Смекни!
smekni.com

Ярлыки ханов Золотой Орды как источник права и как источник по истории права (стр. 4 из 5)

Следует отметить, впрочем, что ценность ярлыков (несмотря на практически исчерпывающий список чиновников), как источников по истории государственного и административного права Золотой Орды относительна. Они позволяют установить, какие именно чиновники составляли этот аппарат, проследить, как он изменялся в течение времени существования государства, но не проливают света на их функциональные обязанности и структурную иерархию чиновного мира Орды. Дополнительные сведения о статусе того или иного должностного лица мы можем почерпнуть, лишь привлекая дополнительные источники, в том числе и не только по истории Золотой Орды, но и других восточных государств (в частности - Багдадского халифата, Китая, тюркских государств и пр.).

Важную информацию можно получить из ярлыков по вопросам финансовой и налоговой системы Золотой Орды. Наиболее подробные сведения о налогах содержатся в тарханных грамотах [40]. Этот вид ярлыков представлял собой официальное освобождение их обладателя от уплаты всех или основных налогов; они выдавались, как правило, священнослужителям всех конфессий, а также отдельным лицам за их заслуги перед ханом и государством. Классическим примером первого является уже цитированный нами ранее ярлык Менгу-Тимура, который содержит перечень налогов и сборов, взимавшихся в пользу золотоордынской казны, и от уплаты которых освобождались служители православной церкви: "...не надобе имъ дань тамга и поплужное ямъ война и подвода ни кормъ… никоторая царева пошлина ни царицына ни князей ни рядцей ни посла ни дороги ни посла ни которыхъ пошлинниковъ ни которыя доходы... " [41]. Пример второго вида тарханных грамот (конкретному лицу) - ярлык Тимур-Кутлуга Хаджи Мухаммеду и Махмуду (1398 г.): "Повинность с виноградников,… амбарные пошлины, плату за гумно, ясак с арыков, собираемый с подданных по раскладке, и подать, и расходы, называемые каланом, да не взимают; если они приедут в Крым и в Кафу или опять выедут, и если они там что бы ни было купят или продадут, да не берут с них ни (гербовых) пошлин ни весовых, не требуют с них ни дорожной платы, должной от Тарханов и служителей, ни платы в караулы. Пусть со скота их не берут подвод, не назначают постоя и не требуют с них ни пойла ни корма, да будут они свободны и защищены от всякого притеснения, поборов и чрезвычайных налогов" [42].

Основными налогами и сборами, как можно понять из ярлыков, были подушный налог, таможенные налоги и сборы, "поплужное", дорожные, мостовые, ямские сборы, обязанность предоставления воинов для ведения ханом боевых действий, обязанность предоставления кормов и лошадей для ханских послов или гонцов и ряд более специфических налогов и сборов. Но, как и в случае с перечислением представителей администрации, перечень налогов и сборов не позволяет установить значения, которое они имели для ордынской налоговой системы, равно как и размеры этих налогов и сборов.

Дополнительные сведения по фискальной системе и таможенному праву Золотой Орды можно извлечь из другого вида ярлыков - договоров ордынских монархов с иностранными государствами по вопросам торговли. Так, установлено, что в процессе торговли с иностранных торговцев взимались основные виды налогов: ввозная пошлина, налог с оборота - "тамга" (отсюда - "таможенник"), такса за взвешивание, дорожный налог [43]. Интересно отметить существование своего рода совместных "наблюдательных советов" для контроля за правильностью взвешивания и взимания соответствующих сборов: "Наш начальник таможни и венецианский консул Азова обязаны назначать честных людей по одному от каждой из сторон, которым надлежит внимательно наблюдать за правильностью взвешивания" [44].

Из этих ярлыков-договоров можно почерпнуть также сведения и по вопросу организации суда в Золотой Орде. В частности, в них упоминается о существовании совместных судов (в данном случае - с участием ордынских и венецианских чиновников) для рассмотрения дел, в которых истцом выступал подданный одного государства, а ответчиком - другого. Процитируем описание подобного суда: "Если случится, что кто-нибудь из наших людей в Азове поссорится с кем-нибудь или подаст жалобу на кого-нибудь из венецианцев, то на совместном заседании даруги Азова и венецианского консула надлежит тщательно разобраться с делом и по справедливости разобрать его так, чтобы не пострадал отец за сына или сын за отца" [45].

Интересно отметить, что размеры пошлин и сборов устанавливались ордынскими правителями в зависимости от политической ситуации. Так, в ярлыке Джанибека 1342г. размер налога с продаж, взимаемого с венецианских торговцев в Крыму, составлял 3% от суммы сделки [46]; в его же ярлыке 1347 г. размер этого налога составляет уже 5%. Дело в том, что незадолго до издания этого ярлыка между ордынцами и венецианцами в Крыму имел место конфликт, приведший к военному столкновению. В подтверждение мирного договора был выдан второй ярлык [47]. В зависимости от ситуации в самой Орде мог меняться и получатель тех или иных сборов. Так, ярлыком 1358г. хан Бердибек позволил своему сановнику Тоглу-баю удерживать часть сбора с оружия в свою пользу (правда, не из доли самого хана, а из доли его матери Тайдулы, получившей право на этот сбор еще при Узбеке) [48]; причиной ханской щедрости послужила решающая роль Тоглу-бая в государственном перевороте, в результате которого Бердибек захватил трон.

Небезынтересно отметить, что золотоордынские ярлыки повлияли на развитие правовых систем других стран, и, прежде всего, Древней Руси. Исследователи отмечают, что русские государи в грамотах, посланиях и прочих документах часто использовали формуляр ордынских ярлыков и грамот вплоть до применения соответствующей терминологии: "Великого князя Ивана слово наше..." [49]. Кроме того, появляется даже прямое заимствование целого института из ордынского права - тарханных грамот (еще при Дмитрии Донском, в конце XIV в.) [50]. Однако - это тема отдельного исследования.

Итак, мы имеем возможность с помощью первоисточников (текстов ханских ярлыков и других правовых документов) и дополнительных источников (хроник, летописей, путевых заметок и пр.) исследовать эволюцию развития права Золотой Орды, а также предпринять попытку восстановления ряда норм ордынского права. Подобный подход делает оправданным использование результатов исследований других наук и подтверждает мнение о том, что сегодня большинство исследований в любой сфере знания проводится на стыке смежных дисциплин с использованием различных подходов, методов и результатов исследований.

Список литературы

1. Беляев И. Д. О монгольских чиновниках, упоминаемых в ханских ярлыках // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, кн. I. - 1850. С. 97-110.

2. Березин Н. И. Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева. - СПб., 1864.

3. Петрунь Ф. Ханськi ярлики на украiнськi землi (До питання про татарську Україну) // Схiдний Свiт. - N 2. - 1928. С. 170-187.

4. Насонов А. Н. Монголы и Русь. История татарской политики на Руси. - СПб.: Наука, 2002.

5. См.: Вернадский Г. В. История России. Монголы и Русь. - Тверь: ЛЕАН, М.: АГРАФ, 2000; Он же. О составе Великой Ясы Чингис-хана // Вернадский Г. В. История права. - СПб: Лань, 1999.

6. Соловьев К. А. Эволюция форм легитимности государственной власти в древней и средневековой Руси. - Международный исторический журнал. - 1999. - №№ 1-2. - http://history.machaon.ru/all/number_01/diskussi/ 1_print/index.html; http://history.machaon.ru/all/number_02/diskussi/1_print/index.html.

7. Григорьев А.П., Григорьев В.П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции: Источнико-ведческое исследование. - СПбГУ, 2002. С. 68.

8. Григорьев А. П. Монгольская дипломатика XIII-XV вв.: Чингизидские жалованные грамоты - Л., 1978. С. 71; Усманов М. А. Термин "ярлык" и вопросы классификации официальных актов ханств Джучиева Улуса // Акто-вое источниковедение. - М., 1979. С. 243-244.

9. См., напр., Juvaini Ata-Malik. The History of the World-Conqueror. - Manchester University Press, 1997. Р. 121-122, 145, 255-258, 480, 508-509, 551, 605-606; Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. II. - М.-Л.: АН СССР, 1960. С. 34, 37, 66, 142, 195 и др.; "Опасная грамота" великого князя Ярослава III, выданная между 1266 и 1272 гг. рижанам: "Менгу Темерево слово къ Ярославу князю: дай путь немецкому гостю на свою волость. От князя Ярослава ко рижанам…: путь вашъ чистъ есть по моей волости" (Цит. по: Соловьев К. А. Эволюция форм леги-тимности...).

10. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. III. - М.-Л.: АН СССР, 1946. С. 275-282.

11. См.: Греков, Якубовский. Золотая Орда и ее падение. - М.: Богородский печатник, 1998. С. 98-99, 104; Мухаммад ибн Хиндушах Нахчивани. Дастур ал-катиб фи та'йин ал-маратиб (Руководство для писца при опреде-лении степеней). Т. 1, ч. 1. - М.: Наука, 1964; Т. 1, ч. 2. - М.: Наука, 1971. Текст рукописи "Дастур ал-Катиб" до сих пор на русский язык не переведен.

12. См., напр.: Ипатьевская летопись (Русские летописи, т. 11). - Рязань: Александрия, 2001. С. 550; Московский летописный свод конца XVв. (Русские летописи, т. 8). - Рязань: Узорочье, 2000. С. 213, 48, 259, 339; Присел-ков М. Д. Троицкая летопись. - СПб: Наука, 2002. С. 351, 378, 380, 454; Рогожский летописец // Тверская лето-пись (Русские летописи, т. 6). - Рязань: Узорочье. 2000. С. 71, 72, 75, 85, 86; Тверская летопись (Русские лето-писи, т. 6). - Рязань: Узорочье. 2000. С. 427, 430, 447, 453, 460; Типографская летопись (Русские летописи, т. 9). - Рязань: Александрия; Узорочье, 2001. С. 165, 170.