Это предание имеет много вариантов, содержащих иную трактовку событий, дополнительные эпизоды и детали. Так, Момонкул Деркембаев[17] утверждает, что Кудаян хотел завоевать Афганистан, но попал в плен и остался там. В Афганистане от него остались потомки, а среди киргизов их нет. Однако, по другой информации, потомство от Кудаяна осталось в небольшом числе. В 1953 г. в сел. Кызыл-Дёбё Чолпонского района мы обнаружили шесть семей, относивших себя к группе тоголок и считавших себя потомками Кудаяна. Старший из них - Самсалы Аликеев (74 года) - сообщил, что он потомок Кудаяна в седьмом поколении, что его предком был сын Кудаяна Мамбет, имевший прозвище Томолок (отсюда - тоголок). По его словам, к упавшему без сознания от страшной вести Сарсеиту пришла жена и начала его стыдить. Она говорила: "Разве ты женщина, у нас еще есть Кудаян, пусть он будет жив". В одной руке она держала сосуд с молочной водкой арак, в другой - меч "кылыч", сказала мужу, чтобы он встал, выпил и взял в руки меч.
Рассказывают, что, когда Кудаян отправился в поход за Сырдарью, народ гнали два его джигита - Марал и Тайбас. Переправившись через реку, войско оказалось в трудном положении. Мааматкулу (сын Учюке, брата Кудаяна) под предлогом, что его жена должна родить (для убедительности он привязал к ее животу кусок войлока), остался на другом берегу с частью людей. Ночью он подложил под мост сухую траву (курай) и сжег его, после чего отправился на родину. Кудаян послал к нему двух сыновей (один из них был Томолок) с просьбой о помощи. Это было время, "когда казахи доили березу, а киргизы ушли в Гиссар " ("казак кайын саап, кыргыз ысарга кетти"). Пока сыновья добирались до Мааматкулу, Кудаян умер и его войско рассеялось. От Кудаяна осталось очень маленькое потомство потому, что сынчы, которого он ударил, произнес проклятие (каргышка калды) и предсказал ему, что у него будет мало потомства. Как рассказывает Илепес Сеитов[18], когда были убиты Учюке и Тюлкю, Кудаяну было 10-12 лет, а сын Тюлкю Тынай (отец Атаке - известного предводителя киргизов второй половины XVIII в.) был еще в колыбели. Отправляясь в поход, Кудаян говорил, что подвергнет нападению народ каратегин (мен каратегинди чабамын)[19]. С Кудаяном в поход отправились два племени: сары багыш и саяк. Кудаян переправился с войском по мосту "кёпрё" через Сырдарью, а Мааматкулу с братом Дёёлётом остался на противоположном берегу. Сынчы предсказал Кудаяну, что он останется без в пустыне, будет жить в шалаше из травы (чёп алачык), умрет от голода и у него не будет даже савана "кепин". Кудаян с войском ушел, мост сожжен, а Мааматкулу и Дёёлёт с народом вернулись обратно в Кочкор. Кудаян, не дождавшись их, отправил своего телохранителя "желдет" Ак-Таяка с приказом, чтобы Мааматкулу и Дёёлёт с народом догнали его, но Мааматкулу отказался, мотивируя отказ родами жены. Войско Кудаяна было разбито, сам он ранен и умер где-то около Андижана. После разгрома войска прибежал сын Кудаяна Тоголок, но от него не осталось и 10 семей, как и предсказал сынчы.
Другой информатор - Нияз Тёрёканов[20] - утверждает, что Кудаян повел киргизов через Сырдарью воевать против казахов, что до этого он жил в Нарыне (Нарын нередко в преданиях является синонимом Центрального Тянь-Шаня). Когда войска Кудаяна дошли до Сырдарьи, Тагай (здесь рассказчик допустил ошибку: речь идет о Мааматкулу) сказал, что его жена должна родить. С ним остался весь народ, а затем ночью вернулся обратно.
Ашим Матаев рассказывает другую версию о Кудаяне. Будто бы он отправился с войском в Афганистан; когда же они подъехали к Амытдарье (по-видимому, имеется в виду Амударья), Мааматкулу отказался переправляться через реку. Там же его захватили вместе с войском.
Очень обстоятельно изложил предание о Кудаяне Чаки Джайыков[21]. Кан Кудаян жил в Чуйской долине. Однажды в его аиле собрались старики, и "санчы-сынчы" предсказывал каждому его судьбу. Когда очередь дошла до Кудаяна, сынчы отказался его предсказывать. Кан Кудаян настаивал, но "сынчы" боялся, что Кудаян его накажет. Тогда Кудаян дал слово, что не сделает этого, и "сынчы" предсказал, что у него родится сын, но что он не назовет его Калдышюкюр, а даст ему имя Акбаш Мамбет, и тогда сын вырастет жестоким, будет убивать стариков. Далее он сказал, что Кудаян погибнет в сухой, безводной пустыне, на развилке дорог, ноги его будут торчать из травяного шалаша и он станет добычей хищных птиц. Потомства от него не останется. Кудаян рассердился и ударил сынчы.
Предсказание сбылось. У Кудаяна родился сын, и он назвал его Акбаш Мамбет. Когда он вырос, то стал жестоко обращаться с людьми и убивать стариков. Один джигит спрятал своего старого отца в ящике "укёк", чтобы он не погиб от руки Акбаш Мамбета. Кан Кудаян отправился в поход против казахов и подошел со своим войском к Сырдарье. Здесь у них кончились продукты, начался голод, воды не было. Впереди расстилалась раскаленная пустыня Медиян Чёль. Народ зароптал, стал отказываться переправляться через реку. Старик, лежавший в ящике, спросил сына, почему народ волнуется. Когда ему объяснили, он сказал: "Увидите корову; там, где она помочится и испражнится, будет вода". И действительно, на таком месте вырыли колодец и там оказалась вода. Затем старик добавил: "Увидите на дороге черную собаку (кара дёбёт), убейте ее, тогда народ не пойдет с Кудаяном, останется живым и вернется обратно, а Кудаян уйдет один. Если не убъете собаку, народ погибнет". Собаку убили деревянным копьем с железным наконечником (каскак). Народ не пошел за Кудаяном.
Когда Кудаян собирался переправляться, Мааматкулу задержался. Кудаян спросил его, почему он остается. Мааматкулу ответил: "Вы видите, к тюндюку (тюндюк - дымоходное отверстие в верхней части юрты) привязана вата - Ваша сноха "келин" рожает (раньше существовал такой обычай). Я потом догоню". В действительности это была лишь отговорка. Мааматкулу не последовал за Кудаяном и отправился на Иссык-Куль, к бугинцам, которые не принимали участия в походе Кудаяна. Их возглавлял Белек.
Кудаян переправился через реку с сыном и с небольшим количеством людей. Казахи ему не подчинились, и он погиб вместе со своими спутниками от голода. Один из информаторов приписывал Кудаянкану заслугу изгнания калмыков из Тогуз-Тороо[22]. Другой утверждал, что калмыки при правителе Бакаманджы-контаджы находились на Тянь-Шане (в Ат-Башы). В это же время жили Сарсеит-бий, Учюке и Тюлкю. В те места, где вызревало зерно, были заняты калмыками, киргизы же были вытеснены в высокогорные места и голодали. Вот тогда-то и был предпринят поход Кудаяна в Гиссар (Ыcар)[23].
Свое толкование события дает А. Чоробаев. Кан Кудаян, говорит он, был союзником калмыков и действовал с ними заодно. Он хотел увести отсюда киргизов, так как их было мало, и стремился соединить их под своей властью с афганцами (ооган) и персами (кызыл баш).
По утверждению многих стариков, калмыков из Тянь-Шаня изгнал Таабылды из племени тынымсейит. Одним из предков этого племени называют Мортука. Его потомками (по нисходящей линии) считаются Токтогул - Ак багыш - Уркюнчю - Бёжёкёй - Алике - Таабылды.
При всей противоречивости толкований, при всех неясностях следует признать, что предания о событиях, связываемых с именем Кудаяна, нельзя рассматривать лишь как фольклор. В них несомненно отражены факты подлинной истории тянь-шанских киргизов, относящиеся к движению некоторых киргизских племен на юг. Однако остается невыясненным, было ли это движение связано с захватническими стремлениями отдельных киргизских феодалов, или вызвано тяжелым положением, в котором оказались киргизы в период джунгарской экспансии, когда они были вынуждены покидать свои кочевья. Пока трудно установить и приблизительную дату этих событий. По одним подсчетам, они происходили около середины XVII в., по другим - несколько позднее. Так, Акымаалы Касымаалиев называет своими предками (по восходящей линии) следующих лиц: Касымаалы - Мамбет - Качы - Шатен - Ниязбек - Эсенкул - Болот - Мааматкулу - Учюке - Сарсеит.[24] Упомянутый Самсалы Аликеев считает своими предками (по восходящей линии): Алике - Надирбек - Шюкюр - Джумагул - Учю - Мамбет - Кудаян.
Обращает на себя внимание, что во многих преданиях описываемые события связываются с походом киргизов в Гиссар и Куляб. Исторические источники свидетельствуют, что передвижение 12 тыс. семей киргизов через Каратегин в Гиссар происходило в 1635 - 1636 г.г. Как мы видим, хронологический разрыв между данными исторических сочинений и показаниями генеалогических преданий не столь велик, и можно было бы связывать поход Кудаяна с названными передвижением киргизов в Гиссар. Полевые же материалы, собранные в Южной Киргизии, позволяют предполагать, что 12 тыс. семей киргизов принадлежали не к племенам правого крыла, а к племени, составлявшим объединение ичкилик и расселившимся в Каратегине, в Алайской долине и на территории юго-западных районов современной Ошской области Киргизской ССР. При этом нет никаких данных о том, что какая-то часть племен, участвовавших в передвижении, имевшем место в 1635 - 1636 г.г., вернулась обратно. Вернее предположить, что речь идет о двух самостоятельных событиях, которые следовали одно за другим.
Предания о так называемом походе под водительством Кудаяна - скорее всего след, оставленный в народной памяти передвижением северных киргизов в районы Ферганы и Алая под давлением ойратов. Известия о массовом движении киргизов из Восточного Туркестана в направлении Каратегина и Гиссара не могли не дойти до северных киргизов и впоследствии причудливо переплелись с преданиями о движении на юг самих тянь-шанских киргизов.