При квалификации убийства, совершенного во время драки или ссоры, важно не просто констатировать наличие драки или ссоры, а выяснить мотивы и действительные обстоятельства совершенного преступления. Драка или ссора - это обстоятельства убийства, совершенного по определенному мотиву (например, хулиганские, корыстные побуждения, ревность, месть, зависть и т. п.).
Драка и ссора при совершении убийства сами по себе, без учета определенных обстоятельств дела, не должны быть решающими признаками для квалификации преступления по ч. 1 ст. 97 УК.
Часть 2 ст. 97 УК предусматривает ответственность за умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах. В данной статье предусмотрено двенадцать обстоятельств, отягчающих умышленное убийство. Этот перечень является исчерпывающим, то есть ни одно из обстоятельств, не предусмотренных в ч. 2 ст. 97 УК, не может быть основанием для квалификации действий виновного по ч. 2 ст. 97 УК. Однако наличие любого из предусмотренных в ч. 2 ст. 97 УК отягчающих обстоятельств дает возможность квалифицировать действия виновного по ч. 2 ст. 97 УК, а при одновременном наличии нескольких отягчающих обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 97 УК, при квалификации преступления необходимо указывать каждое из них, так как это должно учитываться при назначении наказания.
Умысел на убийство двух или более лиц - обязательный признак, указывающий на единство преступного намерения.
При признании разновременного убийства как убийства двух или более лиц, объединенного единством преступного намерения, необходимо установить только прямой умысел, а при одновременном убийстве возможен не только прямой, но и косвенный умысел.
Если убийство двух или более лиц совершается не одновременно и не охватывается единством преступного намерения, действия виновного не могут квалифицироваться по пункту “а” ч. 2 ст. 97 УК.
Убийство одного лица и покушение на убийство другого, не должно рассматриваться как оконченное преступление (убийство двух или более лиц), так как преступное намерение убить двух или более лиц не было осуществлено по причинам, не зависящим от воли виновного. В таких случаях преступление необходимо квалифицировать по соответствующему пункту ч. 2 ст. 97 или по ч. 1 ст. 97 и ст. 25, пункту “а” ч. 2 ст. 97. 1
Если виновный имел умысел убить только одно лицо, а другому причинил смерть в результате неосторожности своих действий, преступление должно квалифицироваться по совокупности преступлений как умышленное убийство и причинение смерти по неосторожности (ч. 1 или ч. 2 ст. 97 и ст. 102).
Если при убийстве двух или более лиц имели место и другие отягчающие обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 97 УК, действия виновного необходимо квалифицировать по каждому из этих пунктов, и это должно учитываться при назначении наказания.
Умышленное убийство женщины, заведомо для виновного находившейся в состоянии беременности (пункт “б” ч. 2 ст. 97 УК)
Для квалификации преступления по пункту “б” ч. 2 ст. 97 УК необходимо установить заведомую осведомленность лица, виновного в убийстве, о беременности потерпевшей.
Пленум Верховного суда отметил, “...что пункт “б” ч. 2 ст. 97 УК применяется независимо от срока беременности убитой и жизнеспособности плода. Ответственность возможна лишь при условии, если виновный знал, что потерпевшая беременна”.
Заведомость предполагает осведомленность виновного о том, что женщина находится в состоянии беременности.
Осведомленность виновного может базироваться на собственном визуальном наблюдении (при большом сроке беременности), на ознакомлении с официальным документом, выданным соответствующим лечебным учреждением, либо вытекать из сообщений самой потерпевшей, ее родителей и т. д. Для квалификации преступления по пункту “б” ч. 2 ст. 97 УК самое важное то, что виновный, зная о беременности потерпевшей, тем не менее убивает ее.
При фактической ошибке, когда виновный предполагает об отсутствии беременности, его действия не могут быть квалифицированы по пункту “б” ч. 2 ст. 97 УК. Для квалификации деяния по пункту “б” ч. 2 ст. 97 УК не имеет значения срок беременности.
Если убийство было совершено по корыстным или хулиганским либо другим мотивам, действия виновного должны квалифицироваться не только по пункту “б” ч. 2 ст. 97 УК, но и по другим соответствующим пунктам этой статьи.
Умышленное убийство лица, заведомо для виновного находившегося в беспомощном состоянии (пункт “в” ч. 2 ст. 97 УК)
По пункту “в” ч. 2 ст. 97 УК необходимо квалифицировать убийство лица, заведомо для виновного находившегося в беспомощном состоянии, за исключением умышленного убийства матерью своего ребенка (ст. 99 УК).
Беспомощным состоянием необходимо признавать физическое или психическое состояние потерпевшего, в силу которого он не способен оказать противодействие посягательству виновного на его жизнь.
Пленум Верховного суда отметил, что “беспомощным состоянием при квалификации действий виновного по пункту “в” следует признавать такое состояние потерпевшего, когда он в силу своего физического или психического состояния (физические недостатки, малолетний возраст, расстройство психики, болезненное или бессознательное состояние и т. д.), не мог понимать характера и значения совершаемых с ним действий либо руководить своими поступками, и виновный сознавал, что потерпевший находится в таком состоянии.
Беспомощным состоянием может быть признана такая степень алкогольного или наркотического опьянения, при которой потерпевший не мог сознавать окружающую обстановку, при этом не имеет значения, кто привел потерпевшего в такое состояние”.
По пункту “в” ч. 2 ст. 97 УК необходимо квалифицировать: убийство ребенка, лица в преклонном возрасте, которые не способны оказать противодействие посягательству на их жизнь; убийство во время сна или глубокой степени опьянения; лица, страдающего расстройством психической деятельности или находящегося в бессознательном состоянии и т.д.
При квалификации убийства, совершенного с использованием беспомощного состояния потерпевшего, необходимо особое внимание уделять установлению мотивов, по которым было совершено убийство. В случаях совершения убийства лица с использованием его беспомощного состояния, совершенного по другим мотивам, например, корысти или хулиганских побуждений, с особой жестокостью и т. п., действия виновного необходимо квалифицировать также и по этим пунктам.
Умышленное убийство лица или его близких родственников в связи с выполнением им своего служебного или гражданского долга (пункт “г” ч. 2 ст. 97 УК)
При совершении данного вида убийства смерть потерпевшего обусловлена его общественно полезной деятельностью по выполнению им служебного или гражданского долга.
Пленум Верховного суда республики отметил, что “по пункту “г” следует квалифицировать убийство, совершенное с целью воспрепятствовать правомерной деятельности потерпевшего по выполнению своего служебного или гражданского долга, а также по мотивам мести за такую деятельность”. 1
По пункту “г” ст. 97 УК необходимо квалифицировать убийство, совершенное по мотиву мести, вызванной выполнением потерпевшим своего служебного или гражданского долга. Такая квалификация допустима и при не установленном мотиве мести, когда убийство совершается с целью воспрепятствовать правомерной деятельности потерпевшего или в связи с предстоящей его службой или гражданской деятельностью, которая для виновного является нежелательной.
Для квалификации убийства по пункту “г” ч. 2 ст. 97 УК не имеет значение, было ли убийство совершено при исполнении потерпевшим служебных обязанностей или в другое время. Необходимо установить, что убийство совершено именно в связи с выполнением потерпевшим своего служебного или гражданского долга.
Ответственность за убийство лица или его близких родственников в связи с выполнением им своего служебного или гражданского долга должна наступать независимо от того, когда были совершены потерпевшим те или иные действия по выполнению своего служебного или гражданского долга. Важно установить лишь то, что убийство совершено из мести к потерпевшему.
От убийства, совершенного в связи с выполнением потерпевшим своего служебного или гражданского долга, необходимо отграничивать убийство, совершенное при терроризме (ч. 3 пункта “а” ст. 155 УК).
Убийство, квалифицируемое по пункту “г” ч. 2 ст. 97 УК совершается без предъявления каких-либо требований к потерпевшим, а при терроризме действия виновного квалифицируются по ч. 3 пункта “а” ст. 155 УК, когда смерть причиняется, если потерпевший не выполнит условий, предъявленных к нему со стороны террориста.
Умышленное убийство способом, опасным для жизни других лиц (пункт “д” ч. 2 ст. 97 УК)
При совершении этого вида убийства умысел виновного направлен на лишение жизни одного человека, но при совершении действий виновного создается опасность для жизни и других лиц. Для квалификации умышленного убийства как совершенного способом, опасным для жизни других лиц, необходимо установить, что, осуществляя умысел на убийство определенного лица, виновный сознавал, что применяет такой способ причинения смерти, который опасен для жизни не только одного человека. В большинстве случаев способ совершения данного вида убийства определяется характером орудий преступления.