Смекни!
smekni.com

Управление финансами негосударственных пенсионных фондов (стр. 2 из 6)

Кроме того, в числе объектов, в которые запрещено инвестировать пенсионные резервы отсутствуют ценные бумаги учредителей негосударственного пенсионного фонда и их аффилированных лиц.[5] Единственное ограничение в этой области предусматривает, что в ценные бумаги учредителей и вкладчиков фонда может быть вложено до 30 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов.[6] В совокупности с возможностью инвестирования в векселя (в т.ч. векселя учредителей и их аффилированных лиц) до 50 процентов стоимости размещенных резервов[7] это делает пенсионные фонды весьма уязвимыми для злоупотреблений со стороны учредителей.

Взаимодействие пенсионного фонда и его доверительного управляющего регулируется нормативными актами и договором об управлении пенсионными резервами. Поскольку действующее законодательство регламентирует лишь наиболее общую часть отношений между пенсионным фондом и его управляющей компанией, содержание договора об управлении пенсионными резервами в настоящее время имеет определяющее значение.

Доверительное управление имуществом – сравнительно новый институт гражданского права России. Его общие положения содержатся в главе 53 ГК РФ. Согласно ст.1012 ГК РФ доверительный управляющий вправе совершать в отношении переданного ему в управление имущества любые юридические и фактические действия в интересах учредителя доверительного управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Управляющий ограничен в своих действиях по отношению к переданному ему учредителем имуществу только законом либо условиями договора доверительного управления. Исключение составляет лишь недвижимое имущество, распоряжение которым управляющий вправе осуществлять только, если такое право предоставлено ему законом или договором с учредителем.

В качестве существенных условий договора доверительного управления ГК РФ определяет (п.1 ст.1016): 1) состав имущества, передаваемого в управление; 2) наименование (имя) учредителя и/или выгодоприобретателя; 3) размер и форму вознаграждения управляющего; 4) срок действия договора.

В ГК РФ сформулированы основные принципы договора доверительного управления имуществом, важнейшими из которых являются:

1) обособление имущества доверительного управления от имущества управляющего и иного имущества (ст.1018);

2) презумпция ответственности доверительного управляющего за прямые убытки и упущенную выгоду (ст.1022);

3) обусловленность права управляющего на вознаграждение и возмещение расходов наличием доходов от использования имущества доверительного управления (ст.1023);

4) выделение денежных средств и ценных бумаг в качестве особых объектов доверительного управления (ст.ст.1013, 1025).

Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" содержит ряд специальных норм, регулирующих отношения по управлению пенсионнымирезервами. Так, названный закон устанавливает, что договор доверительного управления пенсионными резервами должен соответствовать условиям, утвержденным Правительством РФ (ст.25), а ценные бумаги, в которые размещены пенсионные резервы, управляющий должен хранить на отдельном счете, открытом на его имя в специализированном депозитарии пенсионного фонда (ст.26). Приказом Государственной инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ от 27.12.1999 г. № 134 утверждены Условия договора о размещении пенсионных резервов, заключаемого негосударственным пенсионным фондом и управляющей компанией (далее - Условия). Условия определяют, что управляющий обязан осуществлять размещение пенсионных резервов на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации. Содержание перечисленных принципов Условия не раскрывают. Основная часть сформулированных в Условиях требований к договору управления пенсионными резервами с той или иной степенью точности воспроизводит положения гл.53 ГК РФ.

Отношения по доверительному управлению пенсионными резервами также регулируются иными нормативными актами. Так, согласно ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от 23.12.2003 г.)доверительное управление пенсионными резервами является лицензируемым видом деятельности. Соответствующую лицензию до настоящего времени выдавала ФКЦБ РФ[8]. Но поскольку требования к порядку размещения пенсионных резервов устанавливаются и контролируются иным регулирующим органом - Инспекцией негосударственных пенсионных фондов[9], федеральный орган по рынку ценных бумаг лишен каких-либо полномочий в части контроля за деятельностью управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных резервов.

Доверительный управляющий обязан учитывать операции с имуществом, составляющим пенсионные резервы, на отдельном балансе в соответствии с учетной политикой фонда и формами учета, установленными для негосударственных пенсионных фондов приказом Минфина РФ от 21.02.2001 г. № 15н[10]. При составлении бухгалтерской отчетности негосударственного пенсионного фонда в нее включаются показатели бухгалтерской отчетности, представленной доверительным управляющим, путем построчного суммирования аналогичных показателей. К сожалению, нормативные акты министерства финансов не разъясняют, чьей учетной политикой должен руководствоваться управляющий при составлении бухгалтерской отчетности по договору доверительного управления, своей собственной или же принятой учредителем доверительного управления.

Еще одним достаточно серьезным упущением законодателя является ограничение для инвестиций пенсионных резервов в российские паевые фонды. Этот инвестиционный инструмент идеально подходит для пенсионных фондов, реализующих пенсионные планы с установленными взносами (defined contribution plans). План с установленными взносами предполагает, что вкладчик (участник) или его работодатель делает фиксированные взносы, а величина выплат, которые будет получать вышедший на пенсию участник, пропорциональна росту стоимости пенсионных резервов. При этом вкладчик принимает участие в определении инвестиционной декларации и несет инвестиционные риски. Именно такие пенсионные схемы позволяют негосударственным пенсионным фондам размещать пенсионные резервы в паевые фонды. В США почти половина всех активов фондов, реализующих подобные пенсионные планы, инвестируются во взаимные фонды.[11]

Тем не менее, действующее законодательство[12] позволяет размещать средства пенсионных резервов в векселя, причем не предъявляет каких-либо требований к плательщикам по таким ценным бумагам.

Нормативно неопределенными остаются такие важные элементы договора доверительного управления пенсионными резервами, как:

- содержание понятия «должная заботливость управляющего»;

- показатель эффективности управления и алгоритм его расчета;

- исходные данные для расчета показателя эффективности управления, вознаграждения управляющего;

- содержание понятия «упущенная выгода»;

- порядок расчета вознаграждения доверительного управляющего;

- возможность предоставления доверительным управляющим гарантий относительно результатов управления;

- соотношение учетной политики негосударственного пенсионного фонда и управляющего пенсионными резервами.

Примечателен также тот факт, что ни один из нормативных актов, регулирующих деятельность негосударственных пенсионных фондов, не содержит термина "инвестиционная декларация" применительно к инвестированию средств пенсионных резервов (однако, этот термин широко используется законодателем, когда речь идет о пенсионных накоплениях). Указанные акты оперируют более широким понятием - “план размещения пенсионных резервов”. Но план размещения пенсионных резервов составляется для внутренних целей негосударственного пенсионного фонда с учетом его обязательств по пенсионным планам и актуарных расчетов. В договор же доверительного управления пенсионными резервами должна быть включена инвестиционная декларация, составленная в соответствии с планом размещения пенсионных резервов. Управляющий, особенно в случаях, когда у негосударственного пенсионного фонда несколько доверительных управляющих либо управляющему переданы в управление не все пенсионные резервы, объективно не в состоянии следить за соответствием своих действий плану размещения пенсионных резервов. Таким образом, управляющий обязан действовать согласно инвестиционной декларации, которая должна включать все необходимые ограничения. Соответствие действий управляющего требованиям инвестиционной декларации является главным элементом понятия «должная заботливость».

На практике, как управляющие, так и негосударственные пенсионные фонды, мало внимания уделяют составлению инвестиционной декларации, несмотря на то, что в случае разногласий относительно тех или иных действий управляющего, именно этот документ имеет решающее значение. Достаточно подробная инвестиционная декларация, с одной стороны, обеспечивает соответствие инвестиций управляющего плану размещения пенсионных резервов, а, с другой стороны, защищает последнего от необоснованных претензий со стороны негосударственного пенсионного фонда в части возмещения убытков, в т.ч. упущенной выгоды.

Специфика российских негосударственных пенсионных фондов (преобладание пенсионных планов с установленными выплатами (defined benefit plan) и смешанных схем), обусловленная обязательствами по пенсионным договорам, предполагает такое размещение части пенсионных резервов, которое гарантирует некий фиксированный доход. В связи с этим вполне естественным выглядит стремление негосударственных пенсионных фондов разделить с доверительным управляющим ответственность за предусмотренный условиями действующих пенсионных планов прирост стоимости пенсионных резервов. Однако, гарантии управляющего относительно прироста стоимости вверенного ему имущества всегда ограничены наличием на рынке объектов инвестирования с соответствующей фиксированной доходностью. Очевидно, что именно такие объекты инвестирования должны составить основу инвестиционной декларации. При этом указанная в инвестиционной декларации доля пенсионных резервов, подлежащих инвестированию в объекты, которые не имеют заранее известной стоимости погашения (реализации) и/или не приносят фиксированного дохода, должна определяться исходя из того уровня фиксированной доходности, который известен для остальных объектов инвестирования. В противном случае гарантии управляющего лишены материальных оснований.