Методы работы Либания варьировались в зависимости от состава учащихся в группе. Он неоднократно отмечал, что не всё юноши любят публичные декламации и уподобляются в своём молчании камню ("К юношам о слове". 10), "некоторые готовы скорее взять в руки гадов, чем произведения литературы" ("К тем, кто не держит речей". 13); он указывал на отсутствие способностей у многих слушателей ("К императору о куриях". 23), на нерадивость и леность воспитанников ("О контрактах".10), которые получают образование только благодаря настойчивости педагогов и угрозам учителей ("На консульство императора Юлиана". 27).
Логично было бы предположить, что при наличии студентов с индивидуальными интеллектуальными возможностями, неосознанными профессиональными потребностями, к тому же ещё и разными по возрасту (один из студентов Либания был пятнадцати лет от роду, хотя большинству было уже за двадцать), преподавателям было не обойтись без дифференцированного обучения. Этого метода, т.е. индивидуального дифференцированного подхода к студентам, придерживался и Либаний. В речи "Против Сильвана" он рассказывает про одного своего неблагодарного ученика, которого он обучал, даже не получая от него гонорара, хотя труда с ним было больше, чем с кем-нибудь другим, "настолько он был неподвижен по натуре... и неспособен быстро воспринимать то, что ему говорили" (2). В речи, посвящённой Артемиде - спасительнице Либания, он вспоминает, как во время свободного от занятий дня он пригласил в здание курии, где находилось помещение его школы, юношу для чтения подготовленной им речи. Здание курии было настолько обветшалым, что во время декламации студента началось падение перекрытий вблизи дверей, и только по чистой случайности, которую Либаний объясняет помощью богини, ни он, ни его подопечный не пострадали ("Артемида". 46, 50).
Критикуя методы работы своих пред-шественников, приехавших в Антиохию из Палестины, Либаний видит их недостатки как в излишней строгости, так и в пристрастном, избирательном подходе к воспитанникам ("О снадобьях. 10-11). В этой связи он пишет о себе: "Я же - ни то, ни другое, но избегаю стремления властвовать, как первый из двух вышеуказанных, ... и поддерживаю отношения со всеми, ни в чём не желая иметь привилегии, но ведя вместе свои занятия [с ними] на равной ноге. Дозволительно и смеяться, и шутить, и острить. И мои занятия то идут вперёд их, то следуют за ними" (там же. 12). Используя современную терминологию, мы назвали бы указанные ритором приёмы обучения созданием благожелательного микроклимата в аудитории и опережающим обучением.
Среди дидактических средств обучения Либаний отводил важную роль оценке резуль-татов труда студентов, похвале и справедливому порицанию. Однако похвала, по мнению Либания, должна соответствовать очевидным результатам, истинному прогрессу в деле, "ведь похвала, если она несправедлива, - замечает преподаватель - способствует порче, а тот, кто винит, за что следует, тот вразумляет и отводит от подобных промахов" ("К Евмолпию". 1).
Важное место в процессе обучения при-надлежало состязательности, элементам соревнований, особенно при разборе любимых Либанием произведений Гомера и Демосфена ("В ответ на попрёки педагога". 15). Это вносило разнообразие в утомительный для студентов процесс изучения сложных текстов, "примешивало к делу некоторую утеху" ("К тем, кто назвал его (Либания) несносным". 20).
Помощником Либания в преподавании был Каллиопий [3], секретарём профессора и хранителем его речей - Максим [4].
Примечания
В 386 г. появился закон, запрещающий получать юридическое образование вне стен Беритской и других высших юридических школ // Речи Либания. Указ. соч. Введение. С. LXXI.
Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. М.,1973. С.52.
Речи Либания. Указ. соч. Т.1. С.224.
Там же. С.181.