Смекни!
smekni.com

Образование Афинского государства (стр. 2 из 3)

Замкнутой господствующей верхушке эвпатридов противостояла остальная масса аттического свободного населения — демос. Демос не был однороден. В состав его входили мелкие и средние крестьяне, работавшие на своих участках, уже лишившиеся земли феты, мелкие ремесленники, представители состоятельных торгово-рсмесленных слоев — купцы, хозяева ремесленных предприятий, судовладельцы, стремившиеся занять в формирующемся государстве такое место, какое занимали в нем эвпатриды.

В Аттике и Афинах в дальнейшем проживало немало выходцев из других общин. Они не могли войти в состав фил, фратрий и родов, принадлежность к которым определялась кровно-родственными связями коренного аттического населения. Оставаясь за пределами родовой организации, эти жители считались людьми «не чистого происхождения» и составляли особую группу метеков. Будучи лично свободными, метеки не пользовались политическим правами и были ограничены в экономических правах. Им запрещалось, например, владеть землей на территории Аттики и иметь собственные дома. Они должны были также выплачивать особый налог — метекейон.

Низший слой аттического общества составляли лишенные каких бы то ни было прав рабы, число которых с каждым столетием возрастало.

Старые родовые учреждения не соответствовали новым отношениям, развивавшимся в афинской общине. Поэтому организация управления в Афинах претерпевает существенные изменения.

Верховная власть в Аттике в древности принадлежала басилеям. Около VIII в. до н. э. царская власть в Афинах исчезает. По преданию, последним афинским царем был Кодр, павший смертью героя в борьбе с дорийцами. После отмены царской власти Афинами стали управлять избранные из эвпатридов правители — архонты. Сначала должность эта была пожизненной, затем (с 753 г. до н. э.) архонты стали избираться на 10 лет и, наконец, с 683 г. до н. э. на один год. Первоначально избирался только один архонт. Позже образовалась коллегия из девяти архонтов: 1) первый архонт — архонт эпоним (эпоним означает «дающий имя году»; по именам этих архонтов велось летосчисление); 2) архонт-басилей — выполнял главным образом жреческие функции, а также судебные функции по делам, связанным с культом; 3) архонт-полемарх — был предводителем афинского ополчения и 4) шесть архонтов-фесмофетов являлись хранителями закона, председателями различных судебных коллегий. Архонты отправляли общественные должности безвозмездно. Архонтство считалось высшим почетом и честью не только для самого архонта, но и для всего его рода, фратрии и филы, к которым он принадлежал. По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг — высший государственный совет, заменивший совет старейшин гомеровской эпохи. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Заседал ареопаг на холме, посвященном богу войны Арею. Отсюда и происходит название «ареопаг» — «холм Арея».

«Порядок древнего государственного устройства, существовавшего до Драконта, — свидетельствует Аристотель, — был следующий. На высшие должности выбирали по благородству происхождения и по богатству; правили должностные лица сначала пожизненно, а впоследствии в течение 10 лет. Важнейшими и первыми по времени из должностей были царь, полемарх и архонт. Из них первою была должность царя, она была унаследованной от отцов. Второй присоединилась к ней должность полемарха, ввиду того что некоторые из царей оказались в военных делах слабыми... Последней является должность архонта. Большинство говорит, что она возникла при Медонте, а некоторые — что при Акасте... Как бы ни было дело и действительности, разница во времени в том и другом случае небольшая. А что эта должность установлена последней из высших должностей, доказательством служит и то, что архонт не распоряжается никакими из дел, унаследованными от отцов, как царь и полемарх, а всеми только вновь заведенными. Поэтому лишь недавно эта должность приобрела важное значение, будучи расширена дополнительными обязанностями. Что же касается фесмофетов, то они были избраны много лет спустя, когда уже выбирали должностных лиц на год. Они должны были записывать правовые положения и хранить их для суда над спорящими сторонами... Итак, по времени вот в какой последовательности эти должности идут одна за другой...

Архонты имели право решать дела окончательно, а не так, как теперь, производить только предварительное расследование...

Наконец, совет ареопагитов хотя имел обязанность быть только блюстителем законов, распоряжался большинством важнейших дел в государстве, налагая кары и взыскания безапелляционно на всех нарушителей порядка. Это объясняется тем, что выбор архонтов производился по благородству происхождения и по богатству, а из них-то и избирались ареопагиты» (Аристотель. Афинская полития, 3. Пер. С. И Радцига).

Ученые нового времени пытаются уточнить и распределить во времени фазы постепенного перехода афинян от патриархальной царской власти к аристократической республике. Одну из таких попыток мы находим в книге В. В. Латышева: «Монархическое правление в Афинах продолжалось, по преданию, до смерти царя Кодра, который пожертвовал жизнью для спасения отечества при нападении на Аттику дорийцев (1068 г. до Р. X.). Не считая никого достойным наследовать столь великодушному царю, говорит предание, афиняне решили отменить царскую власть. Действительно, у поздних авторов-хронологов преемник Кодра Медонт начинает собой список так называемых пожизненных архонтов. Но Платон и Аристотель ничего не говорят об отмене царской власти после смерти Кодра, а в "Афинской политии" имеется ценное известие о том, как царская власть постепенно превращалась в простую магистратуру. Первым ограничением "унаследованной от предков" царской власти было, по Аристотелю, введение наряду с нею должности военного предводителя — полемарха, к которому перешли соответственные обязанности царя. Причиной этого была неспособность некоторых царей к военному делу... Вторым ограничением было учреждение еще нового магистрата — архонта...

С течением времени авторитет архонта все более возвышался, и, наконец, архонт стал и официально считаться главным должностным лицом, царь — вторым, а полемарх — третьим, хотя время такой перемены остается неизвестным с точностью... Если Медонт и Акает, непосредственные (по преданию) преемники Кодра, были не пожизненными архонтами, а царями, как явствует из Аристотеля, то, конечно, надо признать, что при них царская власть в Афинах не была еще отменена, как и при прочих "пожизненных архонтах", список которых в количестве 12 имен продолжается до 753 г. до Р.Х. За ними следуют так называемые десятилетние архонты в числе семи (753—683 гг. до Р. X.).

Первые четыре из этих архонтов по-прежнему происходили из Медонтидов, потомков Кодра, следующие — из других знатных родов. Распространение права избрания в десятилетние архонты на другие роды (в 713 г. до н. э.) у авторов приводится в связи с недостойным поведением последнего Медонтида — Гиппомена. С 683 г. до н. э. начинается список ежегодно сменяющихся архонтов... Введение годичных магистратур было крупным внутренним переворотом, нанесшим последний удар старому, унаследованному от предков порядку. С этого момента Афинское государство может называться республикой. С водворением нового порядка... явилась потребность в писаных законах. Для их написания, уже при годичных архонтах, следовательно, в VII в. , избрана была коллегия из шести лиц с именем фесмофетов» (Латышев В. В. Указ. соч. Ч. I. С. 132).

Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды, представители самых влиятельных афинских родов. В Аттике VIII—VI вв. продолжало созываться народное собрание — экклесия. Однако оно во многом отличалось от народного собрания гомеровского времени. Если в прежнем народном собрании участвовали все взрослые мужчины-общинники, то в экклесии («собрании вызванных лиц»), по-видимому, могли принимать участие только те граждане, которых приглашали на него архонты. Поэтому народное собрание Афин в тот период было послушным орудием в руках родовой знати, которая могла не допускать к участию в нем неугодных ей общинников. Таким образом, власть в Аттике в этот период безраздельно принадлежала родовой аристократии.

С развитием товарно-денежных отношений активизировалась внешняя политика Афин. Появилась необходимость в создании флота. Для сбора денежных средств на постройку судов вся территория Аттики была разделена на 48 округов — навкрарий, возглавляемых пританами навкраров. Следовательно, параллельно делению на четыре племени по родовому признаку возникает новое, теперь уже территориальное деление. Каждая навкрария должна была поставлять, вооружать и снабжать экипажем одно военное судно и, кроме того, выставляла еще двух всадников.

В это время Афины вели длительную и упорную борьбу с Мегарами за остров Саламин, закрывавший афинскому флоту выход в море.

Внутриполитическая жизнь Аттики в этот период проходила под знаком борьбы демоса и эвпатридов. Долго накапливавшееся недовольство существующим строем наконец прорвалось: в 30-х гг. VII в. до н. э. вспыхнула Килонова смута. Килон, аристократ по происхождению, одержавший победу на Олимпийских играх, зять мегарского тирана Феагена, приобрел большую популярность в Афинах. Воспользовавшись большим скоплением народа во время праздника в честь Зевса, Килон с группой приверженцев решил осуществить государственный переворот. Сторонникам Килона удалось захватить акрополь, но удержаться в нем они не могли: народ не поддержал их.

Эвпатриды сумели быстро сорганизоваться и осадили акрополь. Самому Килону удалось бежать, а его приверженцам, искавшим убежища у жертвенника Афины, была обещана жизнь, если они оставят храм. Однако обещание это не было выполнено. При выходе из храма сообщники Килона были убиты, некоторые даже у алтаря Эвменид.