Многое для расширения кругозора А. Е. Теплоухова в области археологии дало путешествие за границу, которое он предпринял еще в 1863 г. Посещая археологические музеи, он собрал достаточно методических указаний по обработке археологического материала с целью их научной оценки.
Выйдя на пенсию, А. Е. Теплоухов полностью отдается своему увлечению археологией, о своих находках он сообщает за границу, отдельные вещи передает для идентификации музеям Германии и Италии. В ряде статей на немецком языке он подробно рассказывал о результатах своих сборов.
В 80-х гг. Теплоухов начал научную обработку собранных материалов, занимался изучением прошлого оседлых жителей западных предгорий Урала в бассейне р. Камы, пытался выяснить, к какому племени принадлежит этот народ. В частности, он писал, что жителями нынешних уездов Пермской губернии - Соликамского, Оханского, отчасти Пермского и Кунгурского - "были, вероятно, финны, т.к. все притоки Камы носят финские названия. Финны и теперь живут в небольшой долине Яйвы в Соликамском уезде под названием пермяков. К северу и западу находятся другие родственные племена под названием зырян и вотяков - в Вологодской и Вятской губерниях. Старинное исчезнувшее финское племя, которое прежде населяло вышеназванные уезды, здесь известно под общим названием 'Чудь' " [6].
А. Е. Теплоухов отмечал, что племя не было вытеснено русскими при освоении края. Русские пришли сюда в XV в. на уже поросшие лесом чудские селища. По его мнению, свои городки чудь устраивала на высоких берегах реки, преимущественно на горных хребтах, между глубокими соединяющимися долинами. В таких местах можно найти "горшечные черепки" и другие предметы.
Одним из исследованных Теплоуховым городков чуди является селище близ с. Кудымкорского. Отсюда не раз приносили интересные вещи. Это и побудило его провести квалифицированные раскопки, в результате которых были найдены кости, орудия, а также различные медные, бронзовые, железные и костяные вещи. Находки свидетельствовали, что жители городища занимались скотоводством и земледелием.
Наиболее полно раскопаны А. Е. Теплоуховым Гаревское и Ильинское костища. В работе, посвященной Гаревскому костищу, он пишет, что такого типа памятники - это остатки языческих жертвенных пиршеств. Для определения принадлежности кости были отправлены в Базель Рутимейеру, по заключению последнего, они являлись костями животных.
Большое внимание А. Е. Теплоухов уделил изучению керамики, им была предложена классификация и проведена грань между камской (приуральской) и уральской посудой.
Смерть застала А. Е. Теплоухова за окончанием статьи по археологии. Умер он 17 апреля 1885 г. в с. Ильинском Пермской губернии.
Современники высоко оценили заслуги А. Е. Теплоухова. Он состоял членом многих русских и зарубежных обществ и учреждений: Императорского Казанского экономического общества (1854), Финно-угорского в Гельсингфорсе (1865), Германского общества антропологии, этнологии и первобытной истории в Берлине (1878), почетным членом УОЛЕ (1880), Лесного общества в Санкт-Петербурге (1883); действительным членом Антропологического общества в Вене (1883), Финского исторического (1885) и др.
После смерти А. Е. Теплоухова его работу в области археологии продолжил сын - Федор Александрович Теплоухов (1845 - 1905). В возрасте двух лет Федор с матерью переезжают в Германию. В начале 50-х гг. они возвращаются. В 1858 - 1863 гг. он учится в Пермской гимназии, по окончании которой, учитывая желание отца, Федор поступает в Тарантскую лесную академию в Саксонии по специальности "ботаника". Однако окончание иностранного лесного учебного заведения не давало права находиться на службе в России и состоять в существовавшем тогда корпусе лесничих. Чтобы получить это право, Федор сразу по возвращении из Германии поступает в Петровскую академию земледелия и лесоводства в Москве (1872).
Студент-выпускник получил приглашение остаться в академии для подготовки к профессуре, но, как и отец, был вынужден отказаться от возможности стать работником высшей школы. Ф. А. Теплоухов учился на средства Строгановых и был обязан вернуться к ним на службу. 22 января 1873 г. Ф. А. Теплоухов приехал в с. Ильинское и начал работать помощником главного лесничего, окружным лесничим, а со 2 декабря 1875 г., после ухода отца на пенсию, стал главным лесничим.
Ф. Теплоухов долго не терял надежды выбраться из с. Ильинского. Ему было сделано много интересных предложений по работе в академиях Москвы и Санкт-Петербурга. Но в 1885 г., после 12 лет службы в имении, когда он уже собрался в Москву, считая, что долг Строганову оплачен, внезапная смерть отца задержала его в Ильинском, теперь уже навсегда.
Ф. А. Теплоухов был специалистом по геологии, энтомологии, орнитологии, ботанике, лесоводству. Его увлечениями стали философия, литература, искусство. Непосредственно в интересующей нас области - археологии - им также были достигнуты определенные успехи.
Систематически пополняя коллекцию отца, Ф. А. Теплоухов с 1892 г. начал обработку имеющихся материалов. Вскоре он смог выступить со своими наблюдениями над пермскими древностями. В 1894 г. Ф. Теплоухов прочел публичную лекцию на археологической выставке в Перми на тему: "Пермская чудь и ее культурная обстановка". Он также выступал с сообщениями на заседаниях УОЛЕ в Екатеринбурге. В течение 1894 г. им были сделаны два сообщения: "О находках в пещере на р. Чаньве Соликамского уезда Пермской губернии" и "Пермская чудь по данным археологии". В 1893 г. обращает на себя внимание его сообщение "Вещественные памятники каменного и бронзового века в западной части Пермской губернии", в котором Теплоухов выделяет в истории чуди три периода: костищ, каменный и бронзовый.
Ф. А. Теплоухов определяет костища как древнейшие жертвенные места прикамской чуди, обитавшей в западной половине Пермской губернии. К 1899 г. он завершил большое исследование, оставшееся неопубликованным - "Период древнейших костищ". До настоящего времени это единственная работа, содержащая описание памятников типа "костищ" и о всех найденных на них вещах. В ней Ф. А. Теплоухов разработал типологию для наиболее массовых категорий вещей: жертвенной керамики, костяных и железных наконечников стрел, бус и т.д. Кроме того, для костяных наконечников стрел Ф. А. Теплоухов дает статистическую таблицу - количественное распределение типов наконечников стрел по размерам.
Основным и важным итогом работы Ф. А. Теплоухова и его отца Александра Ефимовича является коллекция "чудских древностей", иногда называемая "коллекцией Теплоуховых" [7]. Экспонатами коллекции и печатными работами Ф. А. Теплоухова заинтересовалась Археологическая комиссия в Петербурге. Было решено ознакомить с коллекцией Теплоуховых широкие круги ученых России и для этого издать большой атлас "Древностей пермской чуди по коллекции Теплоуховых". Ф. А. Теплоухов проделал большую работу по подготовке атласа - отобрал характерные экспонаты, сделал несколько сотен рисунков. В 1902 г. атлас вышел в свет с предисловием А. А. Спицына [8].
12 апреля 1905 г. Ф. А. Теплоухов внезапно скончался от паралича как следствия атеросклероза. Деятельность Федора Александровича, также как и отца, была оценена при его жизни. Он являлся членом-корреспондентом Московского археологического общества. В 1904 г. профессура Петербургского лесного института удостоила его чести быть почетным членом этого заведения [9]. Теплоухов был избран в почетные члены в числе одиннадцати лесничих России в связи со 100-летием лесного института. С 1875 г. он являлся действительным членом УОЛЕ, а с 1894 г. - почетным его членом. Кроме того, Ф. А. Теплоухов был членом Общества археологии, истории и этнографии Чердынского края; действительным членом Московского общества испытателей природы (1868), Пермского статистического комитета, членом Лесного общества в Петрограде и др.
Свой вклад в изучение Урала внес сын Ф. А. Теплоухова - Александр Федорович Теплоухов (1880 - 1943) [10]. К сожалению, сведений о нем сохранилось немного. Он окончил Пермскую гимназию, затем - Петербургский лесной институт. Вернувшись на Урал, А. Ф. Теплоухов являлся помощником главного лесничего пермских имений графа Строганова. Отсюда он ушел на военную службу в войска Румынского фронта (1916 - 1918). Затем снова работал лесничим, теперь уже (после переименования) в Инвеньском округе (1918). Неспокойное для России время нашло отражение и в его судьбе. В 1919 г. он находился на службе в армии Колчака, с 1920 г. - в Красной Армии. В 20-е гг. А. Ф. Теплоухов работает в области лесоводства. И как отмечено в анкете, по социальному положению он являлся коллежским асессором [11].
Увлечение археологией перешло к Александру Федоровичу от отца, об этом свидетельствует ряд его статей, правда, с уклоном в этнографию. Собранные им материалы позволили составить этнографическую карту Уральской области.
Среди статей А. Ф. Теплоухова интерес представляет работа "Следы былого пребывания угорского народа в смежных частях Пермской и Вятской губерний и последующая смена его персидским и русским народами" [12]. В ней высказывается мысль, что пермяки не были коренными обитателями западных и юго-восточных частей Чердынского уезда, западной части Соликамского уезда, северо-запада Оханского и северо-запада Глазовского уездов, что им предшествовали народы угорского происхождения - вогулы, остяки и югричи. До начала XVIII в. пермяки как народность неизвестны. Опираясь на "Великопермскую уставную грамоту" начала XVI в., Теплоухов считает, что термин "пермяк" был в это время географическим и обозначал жителей Перми Великой. С начала XVIII в. термин становится этнографическим. К пермским народам он относил и зырян.