Несомненно мирными были в то время взаимоотношения городов Боспора с населением Прикубанья. Здесь обитали меотские племена, подчиненные и уплачивавшие дань скифам. Ближайшими к эллинам Боспора были земли племени синдов — Синдика. Эта область состояла из нескольких малозаселенных островов и территории, примыкавшей к ним с востока вдоль русла Кубани. Именно она стала главным объектом эллинской колонизации со второй половины VI века до н. э. Значительное распространение здесь неукрепленных греческих сельских поселений, вплоть до ее центральных районов, показывает, что синды были благожелательно настроены к эллинам.
В начальный период освоения территорий Боспора, когда не возникало проблем нехватки земли, взаимоотношения между эллинскими поселениями вряд ли отличались от тех, что были на их родине. Ситуация должна была измениться во второй половине VI века до н. э. К этому времени Пантикапей четко оформился как полис, в котором начала чеканиться даже своя монета. Более того, есть основания предполагать, что ближайшие к нему небольшие городки и поселения были основаны выходцами из Пантикапея или, по крайней мере, при их участии. Перспектива продолжения именно такого пути развития в дальнейшем вполне устраивала пантикапейцев. Появление же в то время новых и достаточно сильных партий колонистов, таких, как основатели Фанагории, Феодосии, Гермонассы, означало для него ограничение дальнейшего развития по традиционному полисному пути, то есть ограничивало расширение земельного фонда и пополнения его коллектива полноправными гражданами. И это неизбежно должно было привести Пантикапей к конфронтации с ними. А поскольку все эллинские полисы также всегда стремились к самостоятельности, конфликт с Пантикапеем был неизбежен и для вновь основанных эллинских полисов. Как и в какой форме проходила эта борьба на Боспоре, можно лишь предполагать, но она началась как борьба эллинов против эллинов. Победил в этой борьбе, как это всегда и бывает, сильнейший — Пантикапей. В его победе определенную роль, несомненно, сыграло укрепление авторитарного режима в городе. Первой известной нам по документам (но, вполне вероятно, не первой на самом деле) правящей династией в городе стала династия Археанактидов.
В своем первом сообщении об истории Боспора историк I века до н. э. Диодор Сицилийский сообщает, что около 480 года до н. э. «в Азии царствовавшие над Киммерийским Боспором так называемые, Археанактиды правили 42 года. Принял власть Спарток и правил 7 лет». Кто такие Археанактиды, каковы обстоятельства прихода их к власти, характер их системы управления и вероятные политические действия — на все эти вопросы в современной науке существует несколько вариантов ответов. Все они построены на предположениях и аналогиях с более поздним временем.
Абсолютное большинство специалистов считают, что они были знатным пантикапейским родом и Пантикапей был их изначальной резиденцией. У Диодора они названы «царствовавшими над Киммерийским Боспором», то есть над всем Керченским проливом, но сообщение дополнено еще фразой «...в Азии». А это значит, что на азиатскую часть территории Боспора власть Археанактидов распространилась именно за 42 года до окончания их правления. Причем до этого они были правителями его европейской части.
Имея всю полноту власти в Пантикапее, потомки некоего Археанакта (Археанактиды) подчиняют себе сначала северо-восточный угол Керченского полуострова, а затем в 480 году до н. э. и некоторые поселения в Азии. В этом же году начался поход персидского царя Ксеркса, ставившего своей задачей покорить весь мир, в Грецию. Сухопутной границы у боспорян и персов не было, но дороги через Кавказ, по которым еще киммерийцы и скифы совершали набеги на Переднюю Азию, надо полагать, им были известны. Тем более что, по сообщению Геродота, колхи признавали господство персов. А контакты с Колхидой у боспорян в то время уже были. Не исключено, что угроза персидского вторжения стала одной из причин, которая заставила Археанактидов предпринять попытку расширить свои владения в восточном направлении.
В какой мере это было так, насколько насильственным был процесс объединения эллинских колоний, позволяет судить строительство во второй четверти—середине V века до н. э. на вершине акрополя Пантикапея храма Аполлона. Аполлон был главным божеством в метрополии Пантикапея — Милета, который был разрушен персами за восстание против них незадолго до этих событий. Сооружение храма Аполлона в Пантикапее, причем храма, как утверждают специалисты, «грандиозного даже по масштабам Средиземноморья», явно имело политический смысл. Пантикапейцы как бы подчеркивали свои антиперсидские настроения и призывали эллинов к объединению перед лицом реальной общей угрозы их независимости. Такое объединение, вероятнее всего, могло иметь форму амфиктионии, то есть религиозно-политического союза. По-видимому, не случайно в то время в Пантикапее начинается и чеканка монет с легендой «АПОЛ», обозначающей имя божества или храма, посвященного этому божеству. Мнения о том, кем выпускались эти монеты, у специалистов расходятся. Но теперь совершенно очевидно: чеканились они на одном и том же монетном дворе, в одной и той же весовой системе, в одном и том же городе. А значит, предположение об их связи со строительством храма Аполлона в Пантикапее можно считать вполне убедительным. Поскольку выпуск монет и строительство храма приходятся на начальный период правления Археанактидов, можно не сомневаться, что они имели прямое отношение и к тому, и к другому, то есть к созданию боспорской амфиктионии.
В ее состав должны были войти прежде всего выселки самого Пантикапея и небольшие поселения других метрополий. Наиболее значительные полисы региона, надеясь на собственные силы, вероятнее всего, остались вне союза. Однако первый шаг к изменению традиционной системы политических ценностей на Боспоре был сделан. Наряду с отдельными полисами складывается и территориальные их объединения. Новое государственное объединение было значительно сильнее любого из существовавших полисов в этом районе. А значит, дальнейшие перспективы на полное удовлетворение своих интересов в регионе оказываются именно у него.
Следы разрушений в таких городах, как Патрэй, Кепы, Нимфей, Фанагория, позволяют утверждать, что Археанактиды и их противники не стеснялись применять силу для расширения своих владений. Об этом же свидетельствует и активное функционирование именно при Археанактидах открытой в Пантикапее оружейной мастерской. Агрессией со стороны Археанактидов, очевидно, можно объяснить разрушения в Патрэе и Нимфее. Причем Патрэй был включен в состав Боспорского объединения, Нимфей же сумел отстоять свою независимость. Не исключено, что большая стойкость нимфейцев связана с введением у них тиранического правления. Разрушения в Кепах могут быть связаны с агрессией против них со стороны их ближайшего соседа и конкурента на острове Фанагории. Не имея достаточных сил для сохранения независимости, Кепы также могли войти в состав Боспора. Их метрополией, как и у Пантикапея, был Милет, и этот союз им был более предпочтителен, чем подчинение теосской Фанагории.
Кроме того, в конце VI—первой половине V века до н. э. боспоряне выводят ряд новых колоний на Азовском побережье, в обход владений Нимфея в южной части Керченского пролива (Акра) и на Черноморском побережье (Китей), а также в глубине Керченского полуострова. Все это свидетельствует о стремлении Археанактидов продолжить расширение своих владений традиционными эллинскими методами. Для защиты новых владений были дополнительно укреплены древний, еще доскифский, вал, протянувшийся от Азовского побережья до современного Чурубашского озера, бывшего в то время морским заливом. Кроме того, возводятся крепостные стены в Пантикапее и ближайших с ним малых городах Мирмекии и Порфмии. Охрану укреплений этих городов осуществляли, вероятнее всего, наемники Археанактидов.
Четыре десятилетия для такого огромного количества свершений — срок, конечно, небольшой. Его можно воспринимать как нечто реальное лишь в том случае, если признать могущество власти Археанактидов. Но в чем оно состояло и как сформировалось? Изначально власть Археанактидов, несомненно, была определена полисными законами и именовалась эсимнетией. Аристотель называет такую власть выборной тиранией. Эсимнет выбирался в наиболее ответственные моменты истории полисов и обладал столь значительными полномочиями, что вполне мог захватить всю полноту власти в полисе. Неразвитость форм полисного управления в VI веке до н. э. не раз приводила к перерастанию эсимнетии в тиранию и в собственно Греции. То же самое, вероятно, произошло и на Боспоре.
Расширение объединения требовало увеличения войска как для военных действий, так и для постановки гарнизонов в подчиненных городах после победы. С этой целью в Греции привлекали наемников, которые подчинялись прежде всего тому, кто вовремя платил им деньги и умел побеждать с минимальными потерями. Опора на наемников способствовала расширению полномочий Археанакта, укрепила его положение и позволила передать власть по наследству. Этому благоприятствовали также и некоторые другие факты внутренней и внешней жизни Боспора.
Время правления Археанактидов было периодом дальнейшего экономического подъема государства. Появляются города, увеличивается число сельских поселений. В ряде городов перепланируются старые участки, наряду с новыми жилыми кварталами появляются производственные сооружения, святилища. Некоторые города, как уже отмечалось ранее, окружаются крепостными стенами. Ведущей отраслью экономики государства является сельское хозяйство. О значении его в жизни полисов на Боспоре свидетельствует изображение на монетах Пантикапея, Фанагории, Синдской Гавани колоса пшеницы или зерна. Развиваются различные ремесла, особенно керамическое производство, связанное с потребностями бурно развивающегося сельского хозяйства. Кроме того, развиваются металлообработка, связанная с военным делом, и ювелирное производство. В столице государства Пантикапее особенно активно функционирует оружейная мастерская. Любопытно, что наконечники стрел, отливавшиеся в этой мастерской, по своим формам точно такие же, как у скифов. Да и многие другие предметы вооружения, найденные в городах и некрополях Боспора, также соответствуют местным типам, преимущественно скифским.