Смекни!
smekni.com

Бурбоны (стр. 2 из 2)

После отречения испанских Бурбонов от прав на французский трон ближайшей бурбонской ветвью, представитель которой мог бы стать королем Франции в случае пресечения потомства Людовика XV (что, впрочем, в 1789 году представлялось весьма маловероятным), оказалась линия Бурбон-Орлеанов, восходившая к младшему брату Людовика XIV Филиппу, герцогу Орлеанскому. Его сын Филипп в 1715-1723 годах. был регентом королевства при малолетнем Людовике XV. Заботившийся о судьбе своих бастардов Людовик XIV "унизил" племянника, навязав ему брак со своей побочной дочерью Франсуазой Марией. Возглавляющий Орлеанский дом в 1789 году герцог Луи Филипп, правнук регента, родолжает эту традицию: он женат на Луизе Марии Аделаиде де Пентьевр, внучке незаконного сына "Короля - солнца". Герцог заигрывает с либеральной оппозицией, и логика этой poли заведет его далеко: после низвержения монархии в 1792 году он, разведясь женой, примет фамилию "Эгалите" ("Равенство") и, став депутатом Конвента, проголосует за казнь бывшего короля. Это ему не поможет: через девять месяцев после Людовика он тоже окончит жизнь под ножом гильотины. Тогда еще никто не мог бы сказать, что сын незадачливого "гражданина Эгалите" все-таки станет королем Луи Филиппом I, и не по династическому праву, а в результате новой, Июльской революции 1830 года.

Другой боковой линией бурбонского дома, выделившейся еще в XVI веке (она происходила от дяди Генриха IV Людовика Конде), бьыа линия Конде-Конти, разделившаяся на эти две ветви в середине XVII веке. Последний принц Конти умрет без законного потомства в 1814 году. Три принца Конде - дед, отец и внук (Луи Жозеф, Луи Анри Жозеф и Луи Антуан Жозеф) - сразу после взятия Бастилии уедут из Франции и будут воевать против революции в созданной ими армии дворян - эмигрантов. Их дом окажется обреченным на вымирание, когда по приказу Наполеона в 1804 году будет схвачен и затем расстрелян младший Конде, герцог Луи Антуан Энгиенский. В 1830 году, после трагической гибели отца казненного герцога (его найдут повесившимся), ветвь Бурбон-Конде пресечется.

Людовик XVI - Карл IV - Фердинанд IV... Они очень схожи между собой, эти три короля Бурбона, и в психическом, и даже в физическом отношении. Высокие, массивные, очень сильные (дети двух сестер, саксонских принцесс, они приходятся правнуками королю-курфюрсту Августу Сильному, недаром носившему такое прозвище), они любят механические ремесла и грубые развлечения. Два брата и их французский кузен выглядят "простецами" перед своими утонченными и образованными предшественниками: Людовик XVI перед дедом, Людовиком XV, Карл и Фердинанд - перед их отцом Карлом III. Люди одного поколения, рожденные в середине века, они уже инстинктивно чувствуют опасность просветительских идей, склонны к консерватизму и набожности. Они добродетельны в семейной жизни, не держат любовниц (психологически понятная реакция на фривольный образ жизни просвещенной и вольнодумной аристократии), любят своих жен и дают им собой распоряжаться. К несчастью, всем троим достались очень капризные и недалекие супруги (Людовик и Фердинад женаты на родных сестрах, австрийских принцессах Марии Антуанетте и Марии Каролине, Карл - на своей кузине Марии Луизе Пармской). Неспособные и слабовольные, не любившие умственной работы, три короля не могли предложить своим странам никакой ясной программы действий.