Смекни!
smekni.com

Земля предков (стр. 2 из 3)

Императрица Елизавета Петровна в 1742 году пожаловала Ропскую волость своему фавориту и тайному мужу графу Алексею Григорьевичу Разумовскому, уроженцу Малороссии. Позже волостью и соседними землями владел граф Кирилл Григорьевич Разумовский, гетман Малороссии. В эти годы города и села юго-запада России украсились множеством новых храмов. Свой родной Козелец А. Г. Разумовский отметил сооружением грандиозного собора - шедевра храмовой архитектуры ХVШ века, а также дворца, в котором останавливалась императрица. Строится новый дворец и в Батурине - резиденции гетманов Малороссии и Запорожья. По заказу К. Г. Разумовского в городе Почепе архитектором А. Г. Яновским возводятся изящный Воскресенский собор и опять-таки дворец в стиле раннего классицизма17.

Деревянные церкви возвышаются в каждом селе и посаде. В их архитектуре сказалось влияние искусства старообрядцев, селившихся здесь в первой половине XVIII века и принесших с собой древнерусские дониконовские традиции и «картинный быт»18. Многие храмы, в их числе возведенная в 1732 году на средства гетмана Даниила Апостола в селе Новый Ропск и сохранившаяся до наших дней церковь святителя Николая Чудотворца, выдержаны в стиле украинского барокко. В 1757 году одновременно строятся храмы великомученицы Параскевы в селе Шумиловка и пророка Илии в селе Каменский хутор.

В Государственном архиве Черниговской области хранится «Дело по прошению священника Ильинской церкви села Каменский хутор Леонтия Красногорского о разрешении поставить церковь на каменный фундамент»19. Прошение на имя архиепископа Малороссийского - Черниговского Михаила (Десницкого) написано моим далеким предком в 1803 году. Вероятно, он являлся первым настоятелем Ильинской церкви, последним настоятелем которой спустя 125 лет стал его внук в четвертом поколении священник Иоанн Красногорский.

В начале ХХ века потомки отца Леонтия - Красногорские - упоминаются едва ли не в каждом номере журнала «Черниговские епархиальные известия». Это священники, диаконы, псаломщики, учителя из Черниговского, Нежинского, Новозыбковского, Сосницкого уездов, учащиеся Новгород-Северского и Стародубского духовных училищ, Черниговской духовной семинарии и епархиального женского училища. Все они, как и подавляющее большинство жителей юго-запада России - русские, белорусы и малороссы - были носителями общерусского мировоззрения и традиционного православного уклада жизни.

Ревностно трудились на благо отечества и Православной Церкви Ксенофонт Никитович Красногорский и его дети. В 1901 году священник Димитрий Красногорский «награждается скуфьей во внимание к полезной и очень усердной службе в должности регента Архиерейского хора, а с [октября] 1901 года и в должности настоятеля церкви Покровской женской общины в селе Разрытом»20. Возьмем годовые отчеты протоиерея Феодора Васютинского о состоянии школ Черниговской епархии. 1900-1901 годы: «К числу учителей и учительниц, с особенным успехом потрудившихся на пользу церковных школ, относятся следующие лица: Евфросиния Красногорская (Нежинский уезд)»; 1904-1905 годы: «Учащие, наиболее ревностно относившиеся к учебным занятиям в школах грамоты по Глуховскому уезду: псаломщик Иван Красногорский»21. И так далее... Диакон Никита Красногорский в 1903 году служит в Свято-Никольской церкви местечка Веркиевка Нежинского уезда - «обучает детей грамоте и церковному пению в школе и местном земском училище. (...) Знания чтения, пения, катехизиса - очень хорошего. Поведения - очень хорошего. В семействе - жена Евдокия Семеновна и дочь Антонина»22. Через год у отца Никиты родился сын Константин.

С Ириной Константиновной Красногорской, писательницей и краеведом из Рязани, своей троюродной сестрой, я познакомилась лишь несколько лет назад. Многое из того, что мне удалось разыскать в архивах, она знала по рассказам своей бабушки Евдокии Семеновны. Слышала Ирина Константиновна от нее и о священнике Димитрии Красногорском - церковном писателе и композиторе, строителе Свято-Троицко-Покровского женского монастыря в селе Разрытом Мглинского уезда. Монашки Разрытовского монастыря навещали их в Сосницком уезде, где служил священник Никита Красногорский, и привозили рукодельные подарки - стеганые одеяла и подушки вишневого бархата с вышитыми тамбурным швом золотыми подсолнухами. Отец Никита увлекался садоводством, переписывался с И. В. Мичуриным, сажал с крестьянами леса на общей сельской пустоши. В 1896 году он участвовал в первой Всероссийской переписи населения и в числе лучших переписчиков получил медаль. По большим праздникам Красногорские ездили в гости к Подберезским в Новозыбковский уезд. Отец Никита дружил с моим дедом, диаконом, которого Евдокия Семеновна, называла «белорусом» и вспоминала, как диаконица Елизавета Ксенофонтовна «любила на гитарке играть».

В XVIII веке Новозыбковский и Сосницкий уезды соединила трасса Новозыбков - Новгород-Северский протяженностью 115 верст. Вдоль нее располагались посады старообрядцев, бежавших сюда из России и Польши. Южнее Успенского Каменского монастыря находилось местечко Погорельцы, доставшееся потомку графа К. Г. Разумовского, известному русскому поэту и драматургу Алексею Константиновичу Толстому. Этой земле посвящены его строки: «Ты знаешь край, где все обильем дышит, где реки льются чище серебра...» Из Новгорода-Северского идет путь на Чернигов, и примерно посередине стоит небольшой городок Мена Сосницкого уезда, славившийся в прежние времена своими ярмарками. Здесь в Троицкой церкви служил настоятелем младший и самый любимый брат Красногорских - отец Николай. В 1900 году он окончил Черниговскую духовную семинарию по первому разряду со званием студента, что давало ему право поступления в духовную академию. Способности и глубокая вера, казалось, должны были привести его в ряды ученого монашества, но он избирает другую стезю. В предреволюционные годы Николай Красногорский, рукоположенный во священника епископом Черниговским Антонием (Соколовым), становится простым сельским батюшкой. В начале своего служения он помогает брату Димитрию в устроении Свято-Троицко-Покровской общины в селе Разрытом, известном нищетой и беспробудным пьянством обитателей, а в 1908 году назначается настоятелем Троицкой церкви местечка Мена. До 1917 года в Черниговском епархиальном древлехранилище находились две закладные доски в память об основании этой церкви. На первой значилось: «При Петре Алексеевиче и архиепископе Черниговском Иоанне Максимовиче», на второй: «При преосвященном Кирилле Ляшевецком, епископе Черниговском и Новгород-Северском, в 1765 г.»23 Старожилы утверждают, что в 1904-м на том же месте была построена новая деревянная церковь. В ней и служил отец Николай, а рядом находился церковный дом, где он проживал с семьей.

Летом 2006 года в Менском краеведческом музее я увидела фотографию: священник, сложив пальцы для крестного знамения, объясняет его значение внимательно слушающим детям. На обороте надпись: «Урок Закона Божия в начальном классе. 1911 год». Именно в 1911 году отца Николая Красногорского назначили законоучителем 2-го Менского народного училища24. Он считался одним из лучших миссионеров епархии, проводил Палестинские чтения, входил в благочиннический совет Сосницкого уезда. Часто посещал и Разрытовский монастырь: так, когда в 1914 году в престольный праздник обители - день Покрова Божией Матери - епископ Черниговский Василий, будущий священномученик, совершал чин монашеского пострижения девятнадцати сестер, отец Николай был в числе семи сослужащих владыке иереев25.

Февральская революция 1917 года оживила на Украине деятельность националистов, поборников политического и церковного сепаратизма. В Киеве за власть боролись три группировки. Одну из них, националистическую Директорию - в 1919 году возглавил С. Петлюра. В «Министерстве исповеданий» завидную активность проявлял глава «Всеукраинской Православной Церкви» самосвят В. Липковский. В письме к своим американским друзьям от 23 июля 1922 года он отмечал, что движение «украинского церковного возрождения» началось в 1917 году26. Большевики, пришедшие к власти на Украине в 1919-м, поддержали «Всеукраинскую Церковную Раду», вице-президентом которой состоял Липковский. Они передали липковцам многие приходы и даже киевский Софийский собор. Сторонники Липковского были идейно близки обновленцам, что подтверждает обращение «Всеукраинской Церковной Рады» к духовенству: «Живая Церковь, Церковь будущего, безусловно, признает нашу теперешнюю деятельность. (...) А Вселенская Церковь прошлого, эта Церковь-руина, - где она? (...) Защитники старой Церкви обречены на смерть»27.

Приходы, перешедшие к «украинцам», отказывались подчиняться архиереям Русской Православной Церкви, получая регистрацию у поддерживающих их властей и занимая храмы, ибо, по свидетельству Липковского, «русские» не пошли на требование советской власти о регистрации «и продолжали пользоваться храмами по праву традиции, не представляя своих уставов на утверждение»28. По сути, Русская Православная Церковь тогда, как и во времена Речи Посполитой, оказалась вне закона. Лишь после Декларации митрополита Сергия (1927) подчиненные ему приходы стали регистрировать наравне с обновленческими и «украинскими».

В «Списках лиц, не имеющих права избирать и быть избранными в сельсовет по Менскому району», значатся священники Никита и Николай Красногорские29. По делу «Клинцовской контрреволюционной монархической организации церковников» в 1931 году сослали в Казахстан священника села Каменский хутор Иоанна Красногорского30. Был разрушен Каменский монастырь и сожжена церковь пророка Илии, где служило пять поколений Красногорских.

В 1934 году начали снимать колокола и кресты с Троицкой церкви в Мене. Жившая в соседнем доме Л. А. Ярмуш, которой исполнилось тогда восемь лет, хорошо помнит, как при этом с крыши храма сорвался и стал калекой особенно усердствовавший активист «Союза воинствующих безбожников». Помнит Лариса Александровна и моложавого, всегда приветливого отца Николая. После закрытия Троицкого храма тот с дочерью Таисией (матушка Параскева Александровна умерла в первые послереволюционные годы) переехал в село Новый Ропск - вероятно, по приглашению общины Никольской церкви. Гонения несколько ослабли, но ненадолго. В 1937-м «главный безбожник» страны Ем. Ярославский (Губельман) заявил: «Религиозные организации - единственные легальные вражеские организации», а другой «борец с религией» Ф. Олещук писал: «Реакционные церковники действуют в одном направлении с троцкистско-бухаринскими шпионами и диверсантами, буржуазными националистами и прочей агентурой фашизма»31.