Такая социальная стратификация российского общества не позволяет, во-первых, включить население в софинансирование социальных реформ в области здравоохранения, образования и ЖКХ, без чего будущее реформ остается весьма проблематичным. Во-вторых, рассчитывать на определенный рост рынка потребления, при нынешних объемах которого невозможен быстрый рост экономики, соответственно, и проблематична задача удвоения ВВП в заданные сроки. В-третьих, социальная стратификация не позволяет рассчитывать на изменение структуры формирования доходной части бюджетов различного уровня (в смысле увеличения доли участия населения). В-четвертых, блокирует появление в ближайшем будущем устойчивых институтов гражданского общества на территориях.
В России сложилась недостаточная продуктивность межэтнических и межконфессиональных, кросскультурных взаимодействий, которые на протяжении предыдущего этапа российской истории были одним из основных источников роста глубины культуры страны и обеспечивали необходимое для развития культурное разнообразие. С одной стороны, в Российской Федерации резко возросла русская этническая компонента (в 1991 году русская этническая компонента резко возросла и составила около 82%, при том, что в СССР и в Российской империи доля русского населения не превышала 55%). С другой стороны, низкая пространственная мобильность населения, «регионализация» институтов, отвечающих за формирование человеческого капитала (развертывание в каждом регионе собственных автономных систем профессионального образования, культурных учреждений, рост правового значения этно-конфессиональных различий) привели к падению уровня этнической и конфессиональной комплементарности, которой характеризовалась Россия, падению способности к ассимиляции, интеграции и натурализации мигрантов. Во многом это создает на территории Российской Федерации «анклавы безработицы и экономической стагнации», границы которых совпадают с границами расселения определенных этнических и конфессиональных групп. Данные региональные различия имеют потенциал политической конфликтности и при определенных условиях способны создавать угрозу стабильности общественного порядка в стране.
Государственное регулирование развития регионов осуществляется исходя из законодательных и нормативно-правовых актов. В основе регулирования лежит, прежде всего Закон о местном самоуправлении, в котором отражены основные положения территориального управления.
При регулировании деятельности предприятий и организаций, находящихся на территории региона, используются как административные, так и экономические методы. Ранее взаимоотношения территориальных органов управления с предприятиями носили, как правило, административный характер. Они строились на применении неэкономичных мер привлечения предприятий к участию в решении региональных проблем, с одной стороны, и практически бесплатном использовании региональных ресурсов - с другой стороны. Такое территориальное управление в условиях перехода к рынку становится неприемлемым. Взаимосвязь интересов местных органов и действующих на их территории предприятий, организаций и учреждений в условиях рыночной экономики должна обеспечиваться, прежде всего, экономическими методами, строиться на взаимовыгодной договорной основе. Однако роль государства и его органов управления будет неодинакова в зависимости от типов предприятий, форм собственности. Деятельность государственных предприятий регулируется посредством сочетания экономических методов с административным подчинением министерствам и ведомствам и местным органам власти [47].
Предприятия же, основанные на коллективной и частной формах собственности, административно не подчинены министерствам и ведомствам. Их деятельность регулируется действующим законодательством и экономическими методами.
Прямое регулирование территориального развития осуществляется с помощью государственных инвестиций, дотаций и субвенций, контрактной системы, квот, нормативов, а также регулирования цен, финансирования через специальные фонды развития и местный бюджет. Особенно важное значение для приоритетного развития тех или иных регионов, производственной и социальной инфраструктуры, достижения необходимых структурных изменений, развития научно-технического потенциала имеют государственные капитальные вложения. При этом основной нормой прямого участия государства в регулировании развития регионов должны быть региональные программы, финансируемые из бюджета. Государство может использовать и другие формы прямого инвестиционного участия в формировании новой территориальной структуры экономики, создания инфраструктуры. Однако в условиях ограниченности государственных финансовых ресурсов, ориентация должна быть на использование средств предприятий и населения.
В новых условиях хозяйствования повышается роль косвенного регулирования территориального развития с помощью финансово-кредитной и налоговой политики, амортизационной политики, а также через внебюджетные фонды. При этом преобладающей формой должно быть финансовое и налоговое регулирование. Необходимость функционирования регионов в условиях рынка на принципах самоуправления и самофинансирования предъявляет особые требования к организации их финансовой деятельности, стабилизации финансового положения в регионах.
Важным регулятором территориального развития являются местные бюджеты. Порядок составления и исполнения местных бюджетов, их взаимоотношения с республиканским бюджетом определены законодательством Российской Федерации и исходит из четкого разграничения доходов и расходов республиканских и местных бюджетов.
В последнее время отмечается тенденция роста доходов местных бюджетов и соответственно, повышения возможностей в финансировании развития регионов. Значительно расширены права местных органов власти в использовании финансовых ресурсов, по формированию основных статей доходной и расходной части бюджета. Местные органы управления самостоятельно определяют перечень доходных источников и структуру расходов местных бюджетов, включая порядок образования резервных и иных фондов. В распоряжении местных бюджетов полностью остаются дополнительно полученные доходы или экономия в расходах, а также свободные остатки средств на конец года.
Надо отметить, что в связи с ростом расходов в регионах, увеличением количества программ, мероприятий, финансируемых из местных бюджетов, собственных средств в регионах недостает. Из республиканского бюджета дополнительно выделяются областям, городам финансовые ресурсы, иногда равные их годовым бюджетам. Поэтому целесообразно дальнейшее повышение доли бюджетов регионов, сокращение до минимума встречного движения налогов. Необходимо иметь самостоятельные, устойчивые источники формирования доходов местных бюджетов.
Местные органы государственной власти могут стимулировать деятельность тех предприятий, которые наиболее нужны для социального и экономического развития региона с помощью системы льгот, установление льготных ставок арендной платы за аренду территории, льготного кредитования, налоговых льгот, снижение тарифов, платы за ресурсы.
Особое значение имеет государственное регулирование территориального развития через целевые внебюджетные фонды - фонд занятости населения, регионального развития, фонд для финансирования расходов на содержание ведомственного жилищного фонда и др.
Источниками их формирования могут быть сэкономленные за счет организационных мероприятий финансовые ресурсы, добровольные взносы предприятий, общественных организаций, граждан, доходы от местных займов, денежно-вещевых лотерей и аукционов, штрафы за получение необоснованной прибыли за счет завышения цен, нарушение природоохранного законодательства, загрязнение окружающей среды и др. Эти фонды могут использоваться для кредитования целевых программ, выплаты дотации, социальной защиты населения.
Могут привлекаться средства предприятий и организаций, населения для нужд регионального развития путем выпуска облигаций, стимулирования создания совместных предприятий и привлечения иностранного капитала, стимулирования приватизации и создания рынка акций и других ценных бумаг, а также доходы от продажи государственного имущества.
Политика стимулирования развития проблемных районов активно используется во всех европейских странах. К примеру, в странах ЕЭС насчитывается 25 основных поощрительных мер, которые можно объединить в 5 групп: субсидии и премии за создание рабочих мест, налоговые льготы, скидки на амортизацию основного капитала, оплата части стоимости проекта, предоставление финансовых льгот.
Система мер по проведению целенаправленной региональной политики, разработанная западными учеными регионалистами, включает также политику антистимулов и запретительных мер, в частности, отмену привилегий, опеределенных льгот и даже введение штрафных санкций с целью побудить компанию изменить свои намерения по размещению, особенно в условиях кризиса.
В странах ЕЭС с 60-х годов проводится координированная региональная политика. В рамках этой организации созданы такие структуры, как Европейский фонд регионального развития, Европейский инвестиционный фонд [53].
Важной формой государственного регулирования развития регионов является планирование и прогнозирование. Управлять - значит предвидеть. Без видения перспективы невозможно принимать управленческие решения. К объективным предпосылкам регионального планирования относятся: социально-экономические, обусловленные территориальным разделением труда, различиями в природных условиях, и административно-правовые, связанные с административно-территориальным делением. В условиях перехода к рыночной экономике происходит трансформация характера и содержания регионального планирования. Оно должно отражать, прежде всего, интересы региона как субъекта рыночных отношений.