Следует отметить, что ограничение гласности не освобождает суды от обязанности точно соблюдать правила судопроизводства. При этом УПК РСФСР оговаривает необходимость публичного провозглашения вынесенного приговора и при заслушивании дела в закрытом заседании.
Национальный язык судопроизводства
Принцип уголовного процесса, реализация которого представляет собою гарантию осуществления многих других процессуальных принципов (гласности, обеспечения права обвиняемого на защиту, равенства граждан перед законом и судом и др.). Судопроизводство в РФ ведется на русском языке или на языке автономной республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право, пользуясь услугами переводчика, знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных действиях, выступать в суде на родном языке (ст. 17 УПК РСФСР).
Система перечисленных процессуальных принципов деятельности суда по осуществлению правосудия создает совокупность реальных гарантий реализации состязательного начала в судебном разбирательстве. Состязательному процессу присущи такие процессуальные функции, как обвинение, защита и разрешение дела, которые разделены между обвинителем, обвиняемым (его защитником) и судом. При этом активное участие сторон базируется на наличии у них равных процессуальных прав (ст. 245 УПК РСФСР) для отстаивания своих позиций и интересов.
Обеспечение обвиняемому права на защиту
Право обвиняемого на защиту закреплено Конституции РФ. Уголовно-процессуальный закон обязывает суд, прокурора, следователя и лицо, производящее дознание, обеспечить обвиняемому возможность защищаться в установленном законами средствами и способами от предъявленного ему обвинения и обеспечить охрану его личных и имущественных прав (ст. 19 УПК РСФСР). Обеспечение права на защиту означает создание для обвиняемого таких процессуальных условий, в которых он может защищаться от предъявленного ему обвинения, представлять доказательства, которые оправдывают его или смягчают вину, а также пользоваться услугами защитника.
С учетом личности обвиняемого (несовершеннолетие, наличие психических и физических недостатков, незнание языка, на котором ведется судопроизводство) и других обстоятельств, которые усложняют или могут усложнить осуществление защиты, в уголовно-процессуальном законе предусмотрены случаи обязательного участия защитника в судебном заседании и на предварительном следствии (ст. 49 УПК РСФСР).
Нельзя, однако, обеспечение обвиняемому права на защиту сводить лишь к предоставлению возможности иметь защитника. Для осуществления права на защиту закон предоставляет обвиняемому широкие процессуальные права, в том числе: право знать, в чем он обвиняется; заявлять ходатайства; давать объяснения по предъявленному обвинению; участвовать в суде первой инстанции и т. п. (ст. 46 УПК РСФСР). Перечисляя права обвиняемого, законодатель в том числе упоминает и права иметь защитника, которого, кстати говоря, обвиняемый вправе выбрать. Если в случаях, когда законом предусмотрено обязательное участие защитника, последний не приглашен обвиняемым, его законным представителем или другими лицами по его поручению, следователь, прокурор или суд обязаны обеспечить участие защитника в деле.
Обеспечение обвиняемому права на защиту проявляется также в установлении в законе запрета государственным органам перелагать обязанность доказывания на обвиняемого, в освобождении обвиняемого от обязанности доказывать свою невиновность, запрещении домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер.
Предоставляя обвиняемому возможность на протяжении производства по уголовному делу защищаться от обвинения, закон гарантирует ему право представлять доказательства в свое оправдание, возражать против обвинения, представлять данные, смягчающие ответственность.
Оберегая интересы обвиняемого, законодательство оговаривает, что обвиняемый вправе, но не обязан давать показания. Он не несет ответственности за отказ от дачи и дачу заведомо ложных показаний (ст. 46 УПК РСФСР).
Презумпция невиновности
Презумпция невиновности, как принцип уголовного судопроизводства, тесно связана с обеспечением обвиняемому права на защиту. Сущность презумпции невиновности состоит в том, что обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. “Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом”.
Практическое значение презумпции невиновности состоит в том, что она ориентирует следователя и суд на установление истины. Создавая благоприятные условия для обвиняемого, презумпция невиновности исходит из того, что обязанность доказывания обвинения лежит на обвинителе. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях. Все сомнения, которые не представляется возможным устранить, должны толковаться в пользу обвиняемого (подсудимого).
Всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела
Сущность этого принципа уголовного процесса выражена в ст. 20 УПК РСФСР и состоит в том, что суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, обязаны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.
Всесторонность, полнота и объективность исследования — непременное условие установления объективной истины по уголовному делу.
Требование всесторонности исследования обстоятельств дела означает, что в процессе предварительного расследования и судебного следствия должны быть проверены все возможные версии, установлены все уличающие и оправдывающие обстоятельства.
Требование полноты исследования обстоятельств дела означает получение необходимых и достаточных доказательств в подтверждение (или опровержение) всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Требование объективности исследования обстоятельств дела означает исключение проявления предвзятости, необъективности, односторонности, обвинительного (или оправдательного) уклонов.
Гарантией всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела является установление в уголовно-процессуальном законе запрета перелагать обязанность доказывания на обвиняемого (ч. 2 ст. 20 УПК РСФСР).
Принцип всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела тесно связан с такими процессуальными принципами, как законность, публичность, обеспечение обвиняемому права на защиту, презумпция невиновности и др.