Платежным поручением №107 от 01.03.2006 истец перечислил третьему лицу 2770 рублей 50 копеек.
На оставшуюся сумму истцом произведен зачет по задолженности третьего лица по иным договорам страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
При суброгации происходит перемена лица в обязательстве на основании закона (статья 387 Гражданского кодекса Российской Федерации), поэтому перешедшее к страховщику право осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и ответственным за убытки лицом.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», потерпевший вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, в пределах страховой суммы[84].
Одна из особенностей гражданско-правовой ответственности – соответствие размера ответственности размеру причиненного вреда или убытков. Объем возмещения вреда, по общему правилу, должен быть полным. Однако, возможно сверх полное возмещение, если это обусловлено договором, вне зависимости от времени его подписания, т.е. как до случая возникновения деликта, так и после. Кроме того, такая ответственность может быть установлена нормативными актами, например, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[85] возмещение вреда ликвидаторам аварии производится не владельцем источника повышенной опасности, а, учитывая экстранеординарную ситуацию, производится государством в повышенных размерах, чем по сравнению с обычными размерами, предусмотренными ГК РФ и другими социально-нормативными актами.
Правила деликтной ответственности не должны по усмотрению сторон уменьшать размер ответственности, изменять субъекта, обязанного к возмещению вреда вопреки императивно-установленным нормам, т.е. любые соглашения об уменьшении размера деликтной ответственности либо изменения порядка взыскания ничтожны.
Вместе с тем ст. 190 КТМ РФ устанавливает пределы ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, которая не должна превышать 175 тыс. расчетных единиц в отношении перевозки в целом, за утрату или повреждение каютного багажа не должна превышать 1, 8 тыс. расчетных единиц на одного пассажира в отношении перевозки в целом. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение автомашины, в том числе багажа, перевозимого в ней или на ней, не должна превышать 10 тыс. расчетных единиц за одну автомашину. При этом на груз между перевозчиком и пассажиром допускается соглашение о вычете франшизы (льготы безусловной), не превышающей 300 расчетных единиц в случае повреждения автомашины и не превышающей 135 единиц на пассажира в случае утраты или повреждения иного багажа, т.е. эти суммы должны вычитаться из размера ущерба. Однако эти правила распространяются только на субъектный состав, осложненный иностранным элементом.
Ст. 400 ГК РФ позволяет по отдельным обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, ограничивать право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность). По общему же правилу ответственность всегда полная, а в случаях, предусмотренных законом или договором, повышенная.
В случае, если перевозчик или пассажир являются организациями или гражданами Российской Федерации, ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется в соответствии с правилами законодательства РФ.
Ст. 12 ГК РФ закрепляет исчерпывающий перечень способов защиты гражданских прав. В плоскости рассматриваемой нами ответственности, а также принимая во внимание функции гражданского права и исходя из процессуальной цели исков, существуют 4 способа защиты прав:
1) восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
2) присуждение к исполнению в натуре;
3) возмещение убытков (наиболее распространенный способ). По смыслу закона, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода) – ст. 15 ГК РФ.
Отсюда следует, что существуют два вида убытков: реальный ущерб и упущенная выгода. Возмещение убытков может сочетаться с другими способами гражданских прав. Нормы о возможности взыскания будущих расходов являются новеллой по сравнению с ГК РСФСР 1964 года. Основная проблема в этой связи может заключаться в доказывании упущенной выгоды, т.е. в предоставлении фактов, убеждающих суд.
4) Компенсация морального вреда впервые появилась в Основах гражданского законодательства Союза ССР 1991 года и нашло свое закрепление в настоящем ГК РФ[86].
Неустойка (штраф, пеня) – это дополнительные санкции, которые обеспечивают исполнение обязательств по факту уже возникших гражданских правоотношений. Неустойка не может применяться вне возникших гражданских правоотношений, она носит стимулирующий характер, побуждает должника к надлежащему исполнению обязательств и является дополнительным обременением материального характера.
В зависимости от возможности сочетания неустойки с возмещением убытков, закон различает 4 вида неустойки: зачетную, штрафную, исключительную и альтернативную (ст. 394 ГК РФ).
Возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, новый ГК РФ посвятил отдельный параграф, состоящий из 12 статей. Жизнь и здоровье – одно из самых ценных человеческих благ.
Справедливо отмечает К.Б. Ярошенко: «Деликтная ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью, носит универсальный характер. Она наступает на равных условиях независимо от того, в каких отношениях с причинителем состоял потерпевший»[87].
Согласно действующему законодательству, все потерпевшие, здоровью которых нанесен вред, могут быть поделены на две группы: те, которые состоят с причинителем вреда в трудовых или иных договорных отношениях и не состоягцие в каких-либо отношениях.
Прав И.Н. Поляков, говоря, что «между этими группами серьезных различий в возмещении вреда нет, кроме одного: лица первой группы имеют право требовать выплаты им суммы единовременного пособия, а вторые правом на получение такого пособия не пользуются»[88].
Кроме того, застрахованному не может быть отказано в возмещении вреда в результате несчастного случая на производстве вследствие воздействия непреодолимой силы.
Причинение вреда здоровью гражданина может выражаться в увечье (травме), профессиональном заболевании или ином повреждении здоровья. Увечье характеризуется физическими повреждениями, наступившими под воздействием каких-либо внешних факторов. Профессиональное заболевание является результатом систематического и длительного воздействия на организм человека неустранимых вредных последствий производства либо специфических для данной профессии факторов.
Ст. 1085, 1086, 1088, 1089 детально регулируют порядок возмещения утраченного заработка, возмещения вреда в случае потери кормильца. Объем и характер возмещения дополнительных расходов, связанных с восстановлением здоровья, поэтому посвятим свое исследование основаниям увеличения и уменьшения размеров вреда, а также анализу соотношения конкурирующих норм параграфа 2 главы 50 ГК РФ и ФЗ Ш 125 от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – ФЗ №125 от 24.07.1998 г.).
П. 2 Cт.1 ФЗ №125 от 24.07.1998 г. не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, но это не говорит о том, что фонд в рассматриваемых нами ситуациях должен вообще уклоняться от гражданской ответственности, иначе обязательное социальное страхование работников теряет свой смысл.
Нами предлагается внести изменения в текст п. 2 ст. 8 ФЗ №125 от 24.07.1998 г., изложив его в следующей редакции:
«2. Оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждался и будет нуждаться в соответствии с программой реабилитации… (далее по тексту)».
Следует отметить, что компенсация морального вреда осуществляется причинителем вреда (п.З ст. 8 ФЗ №125 от 24.07.1998 г.[89])
Возмещение расходов на погребение лицу, понесшему эти расходы, возлагается на лицо, ответственное за вред, т.е. на владельца источника повышенной опасности. При этом пособие на погребение и единовременное пособие по случаю потери кормильца в счет возмещения вреда в этой части не засчитывается. Лицами, понесшими эти расходы, могут быть как члены семьи так и другие граждане, организации, принявшие на себя заботу и расходы по похоронам (ст. 1094 ГК РФ).
Судебная практика исходит из того, что эти расходы должны быть разумными по стоимости и необходимыми по целесообразности: стоимость гроба, услуг морга, доставка гроба на кладбище, выкапывание могилы, установка стандартных памятников и оград, а также ритуальные расходы (отпевание в церкви, поминальный обед).