Смекни!
smekni.com

Управление внутренними делами и юстицией (стр. 3 из 10)

Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством РФ. Создание, реорганизация и ликвидация изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых осуществляются в порядке, установленном министром внутренних дел Российской Федерации.

К милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок создания, реорганизации и ликвидации которых определяется Министром внутренних дел Российской Федерации. В том же порядке утверждаются нормативы численности указанных подразделений.

Обязанности милиции.

Милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств и оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;

выявлять и раскрывать преступления;

возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия;

разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и в иных случаях;

Милициидля выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права:

требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;

проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, а при наличии достаточных данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы и т.д., производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию законодательством Российской Федерации;

вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них и др.[2]

Период, прошедший со времени принятия советского и российского законов о милиции, отличался процессом интенсивного законотворчества.

На фоне подобного интенсивного нормотворчества отчетливо просматривается тенденция, согласно которой базовый закон РФ «О милиции», принятый в 1991 году и периодически корректировавшийся законодателем нуждается в кардинальном изменении.

Анализ правотворчества, направленный на формирование законодательной основы деятельности российской государственной многопрофильной милиции в условиях переходного периода, позволяет выделить его следующие характерные особенности.

Во-первых, российский законодатель не пошел по пути принятия Федерального закона, посвященного задачам, функциям, системе, структуре, компетенции органов внутренних дел. Взамен этого в 1999 году был модернизирован российский закон «О милиции». Однако полной ясности в организационную модель российской милиции он не привнес. Было только признано, что МОБ не является местной милицией.

Во-вторых, в обновленном виде Закон РФ «О милиции» также не дал ответа на вопрос о задачах и иных аспектах построения и деятельности муниципальных органов охраны общественного порядка.

В-третьих, неопределенность в разграничении предметов ведения в области охраны общественного порядка (правопорядка) в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ, а также в трактовке статуса милиции общественной безопасности, муниципальной милиции повлекла за собой появление в отдельных субъектах РФ законов и иных правовых документов, которые определяли статус этих разновидностей милиции.

В-четвертых, актуализацию приобрел вопрос участия граждан и их общественных объединений в решении задач, возложенных на милицию, а также взаимодействия со сложившейся системой негосударственной (частной) правоохраны.

В-пятых, на законодательном уровне получила свое закрепление модель российской милиции – полиции как двух автономных систем. С одной стороны это федеральная криминальная милиция, а с другой – федеральная служба налоговой полиции, действующие на одном и том же пространстве и решающие практически одни и те же задачи.

Корректировка модели российской милиции была произведена в 2001 году и проходила в рамках укрепления вертикали власти. Это проявилось в видоизменении организационной структуры МВД РФ, МВД-УВД субъектов РФ и создании главных управлений службами, учреждениями и подразделениями милиции органов внутренних дел в федеральных округах.[3]

1.4 Государственная автомобильная инспекция

Государственный надзор за безопасностью движения возложен на специальный аппарат Министерства внутренних дел Российской Федерации – Государственную автомобильную инспекцию (ГАИ или ГИБДД). Основным правовым актом, регламентирующим ее деятельность, является Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации[4], утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года.

В систему органов ГАИ, возглавляемую Главным управлением ГАИ Министерства внутренних дел Российской Федерации, входят ГАИ республик, краев, областей, районов, городов, районов в городах. Основными подразделениями ГАИ являются: дорожно-патрульные службы, строевые подразделения, сопровождения, оперативного реагирования и розыска; подразделения технической инспекции, регистрационно-экзаменационной работы, организации движения и дорожной инспекции, диагностические станции и службы пропаганды безопасности дорожного движения.

Главной задачей ГАИ, закрепленной в Положении, является обеспечение соблюдения министерствами, ведомствами, организациями, предприятиями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

На ГАИ как орган государственного надзора в области безопасности дорожного движения возложен комплекс соответствующих функций, основными из которых являются: надзор за соблюдением нормативных актов, правил, стандартов, нормативов, связанных с дорожным движением, проектированием, строительством, реконструкцией и ремонтом дорог, дорожных сооружений и их содержанием, установкой и эксплуатацией технических средств регулирования дорожного движения; организация и регулирование дорожного движения и надзор за дорожным движением; регистрация автомототранспортных средств и их технический осмотр; предупреждение и пресечение нарушений правил дорожного движения; борьба с дорожно-транспортными происшествиями и их учет; прием экзаменов на право вождения автомототранспортными средствами.

Являясь структурным подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации ГАИ, в пределах своей компетенции, участвует в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, борясь с правонарушениями, проводя дознания по делам о преступлениях, совершенных в области дорожного движения и осуществляя производство по соответствующей категории дел об административных правонарушениях.

В части обеспечения безопасности дорожного движения с органами ГАИ должны согласовываться проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений, линий городского электрического транспорта.

Важное значение имеет профилактическая работа ГАИ, которая заключается в пропаганде и разъяснении действующих в области дорожного движения нормативных актов, проведения конкурсов, смотров и т.п.; в разработке с соответствующими министерствами, ведомствами мероприятиями, научными организациями предложений по вопросам безопасности дорожного движения; и выявлении причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий.

Для выполнения своих задач и функций ГАИ наделена государственно-властными полномочиями надведомственного характера. В соответствии с этими полномочиями она рассматривает и дает заключение на открытие маршрутов движения общественного транспорта; получает от должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, сведения об исполнении ими нормативов, правил и стандартов, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения. В случае их нарушения ГАИ вправе потребовать от должностных лиц соответствующие объяснения. Она дает должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения обязательства для исполнения предписания об устранении правонарушений, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.