К этому времени произошло значительное изменение положения иудеев в мире, они стали влиятельной политической силой. Им покровительствовали испанские Омейяды, французские Каролинги. За некие услуги, оказанные им, иудеи преподнесли Карлу Великому красное знамя и царские знаки последних римских императоров, попавшие к ним через готов. Значительная часть международной торговли оказалась в руках иудеев. Под их контролем уже находилась и большая часть работорговли.
В житии болгарского святого IX в. Наума рассказывается о покупке торговцами-иудеями в качестве рабов славянских священников, учеников Кирилла и Мефодия, у латинян-германцев в Великой Моравии после разгрома там Православия. Эти славяне-священники были затем выкуплены послом Византии у торговцев-иудеев в Венеции и отправлены в Константинополь.
Влиятельные международные связи видимо позволили хазарским иудеям-властителям легализировать себя в качестве открыто господствующей политической группировки. Это время, конец VIII века — начало IX века, и отмечено писателями-современниками, как момент принятия хазарами иудаизма.
К этой поре, вероятно, относится и перенесение столицы Хазарии из прикавказского Семендера в Итиль на Волге, хотя в источниках IX века она под этим именем еще не упоминается. Впервые в древних источниках название Итиль появляется лишь в Х веке ([6], с. 129). Ранее, начиная с IX в., столица хазар на Волге была известна под разными именами: Сарашен (Хазаран), Ханбалык ([2], с. 395) или Хамлык ([6], с. 130). Если принять толкование последнего названия происходящим от древнеиудейского “ha -maleh” — “царь”, как это понимает А.П. Новосельцев, то так могли назвать свою столицу в IX в. хазарские цари, принявшие иудаизм ([6], с. 130). Это является косвенным подтверждением времени перенесения столицы хазар из Семиндера в Итиль.
По известию царя Иосифа, в Х в. Итиль состоял из трех частей. В одной части жила царица со своими приближенными. В этой части, вероятно, восточной и расположенной на левом берегу Волги, жили также “иудеи, исмаилитяне и христиане”, а также купцы других народов и племен ([2], с. 393). Там были синагоги, мечети, церкви, бани, рынки. В Итиле было 7 судей — по 2 для иудеев, мусульман и христиан и 1 для язычников. Судили они по обычаям и установлениям своих вер.
Во второй части города, расположенной на правом берегу, жила знать и располагался 10-тысячный отряд стражи из хорезмских мусульман. Каган и царь жили на острове посреди реки. Там же находились поля, виноградники и все необходимое для их жизни. Царь жил в каменном дворце. Прочим людям таких домов иметь не разрешалось.
К IX в. относится и укрепление хазарами двух других важных в торговом отношении и узловых городов — Тмутаракани в Керченском проливе и Белой Вежи (Саркела) на Дону. По мнению М.И. Артамонова, древняя Белая Вежа, первоначально стоявшая на правом берегу, была разрушена во время восстания, имевшего место в начале IX в., а новый город тогда же был построен византийцами по просьбе хазар на левом берегу ([2], с. 328). Построение Саркела означало окончательную победу властей в междоусобной войне и утверждение иудаизма в их среде.
Перенесение хазарской столицы в Итиль в IX в. и укрепление других городов в важных узлах торговых путей, означало качественно новую ступень в развитии Хазарии. Из государства чисто военного, занимавшегося сбором даней с покоренных народов и племен и грабежами соседей, Хазария превратилась в государство торгово-паразитическое. Отныне важнейшей статьей дохода в государстве становится посредническая международная торговля, сбор пошлин с проезжающих госгой (купцов). Упорядочивается сбор даней. Для безперебойного их поступления в столицу власти на местах учреждают особых надсмотрщиков-тудунов ([6], с. 144). При этом наметилось стремление собирать дани не натуральными продуктами, но в виде денег.
Большая часть поступлений в казну теперь шла царю, его ближайшему окружению и иудеям-торговцам. Это привело к тому, что двоевластие, еще существовавшее у хазар в IX в., в Х в. сменилось властью царя (бека). Каган был лишен всякой власти и влияния ([6], с. 142) и превратился, как уже указывалось, в подобие некоего «жертвенного животного». Торговля, имевшая столь важное значение для Хазарии, оказалась в руках преимущественно иудеев ([6], с. 116). Иудеи-торговцы жили во всех городах Хазарии и составляли верхний слой хазарского общества и были главной опорой властей.
Из письма царя Иосифа наглядно видно, как правящие крути расценивали остальной народ, гоев. Все, кроме знати, считались «рабами» царя ([6], с.. 119). Простым хазарам предоставлялось лишь «почетное» право охранять иудеев-торговцев, живших в городах на окраинах государства. Охрану царя и его окружения уже несла особая стража из 10 тысяч мусульман. Как обращались с простыми хазарами, видно из ответа царицы голодающему народу, обратившемуся к ней за помощью: она посоветовала им надеяться на милость божию ([2], с. ).
После неудачного восстания против властей, значительная часть хазар, оставшихся верными старой, языческой вере, либо оказалась на окраинах страны, либо была вынуждена бежать за ее пределы и наниматься воинами к другим правителям. Так, вероятно, появились хазары-язычники в войске киевского князя Игоря.
Войско же Хазарии становится, по преимуществу, наемным. Помимо мусульман в нем были русь, славяне. Видимо, в это же время из-под власти хазар выходит значительная часть ранее зависимых областей, и собственно Хазария, как явствует из письма царя Иосифа, ограничивается землями между Нижней Волгой, местом наибольшего сближения Волги и Дона, Левобережьем Дона и Северным Кавказом. Значительная часть Приволжских и Причерноморских степей к этому времени оказывается во власти огузов и печенегов. Власти Хазарии не занимала судьба этих земель. Они были обезпокоены выколачиванием дани с покорных им народов, сбором пошлин с речных и сухопутных караванов, посреднической торговлей и ростовщичеством.
Такое положение не только сдерживало развитие восточноевропейских племен и народов, но приводило их к нищете и разорению. Спасение было в освобождении от хазарского ига.
Важнейшее значение для народов Восточной Европы в IX-X вв. приобретал выбор пути будущего духовного развития. Особенно остро этот вопрос стоял перед племенами восточных славян. Их языческая вера стала медленно отступать под мощным натиском новых мировых вер в Балтийское Приморье и глубинные области Восточно-Европейской, Русской равнины.
Из Хорезма через Волжскую Булгарию и из Закавказья проникало мусульманство. Хазария, подчинившая часть восточнославянских племен, была мощным очагом распространения иудаизма и его воззрений.
Причерноморье с первых веков от Рождества Христова было знакомо с Православием, и оттуда постоянно исходил свет его учения. Об этом свидетельствует и путешествие апостола Андрея по Днепру к Киевским горам. Проповедническая деятельность святителя Климента Римского в конце I — начале II века в Корсуни (Херсонес) и его окрестностях, где он был в ссылке и где умер; святителя Иоанна Златоуста, отбывавшего ссылку в одном из городов Абхазии в V в., и их учеников служили центрами, откуда распространялось Православие по Крыму, Кавказу и всему Причерноморью.
Путешествие святого Константина (Кирилла) в 860-861 гг. в Хазарию привело к обращению в православие значительной части хазар. Это путешествие выражало собой стремление Византии облегчить положение христиан Хазарии и добиться восстановления архиепископства в Крыму и Тамани, ликвидированного во время гонений на христиан ([2], с. 333). Веротерпимость хазарских властителей, о которой сообщают восточные писатели и царь Иосиф, была вынужденной добродетелью. Она объяснялась мощной поддержкой, оказываемой христианам со стороны Византии, а мусульманам со стороны Халифата. Однако, когда у Хазарии было достаточно сил, особенно после открытой победы иудаизма, то там преследовались и христиане, и мусульмане, и язычники.
Крещение западных славян святыми равноапостольными Константином (Кириллом) и Мефодием (865 г.), создание ими славянской азбуки и перевод на славянский язык Священного Писания и Богослужения утвердили среди славян Православие, остановив распространение латинской традиции, уже имевшей в то время уклонение в ересь. Вслед за Великой Моравией и другими западными славянами Православие приняла Балканская Болгария (865 г.).
В 866-867 гг. (по Никоновской летописи в 877 г.) русские князья Аскольд и Дир, сидевшие в Киеве, также принимают Православие. Находки в Киевских пещерах говорят о проникновении сюда христианства гораздо раньше времени Аскольда и Дира. Торжество язычества после их гибели не могло быть долго вечным. Русь должна была выбрать свой путь духовного развития. Этому выбору во многом способствовала деятельность князя Святослава.
По мнению М.И. Артамонова ([2], с. 365) и В.В. Мавродина ([4], с. 154), освобождение полян от хазарского ига произошло на грани VIII и IX вв. Уже в 860 г. 200 русских кораблей, предводимые князьями Аскольдом и Диром, напали на Царьград как мощная самостоятельная сила. Вероятно, в борьбе с одним из племен, подчиненных Хазарии погиб сын Аскольда. “Гранью, и весьма существенной, является объединение Новгорода и Киева, т.е. Славии и Куявии в одно большое государство”, — отмечает Б.Д. Греков ([3], с. 448). Овладев Киевом в 882 году и тем самым подчинив своей власти весь путь “из варяг в греки”, князь Олег начинает последовательную и упорную борьбу с Хазарским каганатом, добиваясь освобождения из-под хазарского ига восточно-славянских племен и объединения их в одном государстве.