Смекни!
smekni.com

Александр Великий (стр. 2 из 2)

Завоевания в Бактрии и Индии

Несмотря на смуты при дворе, боевые части оставались верны Александру, и он продолжил свои завоевания на Востоке, в конце концов форсировав реку Яксарт (совр. Сырдарья) в Средней Азии. В Бактрии он женился на Роксане, дочери своего бывшего противника, бактрийского вождя Оксиарта. По-видимому, этим браком Александр преследовал политические цели, стремясь склонить на свою сторону знать восточных областей Персидского государства. По пути на восток Александр основывал города, давая почти всем им название Александрия; среди них современный Герат (в Афганистане) и Александрия Дальняя, ныне Ходжент (или Худжанд) в Таджикистане.

К весне 327 до н.э. армия Александра достигла долины реки Кабул и направилась в сторону персидской сатрапии Индия, т.е. к городам долины Инда на территории современного Пакистана. На реке Гидасп (совр. Джелам) произошла битва, в которой Александру удалось опрокинуть вооруженную двумястами слонами армию воинственного царства Паурава. Впоследствии между Александром и царем Пауравы, которого греки называли Пором, завязались дружеские отношения. Это сражение было самым крупным из имевших место в Индии. Отсюда Александр намеревался двинуться дальше на юго-восток к Гангу, где, как он думал, находится край Азии; но здесь его армия не выдержала и заявила, что не пойдет войной на местных царей, о которых говорили, что они способны выставить 5000 боевых слонов. Таким образом, планы Александра оказались сорваны, и он был вынужден повернуть вниз по Инду, по пути покоряя огнем и мечом прилегающие к реке земли. Сам Александр был серьезно ранен во время битвы за город племени маллов. См. также ИНДИЯ.

Оправляясь от раны, Александр занялся устройством управления на новоприобретенных землях и исследованием Персидского залива. Для этой цели был собран флот, во главе которого встал друг Александра, критянин Неарх. Основную часть армии Александр отослал обратно в Персию, а сам вместе с небольшим отрядом исследовал побережье залива.

Реорганизация армии

Оказавшись вновь в центральных областях империи, где он провел последние два года жизни (325–323 до н.э.), Александр обнаружил, что дела здесь пришли в беспорядок. Многие сатрапы не ожидали его возвращения из Индии. Опьяненные неожиданно доставшейся им властью, они, подобно монархам, заводили собственные дворы, вербовали армии, занимались вымогательством и грабежом. Нескольких сатрапов царь казнил. Македонянин Гарпал, главный казначей государства, друг детства царя Александра, бежал на запад с 5000 наемных воинов, 6000 талантов золота и тридцатью военными кораблями. Гарпал искал убежища в Афинах, которые незадолго до этого получили от него продовольственную помощь во время голода. Но Афины побоялись навлечь гнев Александра, приняв мятежника, и Гарпал был убит на Крите своими же воинами.

Александр восстановил порядок и, все еще не ощущая усталости и планируя дальнейшие завоевания, приступил к организации новой имперской армии. Он замыслил завоевание Черноморского побережья, обойденного им стороной, Аравии, Карфагена и, по-видимому, Запада в целом. Александр предполагал иметь армию, составленную из македонян (13 000 пехотинцев и 2000 всадников; с таким же их числом он переправился через Дарданеллы) и 30 000 азиатов. Македоняне и азиаты должны были служить в одних и тех же подразделениях. В каждом из шестнадцати рядов фаланги отныне должно было быть лишь четыре сариссофора (воина, вооруженного длинным копьем), а остальную часть фаланги должны были составить лучники и метатели дротиков, вооруженные, кроме того, коротким мечом. Битву должны были начинать лучники и метатели дротиков; если после этого необходимо было перейти в атаку, сариссофорам следовало выдвинуться, пройдя сквозь строй и оставив лучников и метателей дротиков позади. Такое построение, напоминающее римский легион периода средней Республики, должно было исправить основные недостатки фаланги – ее неповоротливость и тенденцию к образованию разрывов при передвижении по пересеченной местности, что выявилось уже в битвах при Иссе и Гавгамелах.

Недовольство армии и примирение с ней

В связи с реорганизацией армии и набором новобранцев Александр собирался демобилизовать 10 000 македонских ветеранов. Когда он сообщил о своих намерениях воинам, начался мятеж. К тем, кто подлежал демобилизации, присоединились остальные.

Александр приказал своей гвардии арестовать самых активных мятежников, и той же ночью все они были казнены.

Александр устроил пышное празднество примирения, «бракосочетание Востока и Запада», во время которого он торжественно отпраздновал свадьбы 9000 македонян и уроженок Азии. Многие из полководцев Александра женились на дочерях знатных персов, а сам Александр взял в жены старшую дочь Дария. (После смерти Александра Роксана убила эту женщину. Селевк, которому досталась большая часть азиатских владений Александра, оказался единственным из всех его полководцев, кто сделал царицей полученную в тот день жену-персиянку.) Греческие жрецы и персидские маги совместно совершили торжественные возлияния и вознесли молитвы о том, чтобы оба народа «делили между собой империю в единстве и согласии». Вскоре македонские ветераны, получив жалованье и щедрые награды, отправились на родину.

Божественные почести от греков

В 324 до н.э. Александр написал греческим городам Коринфского союза послание, в котором потребовал, чтобы ему впредь оказывали божественные почести. Требование это вызвало сильное возмущение, хотя в конце концов города были вынуждены уступить силе, которая была на стороне Александра. Сообщают, что в Афинах великий оратор Демосфен презрительно сказал: «Так пусть же Александр будет сыном Зевса, а заодно и сыном Посейдона, если ему угодно».

Смерть Александра

Нет сомнения в том, что по крайней мере в одном отношении Александр поднялся выше представлений Аристотеля, чей великий труд Политика рассматривает почти исключительно лишь греческий город-государство. Именно Аристотель советовал Александру вести себя с греками как вождь, а с варварами, т.е. с чужеземными народами, – как господин. Александр задумал основать единую греко-персидскую империю. Последним деянием Александра была реформа армии. Готовясь к отплытию с морской экспедицией, которая должна была из Персидского залива достичь Южной Аравии, он вдруг заболел (вероятно, малярией) и умер в Вавилоне 13 июня 323 до н.э.

Александр не сделал никаких распоряжений насчет порядка престолонаследия и организации управления в империи, даже в отношении самой Македонии, и уже через два года после его смерти между полководцами Александра началась борьба, империя распалась на части, а единственный его ребенок, сын, родившийся после смерти Александра, погиб вместе с Роксаной.

Античные источники

Лучшая античная книга об Александре – отчет о его походах (а не обо всей его жизни), написанный Аррианом, греком, который был римским наместником в северо-восточной части Малой Азии и обследовал берега Черного моря во времена императора Адриана, правившего в 117–138 н.э. Арриан использовал отчеты Птолемея, полководца Александра, а впоследствии царя Египта, и грека Аристобула, служившего у Александра инженером. Жизнеописание Александра, принадлежащее Плутарху, – блестящий очерк, но его автор использует некоторые недостоверные источники. История Александра Великого Квинта Курция Руфа риторична, однако в ней имеются некоторые ценные сведения; то же можно сказать о XVII книге Всемирной истории Диодора Сицилийского.

Список литературы

Плутарх. Александр Македонский. М., 1893

Арриан Флавий. Походы Александра. М. – Л., 1962