Смекни!
smekni.com

Идеи английского просвещения в политической жизни второй половины XVIII века: к вопросу о природе британского реформизма (стр. 2 из 2)

Ни для кого не секрет, что избирательная система в Англии XVIII столетия не была демократичной. Привычным явлением был подкуп избирателей и членов парламента, продолжали существовать “гнилые местечки” и “карманные округа”; избирательные права в графствах были неполными и ограниченными, а некоторые крупные промышленные центры типа Бирмингема или Манчестера вообще не имели собственных представителей в парламенте. Современники видели три способа изменения ситуации. Первый заключался в блокировании механизмов коррупции путем ограничения влияния короля на нижнюю палату парламента – так называемая “экономическая реформа” . Ее защищали представители вигской парламентской оппозиции, заинтересованные в изменении конституционного баланса в свою пользу. Радикально настроенные политики настаивали на глубокой реформе избирательной системы в целом – полной отмене “гнилых местечек”, сокращении срока парламентских полномочий, утверждении всеобщего избирательного права для мужчин и т.д. Наконец, еще одним вариантом было проведение умеренной реформы парламента, основной целью которой было сделать систему более демократичной, уничтожив часть “гнилых местечек” и увеличив количество представителей от графств в палате общин. Такой путь пропагандировали свободные держатели земельных владений, а в 1785 г. в еще более умеренной форме его пытался провести в жизнь английский премьер-министр Уильям Питт-младший.

Однако даже такой умеренный и осторожный проект реформы, какой предложил Питт, парламент отверг большинством голосов, а английские графства и города – казалось бы, как никто заинтересованные в улучшении ситуации – в итоге продемонстрировали полное равнодушие к судьбе реформы. Как это объяснить? Историки указывают на преждевременность многих требований, раскол в стане реформаторов, на то, что дело реформы стало заложником большой политики, то есть попало в плен интриг и разногласий между ведущими политиками. Тем не менее, может существовать и еще одно объяснение провала реформистских попыток 80-х годов. Если признать, что во второй половине XVIII в. идеалы Просвещения приобрели популярность в английском обществе и продолжали оказывать существенное влияние на ход общественно-политической борьбы; если учесть ту особую национальную специфику, которая отличала просветительскую мысль в Англии, то, может быть, причины равнодушного или негативного отношения к идее реформирования парламента и политической элиты, и широких слоев общественности следует искать в сфере идеологии и общественного сознания?

Посмотрим, например, как преломлялись в английской политической мысли важные для любой реформаторской идеологии понятия практической пользы, свободы, прав человека. Вспомним, что в XVIII веке политическая система считалась “полезной”, если она в итоге “производит добро”. Поэтому распространенным аргументом против расширения электората было то, что “добродетельная палата общин важнее, чем недобродетельный механизм представительства” (5). Действительно, многие современники, критиковавшие систему “гнилых местечек”, в то же время признавали, что эти местечки были “колыбелью выдающихся государственных мужей”- таких, как лорд Чэтем и Уильям Питт, Ч. Дж. Фокс и Э. Берк. Такая система, говорили они, открыла многим молодым и малоизвестным, но талантливым политикам двери в политическую жизнь и обеспечивала им “страховку”в случае поражения на выборах (например, в результате интриг своих соперников).

Пожалуй, самым популярным в лексиконе реформаторов XVIII в. было понятие свободы. Радикалы (Дж. Джебб, Дж. Картрайт) понимали под ним свободу от ограничений, налагаемых на человека государством (в частности, ограничение на право голоса). Консерваторы и некоторые либералы (лорд Шелборн, Э. Берк и др.) видели в свободе равенство всех при определенных ограничениях, свободу жить по сложившимся в веках обычаям. Однако почти все мыслители того времени принимали объяснение свободы с точки зрения идеологии протестантизма – как независимости ( в нашем случае – избирателей и членов парламента от влияния коррупции). Независимость же, неприкосновенность человеческой личности в протестантской религии гарантировалась собственностью. Поэтому отмена “гнилых местечек” могла быть рассмотрена как покушение на собственность их владельцев, а расширение электората – как потворство коррупции ( чем ниже имущественный ценз для избирателей, тем меньше их независимость и тем больше вероятность их подкупа).

В XVIII в. много говорили и о естественных правах человека. Концепция “естественных прав”, которыми изначально наделен каждый, считается одним из основных постулатов Просвещения, породившим немало радикальных моделей политики и повлиявших на идеологию французской революции. Сторонники радикальных схем реформирования парламента в Англии относили к естественным правам право голоса и право на участие в политической жизни, обосновывая таким образом идею всеобщего избирательного права. В принципе они следовали “классической” трактовке “естественных прав”, изложенной Локком и Руссо. Однако многие мыслители (Шефтсбери, Годвин, Толанд, Берк) рассматривали естественные права иначе – как “национальные, унаследованные права англичанина”, установленные в ходе английской истории и выраженные в сбалансированности конституции. Требовать установления каких-либо “естественных прав” заново – значит нарушать тот самый естественный ход развития общества, который и создает эти права. Как видим, такая трактовка отличалась от того, как воспринимали естественные права французские революционеры, относившие к последним , например, “право поступать по своему усмотрению” – фактически, право на самосуд.

И, наконец, необходимо иметь в виду и то, что даже радикалы 80-х годов XVIII в. рассматривали реформу парламента как возвращение к первозданной чистоте английской избирательной системы по принципу “новое – это хорошо забытое старое”. Так, например, необходимость ежегодных созывов парламента они пытались доказать наличием в прошлом Англии подобного прецедента. Даже сами английские слова “revolution” – революция и “reformation” – реформа употреблялись в то время в своем буквальном смысле – как “возвращение назад”, о чем говорит наличие в них приставки re-. Наверное, именно эта черта отличала поколение радикальных мыслителей 80-х гг. от последующего поколения радикалов 90-х , испытавших на себе влияние идеологии французской революции. Что же касается либерально настроенных политиков, то они стремились реформировать систему, сохраняя ее равновесие и целостность как предмет своей национальной гордости. Только таким образом, по их мнению, можно было “безопасно продвигаться вперед, ... поддерживая прогресс” (6) Современные специалисты определяют такую позицию как “ситуационный консерватизм”, или поступательность и осторожность в политике. В то же время она напрямую смыкалась с теориями “естественного закона” и “свободного развития” индивидов и обществ, которые легли в основу идеологии либерализма. Последнее замечание объясняет, например, почему активный участник дискуссий о реформе парламента Эдмунд Берк резко выступил против расширения электората в Англии, но в то же время настаивал на демократизации избирательной системы в Ирландии – в частности, на предоставлении избирательных прав католикам.

Итак, если говорить о том, почему аргументы за реформу парламента при всей актуальности этой проблемы “не прижились” в британском обществе 80-х г.г. XVIII в., то, наверное, корни этого нужно искать в том числе и в природе самого британского реформизма того времени. Аргументы за реформу были слишком сильно “привязаны” к теоретическим основам Просвещения в то время, когда эти идеалы и догматы начинали уступать место новым идеологическим доктринам, более соответствующим изменившейся политической ситуации. Да и сама просветительская идеология в Англии, точнее, та интерпретация, которую она приобрела ко второй половине XVIII столетия, не была настолько радикальной, как в странах континентальной Европы.

Список литературы

Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского Просвещения. М., 1994. С.142

The History of Modern Political Thought. / Ed. by I. Hampshier-Monk. L., 1994. P.207

The Works of...Edmund Burke. in 16 vol. vol. XVIII. L., 1827. P. 325

Langford P. Property and Virtual Representation in the Eighteenth Century England. Historical Journal. 1988. № . P. 85

См.: May Th. The Constitutional History of Britain. L., 1861. P. 325

См.: Мещерякова Н.М. и др. Просветительское движение в Англии. М., 1991. С.65