Смекни!
smekni.com

Первый христианский князь Оскольд-Николай (стр. 2 из 3)

Вернувшись в Киев, повелел Оскольд сбрасывать кумиров языческих, рубить и предавать их огню. Можно только вообразить, какое противодействие, озлобление и ненависть вызвал Оскольд по отношению к себе у языческих жрецов. Но он пошел на эту ломку коренной религии сознательно. Вера его была уже сильнее страха перед опасностью.

В один из дней глашатаи по всему городу призывали жителей Киева в назначенное время явиться для крещения в Днепре. Утром собралось бесчисленное множество людей и совершено было массовое крещение киевлян греческими священниками. На местах, где были капища, начали строить церкви и людей в городах и селах приводить на крещение. Так повествовали оскольдовы летописцы.

На следующий 867 год попросил Оскольд у преосвященного Фотия, патриарха Царьградского, прислать митрополита для Киева и всей Руси. И приехал в Киев первый митрополит Михаил Сирин с шестью епископами. Была основана шестидесятая (LX) епархия, зависевшая от константинопольского патриарха.

Митрополит Михаил Сирин, как его характеризует «Летопись Аскольда», был высокообразованным человеком, благородного нрава и высокого милосердия, но временами страшный и яростный, когда того требовали обстоятельства. Очень уважал его Оскольд и был в большом согласии и сыновней любви с ним. Велико было влияние митрополита на окружающих, если даже прибывший к Оскольду для переговоров печенежский хан Метигай тоже уверовал и крестился.

Много нелегкой работы было у священников по обращению язычников в христианство. Поэтому, оставив двоих епископов в Киеве, митрополит Михаил пошел с четырьмя по Руськой земле с проповедями, обучая всех верить в единого Бога, в Троице прославленного. Научая благочестию, сокрушал идолов, многих крестил, основывал церкви, пресвитеров и диаконов поставил в городах и селах. Создавались школы для обучения детей грамоте.

Неудивительно поэтому, что когда во времена княжения Оскольда проповедывали святые братья Кирилл и Мефодий, в Крыму они встретили руського, т.е. украинского, христианина и обнаружили Евангелие и Псалтырь, написанные руськими письменами. На основе этих «письмен» Кирилл создавал старославянскую азбуку.

Предание гласит, что святой Кирилл проповедывал также и в Киеве. Он знал местный язык, т.к. его отец был славянином, а мать — гречанка.

Однажды во время проповеди огромная толпа язычников потребовала бросить в огонь Евангелие, и если оно не сгорит, они уверуют. Посреди площади был разожжен большой костер. «И воздев руце свои на небо архиерей рече: «Христе Боже, Прослави имя Свое!» и постави святое Евангелие в огнь; и пробысть много время в нем, и не прикоснуся его огнь».

После этого чуда все крестились. Никоновская летопись относит это событие ко времени княжения Оскольда, а Кольбертинские анналы свидетельствуют, что это произошло при святом Кирилле.

Повсеместное обращение народа в христианство, разорение языческих капищ вынудило жрецов покидать свои владения и уходить в северные новгородские земли. В конце «Велесовой книги», литературно-исторического памятника Древней Украины V—IX веков н. э., написанной волхвами, повествуется о том, что князь Оскольд был крещен греками и что он темный воин. «А греки хотят нас крестить, чтобы мы забыли богов наших... Не позволяйте волкам похищать агнцев, которые суть дети Солнца!.. Наши праотцы идут по высохшей земле... И так мы не имеем края того и земли нашей. И крещена Русь сегодня».

Драматический надрыв эпилога книги дает основание полагать, что жрецы и волхвы не смирились с происшедшим, а вернулись в 882 году в Киев вместе с новгородским воеводой Олегом и содействовали захвату им власти. Род Кия был уничтожен, престолом завладели Рюриковичи.

Зная приверженность киевлян Оскольду и воинскую мощь княжеской дружины, Олег не посмел силой брать город. Поэтому, как пишет историк Берлинский (ХVIII в.), он «притворился будто предмет его похода были греческие области, для чего и Оскольда пригласил к сему общему предприятию. В том обстоятельстве переехал к нему на другую сторону Днепра в лагерь без всякой предосторожности и подозрения нещастный Аскольд, которого тогда же Олег приказал убить». В других источниках говорится, что тогда же вместе с ним был убит и Дир.

Необходимо заметить, что в те далекие времена принято было завоевывать чужие земли и государства в открытом бою, по закону сильнейшего. Удар в спину считался аморальным. Поэтому подлое убийство князей во время мирных переговоров на их территории могло быть оправдано только разным вероисповеданием. Язычники не считали христиан достойными людьми, на них не распространялись законы предков.

Кроме того, если бы Оскольд принял предложение Олега о совместном походе на богатую христианскую Византию, финал, возможно, мог быть другим.

Хотя жизнь и деяния Оскольда и Дира — выдающихся князей Древней Украины — малоизвестны, но о них, как писала в прошлом веке московская газета «Современная летопись», оставили достойное свидетельство «ближайшие их преемники по вере, которые воздвигли над их могилами христианские храмы Святого Николая и Святого Илии-пророка. Это доказывает, что память их чтили и что новопросвещенные князья остались верны принятой ими религии до самой своей смерти... Наименование храмов, воздвигнутых над гробами убиенных князей, дает повод думать, что христианские имена их были Николай и Илия».

Через десятилетия противоборства на Руси язычества с христианством, княгиня Ольга, приняв в 957 году святое крещение и желая почтить память и могилу первого руського князя-христианина, пострадавшего от «ближника» её Олега, построила на месте старой новую трехглавую церковь Николая Чудотворца. Княгиня любила посещать этот храм на Оскольдовой могиле и завещала похоронить себя в нем, что и было исполнено.

В дальнейшем её нетленные останки Великий князь Владимир перенес в построенную им Десятинную церковь.

В 1810 году вместо обветшавшей Никольской деревянной церкви построили каменную однокупольную. Для современных градостроителей поучителен эпизод, происшедший в 1847 году при устройстве Николаевского (Панкратьевского) спуска к Днепру. Была предпринята попытка срыть Угорское урочище, а следовательно, уничтожить Оскольдову могилу и церковь на ней. На документе инженеров о том, что «церковь получила трещину и должно её сломать» государь император Николай I дал резолюцию: «ничуть падением не грозит; немного нужно поправки, и церковь должна существовать».

Однажды, просматривая в архивных фондах подшивку киевской газеты за 1866 год, я увидела заголовок «9 мая на Оскольдо-Николаевском урочище. В настоящем году Россия празднует тысячелетие со времени крещения перваго русскаго князя-христианина, Оскольда-Николая». Так значит, сто лет назад Оскольда еще помнили?! Как же могло случиться, что мы забыли о нем?

Далее в статье говорилось, что «по мысли знатока отечественной старины М.А.Максимовича», первого ректора Киевского университета, настоятель Никольского монастыря, ректор Киевской семинарии архимандрит Феоктист «вошел к высокопреосвященному Арсению, митрополиту Киевскому и Галицкому с докладом, чтобы в память тысячелетия христианства в России был установлен крестный ход на Оскольдову могилу 2 июля — в день положения честныя ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне. Кроме того... в память и благодарность по Оскольде и Дире, положивших начало великого и счастливого события, нужно было бы соорудить памятник».

На докладе была наложена резолюция митрополита Арсения, что следует «совершить панихиду о упокоении душ Оскольда и Дира в день ангела старшего из них... Постройка памятника нам не по силам: это должно быть делом всей православной России. Но крестный ход и бронзовую доску с исторической надписью можем сделать и мы...».

Далее в заметке сообщается, что 9 мая (22 мая по новому стилю) епископом, преосвященным Порфирием при многочисленном стечении народа «на погосте Оскольдо-Николаевской церкви была отслужена панихида о упокоении перваго русскаго христианского князя Оскольда, нареченнаго в крещении Николаем». Затем по окончании литургии к каменной ограде была прибита памятная бронзовая доска.

Московская пресса также откликнулась в 1866 году на юбилейную дату заметкой под названием «Тысячелетие христианства в России». В ней, в частности, говорилось, что «у нас обыкновенно считают крещение земли русской со времени Св. Владимира. Но при Владимире христианство уже воцарилось в России (в Киевской Руси, т.к. России тогда еще не было, она возникла через несколько столетий. — Т.Р.), сделалось господствующей религией. Основание же и первое насаждение положены Аскольдом и Диром… Греческие летописцы говорят, что русская церковь, со времени крещения Аскольда и Дира, составляла особую епископию греческой церкви... При Владимире произошло уже торжество новой веры, а появление ея еще большую имеет важность». В статье звучал призыв к празднованию юбилея, как священному долгу России. Также доказывалась необходимость воздвижения памятника, «положившем начало» христианизации Руси.

Кое-кто из историков считает, что недостаточно сохранилось документов об Оскольде и особенно Дире, чтобы уверенно о них говорить.

Может быть, и так. Но ведь о некоторых их последователях не больше сведений, а тем не менее их давно уже и по достоинству оценили. Церковь возвела их в лики святых. Почему же такая несправедливость по отношению к Оскольду, о котором известно более чем достаточно? Почему не только от историков, но даже некоторых священнослужителей приходилось слышать, что Оскольд был язычником?

Ответ, который дают историки разных эпох, сводится к следующему. Искажение исторической правды о князе Оскольде — это результат жесткой преднамеренной политики власть имущих, начиная с конца XI века, в угоду династии Рюриковичей, пытавшихся доказать своё юридическое право на киевский престол и государство, которые они узурпировали. Поэтому тезис о введении христианства на Руси Владимиром (Рюриковичем) в конце Х века, освященный авторитетом православной церкви, приобрел значение догмата, не подлежащего обсуждению. Первая христианизация Руси в IX веке Оскольдом при патриархе Фотии оказалась завуалированной. Достоверность самого события не вызывала сомнений и не отрицалась, но вокруг него существовал заговор молчания.