Смекни!
smekni.com

Политические воззрения Мао Цзедуна (стр. 2 из 2)

В Азии, в том числе и в Китае, в рассматриваемый период времени борьба за национальное освобождение оказалась не менее важной, нежели борьба классовая. Стремясь учесть эту особенность Китая, Мао дополнил двухзвенную конструкцию Ленина еще одним этапом - народно-демократической революции. По его схеме пролетариат (класс-гегемон) и крестьянство (главная движущая сила) в союзе с мелкой, национально-ориентированной буржуазией (класс-союзник) должны преодолеть сопротивление иностранных империалистов, помещиков и компрадорской буржуазии (классы-противники) и установить новый тип государства - народную демократию как переходную форму от демократии буржуазной к демократии социалистической.

Марксизм требует от политика сначала определить основное противоречие момента, а, стало быть, и главного врага, и лишь затем вырабатывать политический курс. Основным противоречием в период формирования своей теории Мао считал японо-китайскую войну, главным врагом, соответственно, - Японию, вплоть до ее капитуляции. Следующим шагом Мао полагал необходимым проведение комплекса политических, организационных, идеологических и военных мероприятий. Их итогом должна была стать победа народной демократии.

В плане политическом Мао видел главную задачу в объединении всех антияпонских сил, поэтому КПК пошла на союз со своим "заклятым другом" - Гоминьданом. Конечно, от руководящей роли Компартия в зонах своего доминирования отказываться не собиралась, но она пригласила к сотрудничеству некоммунистические силы, включая национальную буржуазию. Политические партии и общественно-политические организации этих сил просуществовали вплоть до "культурной революции".

В плане организационном КПК значительно укрепила свою структуру. До 1928 г. ячейки Компартии фактически действовали только в крупных городах восточного побережья, то есть там, где был сосредоточен весь китайский пролетариат, около 10-12 млн. человек. С изгнанием в сельскую глубинку КПК была вынуждена сменить социальную базу и, как следствие, свой курс. Ближайшей целью стало проведение народно-демократической революции, главной движущей силой этой революции становилось крестьянство, поэтому Мао переносит центр тяжести организационной работы КПК в деревню. В этом вопросе он отошел не только от классиков, но и от воззрений В.И. Ленина.

В плане идеологическом необходимо было обеспечить хотя бы минимальный уровень идеологического образования рядовых членов партии. Эту цель преследовало движение "за упорядочение стиля работы" (наряду с упомянутым выше освобождением от московских выдвиженцев). Надо отметить, что механическое заучивание марксистских догм Мао осуждал. Он требовал, во-первых, приспосабливания марксизма, к конкретным условиям Китая ("китаизация марксизма") и, во-вторых, соблюдения ведущей роли идеологии (в этом вопросе заметно влияние, помимо марксизма, и конфуцианства).

В плане военном Мао исходил из того, что китайская народно-демократическая революция протекала не мирным, а военным путем, соответственно главной формой борьбы стала борьба вооруженная, а главной организацией, осуществлявшей эту борьбу, - армия под абсолютным контролем партии. Все другие формы борьбы прямо или косвенно были связаны с вооруженной борьбой, все другие организации, контролировавшиеся КПК, - с армией.

Мао Цзедун много сделал для создания Народно-освободительной армии Китая, для утверждения гармоничных отношений между армией и народом, между бойцами и командирами. Но ни при каких обстоятельствах он не допускал выхода армии из-под абсолютного контроля КПК. Широко известное высказывание Мао о том, что "политическая власть исходит из ствола винтовки", имеет продолжение: именно партия держит винтовку, а винтовке никогда не должно быть позволено вертеть партией.

Мао Цзедуну принадлежит авторство в формулировании трех принципов народной войны. Первый из них определяет народную войну как войну партизанскую, маневренную и позиционную. Партизанская война -это начальный этап противостояния, она позволяет слабым вначале народным защитникам устоять против превосходящего многократно противника. Но с изменением соотношения сил в пользу партизан нужно готовиться к следующему этапу - войне маневренной и, если необходимо, - войне позиционной.

Второй принцип народной войны - необходимость организации районов революционных баз. Она определяется достижением поддержки народных масс, созданием разветвленной партийной организацией, сильной армией и наличием экономических ресурсов, кроме того, при организации районов революционных баз следовало учитывать рельеф местности.

Третий принцип - это опора на собственные силы. Он появился на свет не от хорошей жизни и, тем более, не от избытка разборчивости самого Мао и руководства КПК. Вплоть до окончания второй мировой войны коммунисты могли рассчитывать в лучшем случае на моральную поддержку извне и изнутри. После капитуляции Японии Советский Союз передал КПК огромные арсеналы Квантунской армии, но к тому времени опора на свои силы стала нормой жизни.

Мао Цзедун был одним из немногих политических мыслителей, имевших возможность увидеть реализацию своей идеи. В 1949 г. с провозглашением КНР он объявил о типе нового государства: народно-демократическая диктатура. Формально это было так, но очень быстро грань, отделяющая этот тип государства от диктатуры пролетариата, подверглась сильной эрозии. В политике союзники КПК все больше стали походить на опереточные фигуры. В экономике был взят курс на ликвидацию частной собственности; в промышленности эта форма собственности исчезла сразу после принятия первого пятилетнего плана в 1953 г., в сельском хозяйстве земельная реформа и кооперирование не выходили за рамки лозунга Сунь Ятсена "каждому пахарю - свое поле" несколько дольше, до 1958 г. С провозглашением в этом году "курса трех красных знамен" частная собственность была отменена и в аграрном секторе, а, значит, закончился и период народной демократии в Китае.

Оценивая вклад Мао Цзедуна в разработку теории народно-демократической революции необходимо иметь в виду, что через стадию народной демократии прошел не только Китай, но и ряд других государств в Европе и Азии. Политическим и научным оппонентам Мао этот факт дал основание поставить под сомнение его приоритет. Представляется, что с точки зрения научной налицо существенные отличия народно-демократической революции в Китае от таковой в других странах (за исключением, может быть, вьетнамской). Во-первых, в Китае Мао сначала разработал (в 1939-1940 гг.) теорию, а затем претворил ее в жизнь, тогда как в Европе, например, последовательность была обратной. Во-вторых, в Китае народно-демократическая революция осуществлялась своими силами, точнее говоря, помощь со стороны СССР не носила решающего характера, а в Европе народно-демократические режимы утвердились на штыках Советской Армии. В-третьих, несопоставимы масштабы и расклад сил народно-демократических революций в Китае и в Европе, а, следовательно, и их значимость.

Вклад Мао Цзедуна в политическую мысль XX в. не ограничивается разработкой теории народно-демократической революции, но она была максимально востребована как в Китае, так и в других развивающихся странах. Реализация этой теории подняла с колен Китай и в конечном счете вывела его в разряд главных субъектов мировой политики. Вместе с тем попытки претворить эту теорию в жизнь в других государствах вылились в жесточайший геноцид, обращенный против своего же народа (в этом плане показателен опыт Кампучии в годы правления Пол Пота). Но сам факт того, что в течение второй половины XX в. идеи Мао Цзедуна притягивали внимание политиков, ученых и широчайших народных масс говорит об их огромной значимости.