Смекни!
smekni.com

Народные предания как источник для изучения этнической истории киргизов Центрального Тянь-Шаня (стр. 2 из 4)

Трудно судить, насколько точны сведения, сообщенные Д. Качыбековым, но они не могут рассматриваться лишь как плод воображения рассказчика. По-видимому, все эти рассказы основаны на фактах, свидетельствующих о наличии групп киргизов далеко на юге, вплоть до границ Пакистана. Изложенный же выше эпизод служит подтверждением существования многовековых этнических и политических связей между киргизами и казахами.

Весьма значительный цикл преданий связан с периодом господства на Тянь-Шане ойратов (калмыков). В большинстве преданий утверждается, что после прихода на Тянь-Шань калмыков киргизы были отттуда вытеснены. Сначала с Иссык-Куля были изгнаны обитавшие там бугинцы, которые переселились на Центральный Тянь-Шань, позднее же калмыки заставили уйти отсюда всех киргизов.

По некоторым данным, киргизы продолжали жить в долинах рек Чу и Таласа, когда калмыки уже заняли Прииссыккулье и Тянь-Шань. Ибраим Сарымашаев утверждает, что киргизы и калмыки долго жили вперемешку "аралаш", затем между ними произошли столкновения и киргизы ушли, причем основная их часть достигла ташкентских гор (Ташкендин тоосу) и Андижана. Позднее калмыки вследствие внутренних раздоров сами ушли из занятых ими местностей и киргизы вернулись обратно.[9]

Существенный интерес представляют предания, записанные в Тогуз-Тороуском районе на Тянь-Шане, который, по-видимому был своего рода пограничным районом, местом соприкосновения киргизских и калмыкских кочевий. По сообщению Эмильбека Мамбеталиева[10], в те времена, когда здесь жили калмыки, киргизов уже давно не было, а стоянки калмыкских ханов Дорджу и Калдама находились на запад от села Атай, к перевалу Кёк-Арт. А. Чоробаев, знаток тянь-шаньской старины, рассказывал, что калмыкский вождь Дорджу жил В Тогуз-Тороо, другой их вождь, Ноозан, - в Какыр-Когоне (сейчас эта местность, расположенная выше Ак-Кыя, в Ак-Талинском районе, называется Тобок). Он рассказал и о другом калмыкском хане, по имени Калдама, который должен был выдать свою дочь Макмал замуж за знатного калмыка (тёрё). Было решено, что свадебный пир будет продолжаться 70 дней; 30 дней отводилось играм "оюн" и 40 дней угощениям "той". Были приглашены люди из Ферганы, Кашгара, с Или (Иле), Иссык-Куля и т. д. Для встречи гостей были поставлены 30 девушек "кыз", 30 молодых женщин ("келин") и 30 парней "жигит". Завидев тени или пыль на дороге, они передавали туда, где должен был состояться пир, слова "муна келди" - "вот прибыли" ( в здешних краях есть местность под названием Мунакельди), но оказывалось, что это были не гости, а торговцы. Гостей ждали 15 дней и решили закончить пир без них. Правда, из Иле прибыло 40 девушек во главе со стариком. Калдама решил для прибывших устроить той. Они пировали около месяца. Потом девушки отправились обратно, но, так как наступила уже зима, на перевале их застиг сильный холод, и они перепугались, боясь замерзнуть. Старик сказал им, чтобы они легли вокруг него, и каждой указал место. Они легли - и замерзли, а старик остался жив, ему было тепло. Отсюда современное название перевала Кыз-Арт (Девичий перевал), расположенного между долинами Джумгала и Кочкора. Та местность, где происходил пир, получила название Макмал (по имени дочери Калдамы), теперь ее называют Кош-Дёбё.

Далее рассказывают, что Калдама (его называют также Тентек или Калдан Шэрэн[11]) насильно взял в жены Эбрешим - сестру Джангыл-Мырзы, родную по отцу, неродную по матери[12]. Это произошло, когда сама Джангыл-Мырза после убийства Тюлкю была захвачена сарыбагышцами и выдана замуж за Калтамая из племени багыш. Несколько лет спустя Джангыл вернулась к своему племени нойгут. Услышав о судьбе сестры, Джангыл снова поехала на Тянь-Шань, чтобы отобрать ее у Калдамы. Когда Калдама узнал об этом, он вместе с калмыком Дорджу бежал в Андижан через перевал Сарыджон (теперь называется Калдама). Джангыл отправилась в погоню через перевал Кёк-Арт и, перерезав путь Калдаме, убила его стрелой из лука. В качестве добычи она взяла коня Калдамы - Конкул-Джоор - и его ружье "мынтык" Кёк-Чыбык, забрала сестру и уехала к нойгутцам.

О Дорджу рассказывают, что он умер в Тогуз-Тороо, а его сыновья Байкалмак и Ноозан жили в местности Куртка и были убиты киргизами. И сейчас в колхозе "Ак-Кыя" Куланакского района есть потомки Байкалмака. Они помнят, что их предок - Байкалмак, но называют себя киргизами и считаются принадлежащими к группе Чымынтай уулу или Джамболот уулу (из племени чекир саяк). В этом районе имеется оросительный канал, который назывался раньше Ноозан-арык и был якобы построен при Ноозане, теперь его называют Чымынтай-арык.

Интересно и другое сообщение Назармата Мамырова. Возле перевала Дорджу (Доржунун бели) находятся развалины "тёрт кюл", которые считают остатками крепости "чет" калмыка Дорджу. Поблизости протекает Дорджу-арык, берущий свое начало высоко в горах и питающийся ледниковой водой, которым пользовались до самого недавнего времени. Затем он пришел в негодность, и в течение трех лет его не удавалось привести в порядок - требовалось много труда и времени, чтобы он начал действовать.

В 1954 г. после затраты огромных усилий его удалось восстановить. Назармат Мамыров рассказывает, что при жизни Ак-Тери[13] его потомки прибыли в эту местность. В это воемя здесь еще жили калмыки, вместе с которыми они приняли участие в сооружении Дорджу-арыка. После ухода калмыков на пользование этим арыком, наряду с саякцами (подразделение каба, род ак тери), предъявили претензии представители племени басыз (подразделение кудайлят). Часть кудайлятцев жила в Чет-Булаке, а часть - напротив, в Кара-Талаа. Арык этот доходил до Кара-Талаа. Между племенами возник большой спор, так как кудайлятцы утверждали, что они тоже принимали участие в сооружении арыку, а актеринцы отрицали это. С этой и с другой стороны были избраны посредники "калыс киши". Кудайлятцы заявили, что доказательством их участия в строительстве является оставленный ими в арыке мешок с углем, актеринцы же утверждали, что в арыке остались кости коленных суставов задних ног (толорсук) девяти верблюдов. И те и другие показания подтвердились. Тогда посредники решили помирить актеринцев с кудайлятцами с помощью брака (кудалаш). Одна девушка из кудайлятцев была выдана замуж в род ак тери. Оба рода помирились. Затем, уже по соглашению, арыком стали пользоваться только актеринцы[14].

Приведенные данные убедительно свидетельствуют о том, что киргизы в этом районе занимались земледелием уже на рубеже XVII-XVIII вв.

Следует обратить внимание на то, что продолжительное пребывание калмыков на Центральном Тянь-Шане подтверждается топонимикой. Название селения Дёдёмёль (Тогуз-Тороузский район) считается калмыкским. Местность около моста через р.Ат-Башы называют Буркан. В терекском сельсовете Ак-Талинского района есть небольшой перевал под названием Чоногур (соответствует киргизскому Бёрюлю, т.е. волчий).Недалеко от сел Кен'бель, выше местности Бокой (Ат-Башинский район), находится Калмак-арык, сейчас не используемый. Один из перевалов между Куланакским и Ат-Башинским районами носит название Улаан (что соответствует киргизскому Кызыл бель, т.е. Красный перевал). Между долинами р.Ат-Башы и р.Аксай на высоком месте лежит большой камень. Его называют Олдомор (по-киргизски Соку-Таш, или Шиш-Чоку, или Таш-Чоку).

Особое место среди крупных событий на Центральном Тянь-Шане, получивших отражение в его этнической истории, принадлежит эпопее, связываемой с именем одного из предков племени сары-багыш - Кудаяна[15]. Его считают братом упомянутых Учюке и Тюлкю, т.е. правнуком Манапа. Согласно преданию, сообщенному Алымкулом Токбаевым[16], отец Учюке и Тюлкю Сарсеит-бий кочевал в долинах рек Аксай и Арпа. После того как Тюлкю и Учюке были убиты, на Аксай пешком пришел мальчик, который был в это время вместе с ними. Сарсеит спросил его, откуда он; мальчик не зная о том, что это отец убитых, рассказал все. Сарсеит упал без сознания. Все жители соседних аилов плакали и рыдали в течение шести-семи дней. Потом к Сарсеиту пришла его жена и сказала: "Наши сыновья погибли как джигиты, но есть у нас Кудаян. Он родился, держа в обеих руках сгустки крови, и будет могучим джигитом". И действительно, когда мальчик Кудаян подрос, он стал ханом киргизов и казахов. Однажды он собрал представителей всех подвластных племен и сказал им: "В Афганистане есть наши дальние родственники, и они , кажется, мусульмане, нам надо соединиться с ними". И предложил всем двинуться туда. Собралось двадцатитысячное войско. Все тронулись в путь. Когда достигли местности Тюлкю-Башы (соврем. Тюлькубас в Южном Казахстане), предсказатель "санчы-сынчы" (происходивший из племени солто) стал предсказывать всем судьбу и у кого какие будут дети. Кудаян попросил предсказать судьбу и ему. Когда тот отказался, хан настоял на своем, и "сынчы" сказал, что не надо идти в поход, что во время похода Кудаян погибнет. Хан ударил предсказателя, и у того из-за пазухи выскочил серый заяц "боз койон", который подсказывал "сынчы" его слова. Затем хан отправился в путь. Головная часть войска переправилась через Сырдарью и достигла Андижана, остальные отстали. Часть народа утонула в реке при переправе, часть умерла от истощения, а оставшиеся в живых поселились в Андижане. С Кудаяном ушел весь народ, только в Тогуз-Тороо (местность Чаар-Таш) оставались бугинцы. Сам хан умер на перевале. После его смерти народ обеднел и наступил сильный голод. Это было время, когда "казахи доили березу, а киргизы вошли в Гиссар и Куляб" ("казак кайын саап, кыргыз ысар кёлепкё кирди"). Весь народ из Андижана вернулся обратно в Ат-Башы.