Правовая идеология также имеет свои элементы: понятия, суждения, умозаключения, принцип, теория, концепция и т.д. Большинство определений этих элементов можно найти в формальной логике, что подчеркивает теоретический характер правовой идеологии.
Правовая идеология должна формироваться как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласования разных общественных интересов, путем достижения социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, политический плюрализм, высокую роль суда как антипода бюрократического управления, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Без политико-правовой идеологии немыслимо современное цивилизованное общество. Примерами высокоидеологических документов могут служить Конституция США, Конституция ФРГ, французская Декларация прав человека и гражданина 1789г., являются “жесткими” конституциями и выступают идеологическим фундаментом демократий и правовых систем западных стран.
Правовая идеология обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы, прежде всего социальных групп, классов, народов и т.д. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми - юристами, политологами, экономистами, социологами, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы, как большинства, так и меньшинства, и другие факторы. Но, к сожалению, в современном обществе, на идеологическом уровне еще не преодолены все те предубеждения и стереотипы, которые сегодня мешают достаточно полному пониманию роли права, его социального потенциала. В числе таких предубеждений – одномерное представление о праве лишь как о средстве наказания и разрешения конфликтов, отождествления права с законом и т.д. Сюда может быть отнесен и подход к праву, названный “антиюридическим морализмом”, при котором право предстает как второстепенное, нижестоящее по отношению к нравственным началам. И здесь уместно будет сказать о существовании неписаного закона: сознание, в том числе и правовое, не терпит пустоты, - какая- то, часто далеко не лучшая, система взглядов его всегда заполнит. В результате механической деидеологизации возникло опаснейшее положение: усиливающее ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои населения. На такой зыбкой духовной почве правовое государство и прочный правопорядок невозможны. Поэтому сейчас нарастает общественная потребность в новой, демократической государственно-правовой идеологии. Для Россия в крайне сложный период правовая идеология приобретает особую значимость, в условиях многонациональной государственности. Национально-правовая доктрина – показатель высоты правового сознания общества, она характеризует важнейшие культурно-правовые ценности, которые служат своего рода “пропуском” в семью цивилизованных народов мира, позволяя занять подобающее место. Национальная правовая идеология позволяет человеку, классам, партиям, так или иначе, ориентироваться в новой политической обстановке. Никакая, даже самая детальная, пропаганда действующего законодательства этого дать не может. В отличие от конкретных и утилитарных программ, лозунгов, планов и обещаний правовая идеология ориентируется на долговременные процессы, нормы поведения, в силу чего она способна соединять поколения, концентрировать смысл их деятельности (в частности, молодежи) на социальные созидательные цели. Таким образом, правовая идеология есть такой синтез правовых знаний, в целом правовой культуры, который в концептуальном виде доступен не только, специалистам, но и широким слоям населения, конкретно каждому человеку, пропагандируя смысл жизни, работы, ориентируя их в сложном и противоречивом мире.
Ядром правовой идеологии, ее обязательным компонентом являются знания права, которые по своей сути обращаются к каждому человеку с предписаниями, дозволениями и запретами, представляют ему права и возлагают на него обязанности. Человек, большие и малые социальные группы не знающие права своего государства, ведут не правовую жизнь, руководствуются стихийно возникающими самодеятельными представлениями о правах и обязанностях, присущими им в той или иной степени от природы или приобретенными в результате практического опыта, в том числе «дурной» практики. Если они не знают своих обязанностей, их пределов, то не в состоянии их соблюдать, и бессильны перед произволом власти, уступают ей, проявляют покорность. Зная, что «можно», «должно», чего «нельзя», они могут настаивать не только на своих естественных, прирожденных правах и свободах, на их принципиальной неприкосновенности и обеспеченности, но и могут требовать еще, чтобы они действительно соблюдались, были ограждены от нарушений и не попирались другими, чтобы государство создало необходимые условия для их использования. Кто хочет действительно знать право, должен его понимать как объективную потребность социализации в конкретном обществе и приспособится к нему, двигаясь к истинному знанию, которое дается юридической наукой и воспитывается в ходе систематического образования.
Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеологии. Первое отличие проявляется в том, что правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология – на уровне присущих ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, так как субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.
Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.