При учреждении общества законодатель исходит из того, что “решение об учреждение общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые им решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрание органов управления общества”[6]. Все перечисленные вопросы составляют некоторое единство, и отсутствия решения хотя бы по одному из них означает отсутствие решения об учреждение общества.
Однако при создании общества путём реорганизации другого общества законодатель почему-то разрывает единое решение о создание на составные части. Решение “о создание нового общества” принимает общее собрание акционеров реорганизуемого в форме выделения или разделения общество. В то время как решение об утверждении устава и образовании органов управления этого вновь образуемого общества принимает иная группа лиц, лишь имеющие намерения в перспективе конвертировать принадлежащие им ценные бумаги.
Общее собрание акционеров реорганизуемого общества принимает решение о создание нового общества, однако при этом не утверждает его устава и не образует органов управления. Что составляет содержание такого решения “о создание нового общества”, если на его основании невозможно зарегистрировать новое юридическое лицо? Получается, что это решение не имеет никакой юридической основы и необязательно для группы лиц, собирающихся на особое “собрание вновь создаваемого общества.[7]
Представляется не логичной с точки зрения теории права и крайне конфликтной в законоприменительной практике конструкция, расчленяющая единое решение создание юридического лица на разные части. При этом решение по этим ”расчленённым” частям принимают разные субъекты юридически не связанные друг с другом.
Но даже если признать допустимой конструкцию “собрания акционеров несуществующего юридического лица”, то как определить процедуры его проведения: кворум, порядок голосования и принятия решений, определение состава участников и т.п. Законодатель, упомянув загадочное собрание несуществующего юридического лица, не описал конкретных механизмов его проведения, что также стало источником дополнительных конфликтов. По мнению одних специалистов в этом случае следует руководствоваться процедурами проведения собрания учредителей, по мнению других, процедурами проведения обычного собрания акционеров действующего акционерного общества.[8] Имеются специалисты, которые вполне обосновано высказывают мнение, что участники ”собрания вновь образуемого в процессе реорганизации общества” не являются его учредителями и ещё не стали его акционерами, поэтому нормы закона, посвященные собраниям акционеров и учредителей, в данном случае неприменимы.[9] Процедурные вопросы этого особого “собрания вновь создаваемого общества” следует оговаривать в отдельном документе, по аналогии с договором слиянии и присоединении, регламентирующим порядок проведения совместных собраний акционеров обществ, участвующих в слиянии и присоединении.
На мой взгляд, вполне логичной была конструкция, предусмотренная в ранее действующей редакции ФЗ ”Об АО”. Поскольку реорганизуемое общество передаёт обществам, создаваемым в процессе реорганизации, свои активы и обязательства в порядке правопреемства. Поэтому оно в лице своего органа управления-общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации, принимало полноценное решение о создании своего правопреемника, в том числе утверждало его устав и образовывало органы управления. Такая практика действовала достаточно эффективно до внесения 7 августа 2001г. изменений и дополнений в ФЗ ”ОБ АО”[10]. Собрание акционеров реорганизуемого общества утверждало устав и избирало органы управления. После регистрации вновь созданного общества у его акционеров есть возможность утвердить новую редакцию устава (внести в неё изменения, дополнения) и изменить состав органов управления.
1.2 Прекращение органов управления в акционерном обществе
Органы управления прекращают свою деятельность вследствие ликвидации акционерного общества или его реорганизации, слияния.
Законодательство последовательно регламентирует порядок ликвидации, подробно определяя содержание и последовательность действий при её осуществлении. Это связано в первую очередь с необходимостью обеспечить выполнение ликвидируемым юридическим лицом своих обязанностей перед кредиторами. Ведь главное отличие ликвидации юридического лица от его реорганизации заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим субъектам.
1. В случае добровольной ликвидации общества его совет директоров (наблюдательный совет) выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Если предложение совета директоров будет одобрено общим собранием акционеров, оно принимает решение о ликвидации общества и создании ликвидационной комиссии, утверждении ее состава.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.[11] Положение не вполне точно, т.к. с момента назначения общим собранием акционеров ликвидационной комиссии органы управления общества не упраздняются, поскольку в процессе ликвидации не все полномочия оказываются у ликвидационной комиссии: например, общее собрание акционеров должно утвердить промежуточный ликвидационный баланс, а после завершения расчётов с кредиторами - ликвидационный баланс.[12]
В ряде случаев может иметь место ликвидация акционерного общества по решению суда:
1) осуществление обществом “деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещённой законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона”;[13]
2) если число акционеров закрытого акционерного общества превысит 50, общество должно в течении одного года преобразоваться в открытое или ликвидироваться[14];
3) общество обязано принять решение о своей ликвидации, если стоимость его чистых активов окажется меньше величины минимального уставного капитала;
4) признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Реорганизация акционерных обществ может проводиться в формах слияния, преобразования, присоединения и т.д.
Все общества, участвующие в слияние, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества. Совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта.
Образование органов вновь возникающего общества проводится на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров может быть определен договором о слиянии обществ.
Присоединение также является формой прекращения органов управления акционерного общества. Признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. Присоединяемое общество и общество, к которому осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении. В договоре присоединения определяют порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение. Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в присоединении, вопрос о реорганизации в форме присоединения и об утверждении договора о присоединении. Совет директоров (наблюдательный совет) присоединяемого общества выносит также на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта.
Совместное общее собрание акционеров указанных обществ принимает решение о внесении изменений и дополнений в устав и в случае необходимости по иным вопросам. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров определяется договором о присоединении.
Инициативу в преобразовании общества проявляет совет директоров, выносящий на решение общего собрания акционеров вопрос о преобразовании общества, порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива.[15] Общее собрание акционеров преобразуемого общества принимает решение по этим вопросам.
После чего участники создаваемого нового юридического лица принимают на своем совместном заседании решение об утверждении его учредительных документов и избрании (назначении) органов управления, ревизионной комиссии в соответствии с требования ми федеральных законов об этих организациях. При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.
1.3 Структура и компетенция органов управления акционерным обществом
Состав, компетенция и правила организации высших звеньев управления акционерным обществом установлены законодательством12. Этими звеньями управления, образующими подсистему высшего руководства, являются общее собрание акционеров, совет директоров и правление. В акционерных обществах, крупные пакеты акций которых принадлежат государству, подсистема высшего руководства дополняется управляющим (коллегией управляющих), который представляет интересы государства в рамках компетенции по управлению государственным имуществом.