Для дискуссии, важной составляющей процесса получения научных знаний, необходимо владение знаниями начальной математики и астрономии. К использованию этих наук в процессе обработки художественного материала уже обращался Б.А. Фролов, тоже занимающийся проблемами первобытного искусства, признавая существование бытового и временного счета уже в палеолитические времена, но он никак не аргументирует свои позиции в отношении способов использования данных предметов, т.е. не показывает механизм работы "текста"[28].
Итак, изучение фактического материала сибирского палеолитического искусства, в частности мобильного искусства - антропоморфной скульптуры, началось в 1930-х годах и с наиболее "видимых" проблем: оформление, форма, материал, стиль. Почти одновременно появляются исследования, связанные с разработкой классификаций и интерпретаций, основанные на использовании статистических и этнографических данных. И если классификацию можно назвать техническим моментом, а следовательно, не вызывающим острых дискуссий, то интерпретация, в основу которой, по большому счету, положены мировоззренческие умозаключения и метод этнографических параллелей, должна быть полем накала научных страстей. Но дискуссии, если и были, то они останавливались на уровне антитезиса, т.к. для последующего синтеза каждая из сторон должна была бы предложить методы исследования, подтверждающие их научные выводы.
Мы подошли к самому "больному ", на наш взгляд, вопросу - методика исследования палеолитического мобильного искусства. В отечественной науке таковой не существует; таким образом, в отношении теории и практики методологического исследования мобильного палеолитического искусства мы находимся в XIX в. Метод этнографических параллелей по отношению к культурным явлениям палеолитического времени по целому ряду показателей не оправдан. Методы первичной обработки, отвечающие за вопросы фиксирования форм, материалов, стилей для нового, качественного иного уровня исследования, не подходят. Методика, предлагаемая В.Е.Ларичевым, гуманитариев не устраивает, но они ничего не могут предложить взамен. По сути дела, отечественная наука, занимающаяся проблемами палеолитического творчества, и в частности мобильного искусства, оказалась в "методологическом" тупике, что и сказывается на общем состоянии научного направления.
Список литературы
Фролов Б.А. О чем рассказала сибирская Мадонна. М., 1981.
Уваров С.А. Археология России. Каменный период. М., 1881. Ч.1.
Ефименко П.П. Первобытное общество. Киев, 1953.
Петри Б.Э. Сибирский палеолит. Иркутск, 1923.
Ларичев В.Е. Открытие в Сибири антропоморфной скульптуры древнекаменного века и проблема интерпретации так называемых женских статуэток // Исторический ежегодник, 1999. Омск, 1999. В печати.
Ларичев В.Е. Лунно-солнечная календарная система верхнепалеолитического человека Сибири. Препринт. Новосибирск, 1983.
Окладников А.П. Палеолитическая статуэтка из Бурети (раскопки 1936 г.) // МИА СССР. N 2. М.; Л., 1941.
Герасимов М.М. Мальта, палеолитическая стоянка. Иркутск, 1931.
Окладников А.П. Палеолитические женские статуэтки Бурети // МИА СССР N 79. М.; Л., 1960.
Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.; Л., 1966.
Васильев С.А., Ермолаева Н.М. Майнинская стоянка памятник палеолита Сибири // Палеолит Сибири. Новосибирск, 1983.
Ожередов Ю.И. К вопросу о позднеплейстоценовой фауне по материалам археологии // Материалы I Международного симпозиума. Эволюция жизни на земле. Томск, 1997.
Акимова Е.В., Кокорин А.В., Ковбаса П.Я. Изделия из бивня мамонта в XIX культурном слое стоянки Лиственка // 275 лет сибирской археологии : Материалы XXXVII РАЭСК. Красноярск, 1997.
Герасимов М.М. Мальта, палеолитическая стоянка. Иркутск, 1931.
Палеолитическая статуэтка из Бурети (раскопки 1936 ) // МИА СССР. N 2. М.; Л., 1941.
Горбачева Н.П. К вопросу о происхождении одежды // СЭ. 1981. N 4.
Ларичев В.Е. Матерь Мира ( календарь беременности женщины древнекаменного века Сибири и семантика скульптур палеолитических Венер) // Изв. СО РАН. Сер.ист., филологии и философии. Новосибирск, 1992;
Он же. Богиня Луны // Древние культуры южной Сибири и Северо-восточного Китая. Новосибирск, 1994;
Он же. Пращур Богов // Методология и методика археологических реконструкций. Новосибирск, 1994.
Герасимов М.М. Палеолитическая стоянка Мальта (раскопки 1956-1957) // СЭ. 1958. N 3.
Окладников А.П. Якутия до присоединения к Русскому государству // История Якутской АССР. М.; Л., 1955. Т.1.
Окладников А.П. История Сибири. Древняя Сибирь. Л., 1968. Т.1.
Абрамова З.А. Палеолитическое искусство на территории СССР // Свод археологических источников. М., 1962. Вып. А 4-3.
Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1982.
Токарев С.А. К вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита // СЭ. 1934. N 4.
Иванов С.В. Орнаментированные куклы ольчей // СЭ. 1936. N 3.
Ларичев В.Е. Богиня Луны // Древние культуры Сибири и Северо-Восточного Китая. Новосибирск, 1994.
Ларичев В.Е. Синодические обороты планет в календарных системах древнекаменного века Сибири (мальтинская культура) // Методы реконструкции в археологии. Новосибирск, 1991.