Гареев Махмут Ахметович - генерал армии, доктор исторических и доктор военных наук, президент Академии военных наук.
После разгрома гитлеровской Германии вступление Советского Союза в войну против Японии в августе 1945 г. и победоносная кампания на Дальнем Востоке имели важнейшее военно-политическое значение. Прежде всего, был смыт позор поражения в русско-японской войне 1905 г., тяжелой памятью лежавший в сознании народа нашей страны; России были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова; за короткий срок была разгромлена миллионная Квантунская армия, что ускорило капитуляцию Японии и окончание второй мировой войны.
Однако в последние годы все чаще приходится слышать, что решающую роль в капитуляции Японии сыграли американские атомные бомбы, сброшенные на города Хиросима и Нагасаки; будто бы роль Советского Союза в разгроме Японии была незначительной.
В связи с этим можно напомнить, что в августе 1945 г. японские вооруженные силы насчитывали около 7 млн. чел., 10 тыс. самолетов и 500 боевых кораблей, тогда как США и их союзники в Азиатско-Тихоокеанской зоне имели порядка 1,8 млн. чел. и 5 тыс. самолетов. Если бы СССР не вступил в войну, основные силы Квантунской армии могли быть сосредоточены против американцев и тогда (как предполагали руководители США) боевые действия продлились бы еще два года и, соответственно, возросли бы потери, тем более, что японское командование уже готовилось к применению бактериологического оружия.
С военной точки зрения, Маньчжурская стратегическая наступательная операция по оригинальности замысла и мастерству исполнения была одной из выдающихся во всей мировой военной истории. В ней нашли воплощение все достижения военной мысли и военного искусства, накопленные советскими Вооруженными Силами во время Великой Отечественной войны. Не случайно Маньчжурская стратегическая наступательная операция была взята за рубежом за основу моделирования стратегических операций будущего.
Во время Великой Отечественной войны Япония держала в Маньчжурии до 40 дивизий (значительно больше, чем во всей Тихоокеанской зоне), создавая постоянную угрозу нападения на СССР. Япония откладывала это нападение только из-за стремления в первую очередь осуществить свои завоевательные планы в Тихоокеанской зоне, а затем - вследствие неудач Германии и ее европейских сателлитов в войне против СССР.
Неправомерно говорить, как это иногда делается, о нарушении Советским Союзом советско-японского договора о нейтралитете, который к тому же был денонсирован советским правительством в апреле 1945 г. Необъявленная война против СССР шла и в период действия договора. Японские войска 779 раз нарушали нашу сухопутную границу и более 400 раз - воздушное пространство. Японский флот незаконно задержал 178 и потопил 18 наших торговых судов. На Дальнем Востоке оказались скованными значительные силы Красной Армии, которые было невозможно обратить против Германии.
США и Англия, используя коренной перелом в ходе войны на советско-германском фронте, восстановили свои силы после поражений 1941-1942 гг. и начиная с 1943 г. перешли к активным наступательным действиям против вооруженных сил Японии. До 30% сил японской армии сковывала героическая борьба китайского народа против японской агрессии.
Весной 1945 г. правительство Японии предлагало СССР выступить посредником между США и Японией в прекращении войны, соглашаясь в этом случае передать СССР Сахалин и Курильские острова. Советское правительство имело возможность решить свои территориальные проблемы без вступления в войну. Но оно считало нужным до конца выполнить свой союзнический долг.
Япония намеревалась сражаться до конца. Военный министр Тодзио заявил: "Если белые дьяволы осмелятся высадиться на наши острова, то японский дух уйдет в великую цитадель - Маньчжурию. В Маньчжурии нетронутая доблестная Квантунская армия, несокрушимый военный плацдарм. В Маньчжурии мы будем сопротивляться хоть сто лет".
В начале августа 1945 г. США пошли даже на применение атомных бомб по городам Хиросима и Нагасаки. Но, несмотря на это, Япония все же не собиралась капитулировать. Было ясно, что без вступления СССР война затянется. Еще в Тегеране и Ялте союзники обратились с просьбой к Сталину начать войну против Японии. Сталин обещал вступить в войну против Японии через 2-3 месяца после капитуляции Германии.
СССР начал военные действия против Японии ровно через 3 месяца после капитуляции Германии. Но между поражением Германии и началом военных действий против Японии разрыв во времени был лишь для людей невоенных. Все эти три месяца происходила огромная работа по планированию операции, перегруппировке войск и подготовке их к боевым действиям. На Дальний Восток были переброшены 400 тыс. чел., 7 тыс. орудий и минометов, 2 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, 1100 самолетов. В порядке оперативной маскировки в первую очередь перебрасывались те дивизии, которые в 1941-1942 гг. были сняты с Дальнего Востока. Задачи, которые решались в войне с Японией, были в целом те же, что в Великой Отечественной войне - ликвидация военной опасности извне. Поэтому как в научном плане, так и с точки зрения исторической справедливости нельзя признать обоснованными суждения тех историков, которые считают войну СССР против Японии чем-то отдельным, обособленным от Великой Отечественной войны. Тем самым предпринимается попытка исключить солдат, матросов и офицеров, воевавших с милитаристской Японией, из числа участников Великой Отечественной войны.
Замысел Маньчжурской стратегической наступательной операции состоял в том, чтобы концентрическими рассекающими ударами Забайкальского фронта (маршал Р.Я. Малиновский) со стороны Монголии и 1-го Дальневосточного фронта из Приморья (маршал К.А. Мерецков), 2-го Дальневосточного фронта с севера (генерал армии М.А. Пуркаев) при активном содействии Тихоокеанского флота (адмирал И.С. Юмашев) расчленить, окружить и вынудить к капитуляции Квантунскую армию Японии; одновременно проведением десантных операций освободить южную часть о. Сахалин и Курильские острова.
Операцию предстояло проводить против очень сильной группировки противника, насчитывавшей около 1 млн. чел., 6260 орудий и минометов, 1150 танков, 1500 самолетов. Вдоль границы враг создал долговременные укрепления.
Подготовка стратегической операции осуществлялась заблаговременно. В Генштабе эта работа началась сразу после Ялтинской конференции. К.А. Мерецков с оперативной группой выехал на Дальний Восток после капитуляции Финляндии в конце 1944 г. Мерецков изучил обстановку и выработал предложения по подготовке операции. Планирование операции осуществлял Генштаб. Непосредственная подготовка операции с подключением командования фронтов началась весной 1945 г.
3 августа 1945 г. маршал А.М. Василевский, назначенный Главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке, и начальник Генерального штаба генерал армии А.И. Антонов докладывали Сталину окончательный план Маньчжурской стратегической операции. Василевский предлагал начать наступление только силами Забайкальского фронта, а в полосах 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов проводить лишь разведку боем с тем, чтобы главными силами этих фронтов перейти в наступление через 5-7 суток. Сталин с таким предложением не согласился и распорядился начать наступление одновременно всеми фронтами. Как показали последующие события, такое решение Ставки было более целесообразным, поскольку разновременный переход фронтов в наступление лишал Дальневосточные фронты внезапности действий и позволял командованию Квантунской армии маневрировать силами и средствами для последовательного нанесения ударов на монгольском и приморском направлениях.
После Парада Победы в июне 1945 г. все командующие, предназначенные для проведения Маньчжурской операции, выехали к местам назначения. Началась напряженная работа по подготовке операции.
Сложность операции состояла не только в том, что все подготовительные мероприятия предстояло осуществить в условиях, когда не было официального состояния войны с Японией. Опыта, когда Советская Армия первой начинала военные действия (за исключением советско-финляндской войны), не было, и поэтому условия ведения операции, особенно перехода в наступление, существенно отличались от того, что практиковалось на советско-германском фронте. Именно из этого вытекали оперативные особенности и новшества в военном искусстве. В чем они состояли?
Во-первых, при отсутствии состояния войны разведку можно было вести только наблюдением и при помощи агентурной разведки, отличавшейся крайней ненадежностью. Таежная местность затрудняла наблюдение. Воздушную разведку с нарушением границы или разведку боем также невозможно было осуществить. Но без достоверных данных о противнике, особенно о состоянии его обороны и огневых средствах, не представлялось возможным спланировать и осуществить эффективное боевое применение артиллерии и авиации.
Во-вторых, с точки зрения соблюдения скрытности было нецелесообразно до начала военных действий выдвигать в приграничную зону, в исходное положение для наступления большое количество соединений и частей, в частности артиллерию. Прорыв же укрепленных районов по канонам военного искусства требовал организации мощной артподготовки, наступления из положения непосредственного соприкосновения с противником.
Учитывая все это, главнокомандование советских войск на Дальнем Востоке первоначально предполагало провести артиллерийскую и авиационную подготовку в течение трех суток, создав на направлении главного удара плотность до 250 орудий и минометов на 1 км фронта. Но было ясно, что в период длительной артподготовки противник, особенно в глубине, сможет изготовиться для отражения нашего наступления. Проведение короткой и мощной артподготовки (в течение 1-1,5 часа) не обеспечивало надежности огневого поражения противника. Этот вопрос не раз обсуждался на встречах руководящего состава - шел мучительный поиск оптимального решения.