Смекни!
smekni.com

Уголовный закон – юридическая основа квалификации преступлений (стр. 5 из 6)

Недра - это пространство под поверхностью сухопутной и водной территории, очерченной государственной границей Российской Федерации. Каких-либо ограничений глубины недр, являющихся территорией Российской Федерации, не существует.

Континентальный шельф - это поверхность и недра морского дна за территориальными водами до глубины 200 м и глубже, пока глубина покрывающих морское дно вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, сюда же относится исключительная экономическая зона Российской Федерации.

Из содержания и смысла ст. 30 УК следует, что преступление считается совершенным на территории Российской Федерации, если приготовление или покушение осуществлены за границей, а оконченное преступление совершено или преступный результат наступил на территории Российской Федерации. В соответствии с положениями ст.ст. 33, 34, 35, 36 УК преступление считается совершенным на территории Российской Федерации, если организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество осуществлялись за границей, а исполнитель действовал на территории Российской Федерации или, наоборот, соучастие имело место в Российской Федерации, а исполнитель преступления - за границей.

В части четвертой ст. 11 УК указывается, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается дипломатическим путем.

«Согласно Положению о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Российской Федерации личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной юрисдикции пользуются: глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советники, торговые представители и их заместители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и секретари-архивариусы, а также члены их семей, не являющиеся гражданами России и проживающие совместно с ними.

Ограниченным иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации на началах взаимности пользуются консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также представители и должностные лица международных организаций, члены парламентских и правительственных делегаций.

Круг лиц, пользующихся правом экстерриториальности, может быть расширен или сужен по договоренности заинтересованных сторон.

Право экстерриториальности распространяется также на служебные и жилые помещения, на средства передвижения дипломатических представителей. Однако это не дает права использовать дипломатический иммунитет в целях, несовместимых с функциями дипломатических представительств»1.

Статья 12 УК определяет действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации, в соответствии с принципом гражданства.

В части первой ст. 12 УК в соответствии с принципом гражданства установлено, что «Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать иностранного государства, на территории которого преступление было совершено».

Этот принцип является «выражением» принципа, содержащимся в ст. 50 Конституции РФ, что «никто не может быть повторно осужден за одно, и то же преступление».

Следует отметить, что большая часть общеуголовных преступлений предусмотрена уголовным законодательством всех государств.

В международной практике ситуация, когда совершенное в иностранном государстве деяние считается там преступлением, но запрещенное в стране, представитель которой его совершил, возникает, например, в связи с совершением аборта, который рассматривается как преступление в ряде стран.

Если же гражданин совершил преступление за границей и не был там осужден, он по прибытии в Россию может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден. Однако в случае осуждения указанного лица в России назначенное ему наказание не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной за данное преступление законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.

Таким образом, российский суд должен учитывать иностранное законодательство.

В соответствии с частью второй ст. 12 УК предусматривается особый порядок ответственности в отношении военнослужащих воинских частей, дислоцирующихся в иностранном государстве.

УК РФ в части 2 ст. 12 указывает, что по общему правилу военнослужащие РФ, проходящие службу за границей, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

«Как правило, международными договорами устанавливается следующий порядок:

- за преступления должностные и против порядка несения воинской службы военнослужащие, находящиеся за границей, несут ответственность по законодательству своей страны;

- за преступления, совершенные вне территории расположения воинской части и носящие общеуголовный характер (убийство, изнасилование и др.) военнослужащие несут ответственность по законодательству страны пребывания»1.

Согласно части третьей ст. 12 УК, построенной на основе международных принципов универсального и реального: «Иностранные граждане и липа без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации».

Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве, который также именуется космополитическим, исходит из необходимости борьбы с международными преступлениями и заключается в том, что каждое государство вправе применить свой уголовный закон к иностранным гражданам, совершившим за пределами его страны преступления, предусмотренные международными соглашениями.

Интересами России следует считать не только государственные интересы, но и интересы личности – российских граждан.

Примером положению, закрепленному в части 3 ст. 12 может служить следующее: «Воронежским областным судом 19.09.1997 года Ивницкий Е. Осужден по ч.2 ст. 2181 , ч.3 ст.2181 УК РСФСР, часть 2 ст. 209, часть 1 ст. 222 УК РФ, ст. 17, 103 УК РСФСР за хищение огнестрельного оружия и боевых припасов из хранилища воинской части по предварительному сговору, хищение огнестрельного оружия и боевых припасов из воинской части путем разбойного нападения, участия в банде и совершенных ею нападениях, незаконное приобретение, хранение, ношение и сбыт огнестрельного оружия и боевых припасов, соучастия в форме пособничества в убийстве Кузнецова.

Преступления им совершенные с 1991 года по 1993 год в Эстонской республике.

Ивницкий Е., является членом банды, совместно с другими ее членами Григорьевым, Кузнецовым, дело, в отношении которого прекращено в связи с его смертью и лицам (дело в отношении которых выделено в отдельное производство – в связи с его розыском) совершили хищения различного огнестрельного оружия и боеприпасов со склада воинской части. В ночь на 10 октября 1993 года Ивницкий Е. Совместно с членами банды Ивницким В, Григорьевым, Афониным, Дурневым совершили разбойное нападение на военнослужащих другой воинской части из их казармы, похитили различное огнестрельное орудие и боеприпасы. Похищенное оружие и боеприпасы Ивницкий Е. Незаконно хранил, носил, а часть сбыл.

В начале сентября 1993 года Ивницкий Е. Направил членов банды Буракова и Григорьева к своему брату для совершения убийства Кузнецова, выявшего из Эстонской республики в Воронежскую область РФ, что они и сделали: Кузнецов был убит.

В кассационной жалобе осужденный просил приговор по ч.2 ст. 209 , ч.1 ст. 222 УК РФ, ст. 17, 103 УК РСФСР отменить, дело прекратить, поскольку как он считал, преступление на территории РФ он не совершал, в банду не входил и о ее существовании не знал, Григорьева и Буракова отправил в Россию не с целью убийства, а чтобы предупредить своего брата об опасности, исходящей от Кузнецова.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 12 марта 1998 года приговор изменил в части назначенного наказания, в остальном оставил без изменения, указав следующее.

Оценив исследованные доказательства, суд пришел в обоснованному выводу о виновности Ивницкого в содеянном.

Его вина подтверждена показаниями свидетелей Егорова, Дорошко, Рубанова, Казимирина, Бабиля, Байгуна, осужденных Григорьева. Афонина, Буракова, актами недостач оружия, протоколами осмотра месте происшествия, изъятия оружия, заключением эксперта-криминалиста и другими доказательствами.

С доводами Ивницкого Е. О необоснованности его осуждения по ч.1 ст. 222, ч.2 ст. 209 УК РФ и ст. 17,103 УК РСФСР в связи с тем, что на территорию России он не выезжал, согласиться нельзя.

В соответствии с ч.3 ст. 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства (каким является осужденный) не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов, подлежат уголовной ответственности по Уголовному закону РФЫ в случаях, если преступление направлено против интересов РФ и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.