Смекни!
smekni.com

Украинская государственность в годы Второй Мировой войны (стр. 3 из 12)

В общем, институт права собственности в советском государстве, как и все гражданское законодательство, оказался довольно приспособленным к чрезвычайным условиям военного времени, что дало возможность быстро перестроить весь хозяйственный механизм государства на военный лад.

Семейное право. Война забрала жизни десятков миллионов граждан Украины.

Сиротство, вдовство, разрушенные семьи – все это требовало внедрения серьезных мер по охране материнства, помощи детям и укреплению семьи.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. “ Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, про присвоение почетного звания “Мать-героиня” и основание ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства” была радикально изменена система государственной помощи многодетным матерям, введена государственная помощь на содержание и воспитание детей одиноким матерям, внесены существенные изменения в порядок вступления в брак и развода. Но следует признать, что эта помощь была недостаточной.

Согласно с изменениями в республиканском законодательстве, права и обязанности брачующихся порождал только зарегистрированный брак, расторжение которого было возможно только публично, через суд. Было упразднено право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и изъятие алиментов на содержание ребенка. Все эти меры, по мнению законодателя, должны были служить укреплению семьи, воспитывать более серьезное отношение к заключению брака и к разводу.

В городах и селах осталось много детей-сирот. На решение этой проблемы были направлены несколько документов: постановление Совнаркома УССР от 15 июня 1942 г. “Об усилении мер борьбы с детской бездомностью, беспризорностью и хулиганством”, постановление Совнаркома УССР от 27 марта 1943 г. “Об организации помощи детям-сиротам, родители которых погибли в боях с фашистскими оккупантами, замучены или расстреляны фашистскими захватчиками во время оккупации районов УССР”, постановление Совнаркома УССР от 30 июля 1944 г. “О мерах борьбы с беспризорностью и бездомностью детей Украинской ССР”.* Согласно этим правовым актам, органы государственной власти и управления привлекались к работе по устройству детей-сирот, создания дополнительной системы при НКВД, детских домов, трудово-воспитательных колоний, созданию чрезвычайных комиссий при исполкомах и института гражданских инспекторов. Был усовершенствован порядок усыновления Указом Президиума Верховного Совета УССР от 24 июня 1943 г. “Об изменении ст. 44 Кодекса законов о семье, опеке, браке и акты гражданского состояния Украинской ССР”.**

Трудовое право. Чрезвычайные условия военного времени привели к необходимости обратиться к трудовой мобилизации и трудовой повинности. Трудовая мобилизация должна была обеспечить постоянными кадрами предпринимательства и производства военной промышленности и другие отрасли народного хозяйства, которые обслуживали потребности обороны. Трудовая повинность провозглашалась для выполнения важных государственных задач, имевших оборонительное значение, а также строительных работ, заготовления горючего, охраны путей сообщения, средств связи, электростанций и других объектов. Все эти работы не требовали специальной подготовки и имели временный характер – привлекать граждан к трудовой повинности позволялось на срок до двух месяцев.

Привлечению к работам подлежали мужчины от 16 до 55 лет, женщины от 16 до 50 лет. Согласно союзному законодательству, руководству предпринимательств позволялось устанавливать обязательные сверхнормированные работы продолжительностью до 3 часов в день. Отменялись очередные и дополнительные отпуска. Все работники и служащие предпринимательств военной промышленности были признаны в период войны мобилизованными и закреплялись для постоянной работы за теми предпринимательствами, на которых они работали. Мобилизованными считались работники, служащие и ИТР, которые работали на государственных предприятиях и на постах прифронтовых районов.

Значительное место среди реформ привлечения к работам сохранял и трудовой договор. В Украине в перестроечный период приобрела популярность такая форма привлечения рабочей силы в промышленности, как работа колхозников на предпринимательствах по договору, составленному с колхозом. Так, Постановление Совнаркома УССР от 27 августа1944 г. “Об участии колхозов УССР в восстановлении разрушенной немецкими захватчиками угольной промышленности Донбасса” обязывала исполкомы областных Советов наряду с развитием шефства над угольными трестами организовать привлечение рабочей силы колхозов к участию в восстановлении Донбасса на договорных условиях.

Одним из важных вопросов было обеспечение рабочими местами инвалидов войны. На решение этого вопроса направлялось постановление Совнаркома УССР от 20 апреля1943 г. “О трудовом обеспечении и бытовом обслуживании инвалидов Отечественной войны”.*

Земельное право, колхозное законодательство.

Устав сельхозартели 1935 г. формально и во время войны оставался основным законом колхозной жизни. В условиях военного времени происходило дальнейшее сближение колхозной собственности с государственной, что было нормативно подтверждено. Были приняты новые государственные нормы, направленные на укрепление трудовой дисциплины и повышение продуктивности труда в колхозах, увеличен обязательный минимум трудодней (до 120-150 трудодней в год) для взрослого члена колхоза, для подростков 12-16 лет – не менее 50 трудодней в год.

Много внимания уделялось организационно-хозяйственному укреплению колхозов, поиску новых форм и методов повышения продуктивности колхозного производства. В постановлении СНК УССР от 25 июля1944 г. “О ходе сбора урожая зерновых культур в колхозах и совхозах УССР” было предложено всем колхозам и совхозам с целью повышения продуктивности труда обеспечить организацию сборочных работ на основе широкого применения индивидуального и мелкогруппового подряда.* С 1943 г. в освобожденных областях Украины началось введение дополнительной оплаты труда колхозникам за высокопродуктивную работу. И хотя во многих хозяйствах в 1944 г. допускались ошибки в использовании этой доплаты, что негативно сказывалось на организации труда в некоторых колхозах, 14 марта 1945 г. Совнарком УССР своим постановлением обязал советское руководство оказать помощь колхозам в претворении в жизнь закона про дополнительную оплату труда. Но, фактически, эта доплата до колхозников так и не доходила.

Законодательство военного времени поставило новые условия обязательной работы в колхозе. Эта обязанность была распространена на лица, мобилизованных на сельскохозяйственные работы от работоспособного населения городов.

Некоторые трудности в укреплении колхозов в восстановительный период были вызваны нарушением системы государственных актов, касающихся пользования землей. Постановлением Совнаркома УССР от 23 октября1945 г. “О восстановлении государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей колхозов и земельных шнуровых книг в колхозах районов Украинской ССР, освобожденных от немецко-фашистской оккупации” Наркомзему УССР было предложено на позднее 1 июня1945 г. восстановить внешние границы всех колхозов, а также границы между гражданскими землями колхозов и приусадебными землями колхозников, восстановить в 1946 г. государственные акты на вечное пользование землей колхозов.

Уголовное право. В условиях режима военного положения повысилась социальная опасность преступников, что вызывало необходимость усиления карающих репрессий. Репрессивный характер советского уголовного законодательства в период войны приобрел особое значение.**

Существенно выросла социальная опасность государственных преступников, особенно военных: уклонение от военной формы, от призыва в армию или от выполнения обязанностей военной службы, дезертирство. К этой категории относится и умышленное уклонение от трудовых обязанностей, которые по Указу от 26 декабря 1941 г. рассматривалось как дезертирство и каралось заключением на срок от 5 до 8 лет.* Это положение распространялось на работников, служащих предприятий прифронтовых районов. Указом от 15 октября1943 г. в период войны для работников и служащих железнодорожного транспорта устанавливалась такая же ответственность за преступления, совершенные на службе, как и у военнослужащих.

В первые тяжелейшие месяцы войны было принят Указ от 6 июля1941 г. “Об ответственности за распространение в военное время неправдивых сплетен, которые вызывают тревогу у населения”, по которому устанавливалось суровая ответственность в виде тюремного заключения сроком до 5 лет.** Особое значение приобрело суровое сохранение военной тайны. Указом от 15 ноября1943 г. устанавливалось, что разглашение служебными лицами подробностей, которые являются государственной тайной, а также потеря документов, которые содержат такие подробности, карается лишением свободы на срок до 5 лет; те же самые действия, если они повлекли или могли повлечь за собой нежелательные последствия, карались лишением свободы на срок до 10 лет.*** Преступные посягательства на государственную и колхозную собственность во время войны грозили обороноспособности СССР. Эти посягательства, как правило, квалифицировались по Закону от 7 августа1932 г. С целью усиления охраны некоторых видов имущества, которое имело оборонительное значение, были приняты специальные правовые акты, предвидевшие повышенную ответственность за его кражу.**** Так, указом от 23 августа 1942 г. “Об ответственности за кражу горючего в МТС и колхозах” устанавливалось наказание до 5 лет заключения. Постановление ДКО от 22 января 1942 г. предполагало изымание с виновного в краже продовольственных товаров по рыночным ценам, а промышленных – по коммерческим в пятикратном размере.