цвейг С. Мария Стюарт. М, 1999, с. 23.
6. Wormald J. Scotland 1470-1625: Court, Kirk and Community. London, 1981.